Выполни практическую работу моделируем распускание цветков вьюнка. Информационная поддержка кампании в защиту дунайского заповедника. Вопросы на закрепление

Ах, чашечка вьюнка... сияет розовым в орнаменте зеленом...

Ах, чашечка, ах, чашечка вьюнка
Сияет розовым в орнаменте зелёном.
Обнял вьюнок все травы, край лужка,
Драпировал узором, нежным флёром...

Привстав на цыпочки, к деревьям льнёт,
Стараясь, день и ночь украсить всю окрестность.
Поймёт ли кто усердия полёт?
Сердечко бьётся, тихо распуская нежность…

Опоре малой весело вьюнок
Ответит, граммофончики развесив.
Получит радость тот, кто одинок,
И будет нежно петь им теплый летний ветер.
Джамрина









Ботаники растение называют ипомеей.
Растение же это любители-цветоводы чаще называют вьюнком или граммофончиками. Для него подходит и то и другое. «Вьюнок» - потому что легко и быстро обвивает опору, «граммофончики» - из-за воронковидных, довольно крупных цветков самой разнообразной окраски - пурпурной, розовой, фиолетовой, голубой. Встречаются полосатые и махровые формы.









Растение это - из семейства вьюнковых, рода ипомея, в котором около 500 видов травянистых растений. Чаще всего в садах встречается ипомея пурпурная, но кроме нее есть ипомея красно- голубая - с красной звездочкой внутри лазоревого цветка, а на юге растет ипомея крупноцветковая с белыми грамофончиками.






Родина ипомеи - южные страны, вьющееся, слегка опушенное растение, длинные, до 2-З м стебли сплошь покрыты сердцевидными заостренными листьями с множеством цветков. Яркая окраска и запах нектара привлекают пчел, бабочек, различных мух, которые опыляют растения. Интересно, что цветки бывают раскрыты лишь в первой половине дня.





Цветки вьюнка трехцветного имеют воронковидную форму и желтый центр, вокруг которого расположена белая полоса, ярко контрастирующая с окраской остальной части цветка.







Внешне на ипомеи похож полевой вьюнок, Convolvulus arvensis L. Народные названия: березка, повилика, вьюн. Он тоже из семейства вьюнковых. Это многолетний сорняк с подземным корневищем белого цвета и бледно-розовыми цветками. Растет он в посевах, вдоль дорог. К этому роду вьюнковых относятся и декоративные виды.





Ипомеей хорошо затенять солнечные террасы или веранды, обвить перголу, посадить их вдоль сетчатой ограды и закрыть участок от посторонних любопытных глаз.






Можно просто обсадить дом с южной стороны, обвить южные окна, и микроклимат в доме станет более благоприятным - прохладным и влажным, а доски, которыми обит дом снаружи, не будут рассыхаться. На давно освоенном участке с помощью шпалеры с ипомеей можно отделить сад или огород, участок хозяйственного назначения или стоянку для автомашины. И это будет самая красивая ограда. Если обсадить ипомеями беседку со столом и скамьями, то получится уютное место для отдыха. Арки из гнутых металлических прутьев над дорожкой к дому, увитые ипомеей, превратят эту дорожку в зеленый коридор. Еще проще соорудить такую арку над калиткой у входа на участок, украсить крыльцо или балкон.






Ипомеи можно посадить и в цветнике. С их помощью разбивают плоское пространство большого цветника, отчего он становится более живописным. Из ипомеи можно создать различные зеленые фигуры или фонтан со струями-стеблями, разлетающимися во все стороны или направленными в одну сторону. И все, что нужно для этого, - опоры соответствующей формы и ваша фантазия.





Очень интересный вариант - использование в качестве опор зеленых и засохших деревьев. Здесь открываются беспредельные возможности для творчества, вплоть до создания произведений искусства. Сучья плодовых или лесных деревьев можно прикрепить с помощью проволоки к вбитым в землю трубам, а затем обвить их ипомеей.






Лекарственные свойства вьюнка известны еще с времен Авиценны, который рекомендовал его для лечения астмы, заболеваний легких, печени и селезенки.
В химический состав растения входят психоактивные алкалоиды, поэтому в средние века вьюнок применялся для изготовления колдовской мази.
Растение обладает слабительным, желчегонным, мочегонным, гипотензивным и ранозаживляющим свойствами. Семена вьюнка усиливают перистальтику кишечника и повышают секреторную деятельность толстого кишечника. В народной медицине считается, что более эффективно применение свежего растения, так как сушеное сырье теряет большую часть действующих веществ.
Растение ядовито, следует соблюдать осторожность!





Цветки вьюнка трехцветного распускаются ранним утром и на протяжении всего дня демонстрируют свои яркие краски. Они живут только один день, поэтому закрывающиеся вечером цветки назавтра не распускаются.





В собрании сказок братьев Гримм есть легенда «Стаканчики Богоматери», в которой повествуется о том, как извозчик напоил утомлённую Богоматерь вином из цветков вьюнка, поскольку не имел стаканчика. С тех пор будто бы эти цветы так и прозвали - «стаканчики Богоматери».






И, как всегда, сказка:

Все цветы росли вверх, протягивая руки к солнцу, за дарами, которыми оно так щедро наделяло все живое. Только Вьюнок ползал в тени, не в силах подняться с земли, потому что у него не было крепкого хребта.
- Почему ты не карабкаешься вверх, как другие цветы? - спросила у Вьюнка мягкотелая Улитка.
- Что мне, почтенная делать, когда у меня нет хороших друзей? - простонал Вьюнок.
- Друзей можно обрести, надо только уметь,- подмигнула Улитка.
- Друзей за деньги не купишь, а у меня и денег нет, - беспомощно развел руками Вьюнок.
- Есть нечто более могучее, чем деньги. Это лесть. Скажи Колу в изгороди, что он самое красивое дерево в саду, и он позволит тебе виться вокруг себя и карабкаться вверх, - поучала Улитка.




Вьюнок, правда, сомневался, чтобы видавший виды седой Кол оказался таким простаком и поверил столь грубой лжи.
А не лучше ли подмазаться к какому-нибудь существу женского пола? Хоть к той же Черемухе, воробьи прочирикали ей уши о ее красоте, и она охотно позволяет этим бездельникам вить гнезда в своих ветвях. Не выйдет - он ничего не потеряет, а выйдет - обретет все.



Вьюнок подполз к Черемухе и слащавым голосом прошептал:
Жеманная Черемуха притворилась, что не слышит. Вьюнок начал виться вверх, настойчиво повторяя:
- Черемуха, Черемуха, как ты хороша!
Черемуха накинула на плечи белую шаль - упорная лесть Вьюнка ей, видимо, пришлась по душе.
- Теперь ты еще прекраснее! - восхищался Вьюнок.
- Скажи мне это на ухо! - игриво засмеялась Черемуха.
И Вьюнок вился все выше и выше. И вот уже шептал Черемухе не ухо:
- Ты…ты прелестнейшая из черемух! Больше он ничего не умел сказать. Но Черемухе достаточно было и этих нескольких слов, чтобы поверить в искренность Вьюнка.



Когда ветер сорвал с плеч Черемухи белую шаль, Вьюнок забыл даже эти немногие слова. Бедная Черемуха! Она с нетерпением ждала, что Вьюнок посватается к ней, но, когда настала осень, от тоски засохла, и садовник распилил ее на дрова.
Весной Вьюнок огляделся, кому бы польстить теперь. Вьюнок набрался смелости и приблизился к Колу в изгороди.
- Кол, послушай, Кол, - заговорил с ним Вьюнок. - Я все думал и никак не мог придумать…
- А? Ты это мне говоришь? - спросил глуховатый Кол.
Вьюнок продолжал терпеливо:
- Тебе, кому же еще. Я хотел тебе сказать…
- А?
- Поднимусь поближе к твоему уху. - Вьюнок проворно завился вверх. - Теперь ты слышишь? - спросил он.
- Теперь слышу.
- Я все думал и не мог придумать, почему никто не видит твоей красоты и силы? Разве изгородь устояла бы, не будь тебя? Ты ведь вся ее опора. По-моему, ты не только силен, но и красив. Самое красивое дерево во всем саду.
- Поднимись повыше, - попросил польщенный Кол, а Вьюнку только этого и надо было. За одну ночь он взобрался Колу прямо на голову и накричал ему в ухо столько похвал, что растроганный старикашка даже всплакнул, а воробьи от смеха за животики хватались.
- Ты единственный меня понимаешь,- лепетал Кол. - Ты мой лучший друг. Все остальные слепы. Даже поэты - они не посвятили мне ни одного прочувствованного стихотворения. Черемуху, Клен, Дуб - их поэты воспевают и славят, а скажи, чем эти деревья лучше меня?
- Да что ты! - воскликнул Вьюнок. Мне на них даже смотреть противно.
И случилось, что ребенок, увидев Кол, обвитый Вьюнком, воскликнул:
- Смотрите, какие красивые цветы!
- Ты слышал? Устами младенца глаголет истина,- торжественно подтвердил Вьюнок.
- Останься со мной на всю жизнь,- прокряхтел Кол. - Будешь говорить всему саду о моих достоинствах, а я буду подпирать тебя, чтобы ты не оставался в тени.




Но жить вместе им пришлось недолго. Пришла зима и нахлобучила Колу на голову большую снежную шапку, и прогнивший Кол под ее тяжестью свалился.
Вьюнок не скорбел по погибшему другу, а стал присматриваться, к кому бы теперь примазаться.
И к весне Вьюнок - хотите верьте, хотите не верьте - уже кружился и вился вокруг самого могучего Дуба.
Анна Саксе, Латвия





Аккорд свой нежный на исходе лета
Нам грамофончиком сыграл вьюнок.
Ах, лета уходящего примета, -
Спасибо, добродушный мой цветок!

Вьюнок мой милый, снова грустью думы
В прохладе вечера томят сильней.
Всё кажется, что в череде угрюмой
Нам мало выпало отрадных дней.

Обняв штакетник старого забора,
Ты ищешь в нём спасение своё.
Но только эта шаткая опора
Продлить не сможет счастие твоё.

Пусть ты цветёшь порою неприметно,
Цветок неярок твой, но духом горд.
И в предосенних, тихих звуках ветра
Я слышу твой венчающий аккорд!
Александр Соловьев




А в ботаническом саду префектуры Чиба (Япония) выращивают вот такую красоту:












Знакомый скромный цветочек!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет- биология

Класс- 5

Тема урока: С какой целью в биологии используется моделирование?

Цели урока.

Образовательная: расширить и углубить знакомство учащихся с понятием «научные методы познания» путем характеристики метода моделирования; описать этапы моделирования.

Развивающая: продолжить развивать общеучебные умения и навыки – работать с текстом параграфа и его составляющими; анализировать и обобщать различные виды информации, формулировать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи, моделировать явления живой природы; развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свои поступки, самостоятельность, уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения при групповой работе; продолжить формировать экологическую культуру учащихся и научное мировоззрение.

Планируемые образовательные результаты :

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, труду, готовности к саморазвитию и самообразованию;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные

Уметь проводить простейшие наблюдения, опыты;

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности;

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации, определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем, работать индивидуально и в группе.

Предметные

- уметь формулировать определение понятия «модель»;

Приводить примеры различных моделей;

Понимать значение научного моделирования;

Описывать этапы моделирования.

Методы обучения : словесные (беседа, опрос, повествовательный рассказ, инструктаж, консультирование), наглядные (демонстрация слайдов презентации, работа с иллюстрациями учебника), практические (работа с текстом учебника, выполнение практической работы)

Средства обучения: презентация по теме, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник; карточки с таблицами «Знаю/ не знаю» по числу учащихся (Приложение 2); карточки с текстами по числу учащихся (Приложение 1); оборудование для практической работы- цветная бумага, ножницы, линейки, миска с водой.

Тип урока - комбинированный

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организация начала занятия

Приветствие.

Беседа с дежурным

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку

Л.: положительное отношение к обучению, к школе

2.Проверка домашнего задания

1)Организует работу с текстом с пропусками.

2)Организует проверку результата домашнего эксперимента.

Самостоятельно заполняют пропуски в тексте.

Читают текст вслух по очереди.

Поясняют результат домашнего опыта.

Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки.

П.: формулировка гипотезы исследования,

проведение простейших опытов, трактовка результата,

3.Сообщение темы урока, формулировка задач. Мотивация учебной деятельности

Обращает внимание учащихся на изображение предметов- кукла, глобус, игрушечный автомобиль.

Организует работу по вопросам :

1.Что изображено на слайде?

2.На какие реальные объекты похожи эти предметы?

3.Каким общим термином можно назвать эти объекты?

4.Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы

Предлагают варианты общего понятия. Звучит термин «модель»

Называют тему урока, записывают в тетрадь.

Л.: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

У.:В наше повседневной жизни мы часто имеем дело с моделями. Термин «модель» происходит от латинского слова «модулюс» и переводится как мера, мерило, образец, норма.

Демонстрирует слайд презентации с термином.

В :Что вы знаете о процессе научного моделирования?

Заполните столбик «Начало урока» в таблицах, которые лежат у вас на партах. Если вы знаете ответы на вопросы, ставьте знак «+», если нет – знак «-«.

Слушают учителя.

Рассматривают слайды презентации

Отвечают на вопрос.

Заполняют таблицу «Знаю/ не знаю»

Формулируют цели урока

Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; проговаривание последовательности своих действий

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

Л.: понимание границы собственного «знания и не знания»

4. Усвоение новых знаний и способов действий

А)Понятие модели

Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «модель». Прочитайте на слайде определение этого понятия. Сравните со своим. Запишите его в тетрадь.

Предлагают варианты определения понятия «модель». Читают определение на слайде. Сравнивают со своим. Выписывают определение понятия в тетрадь.

П.: поиск и выделение нужной информации в тексте; формулирование определения нового понятия.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения

Б)Примеры моделей

У:Чаще всего под моделями мы подразумеваем уменьшенную копию какого – либо реального объекта.

Демонстрирует слайд презентации с уменьшенными моделями реальных объектов.

У.: Одна из таких моделей - модель «Биосфера –2». Это огромное (2 футбольных поля), изолированное от окружающей среды сооружение в пустыне США. Станция создана американскими учеными как модель возможных будущих обитаемых станций на Луне и других планетах. Удался ли эксперимент ученых? Об этом вы почитаете дома.

В: Как вы считаете, бывают ли модели, выполненные не в уменьшенном, а в увеличенном масштабе?

Демонстрирует слайд презентации с моделями увеличенного масштаба.

Слушают учителя.

Рассматривают иллюстрации на слайде

Слушают учителя. Рассматривают фотографии

Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ

Рассматривают иллюстрации слайда

К.: построение речевых высказываний.

Р.: контроль и корректировка своих ответов и ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения.

У:Рассматривая карту в учебнике, вычисляя объем какого – либо тела по формуле или рисуя математический график, вы тоже имеете дело с моделями.

Задание : рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

У: Таким образом, модели могут быть материальными или информационными.

Слушают учителя

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют график. Отвечают на вопросы.

П.: анализ графика, установление причинно – следственных связей по графику

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний

В)Метод научного моделирования

У.: Моделирование – важнейший метод получения новых знаний

Задание: В каких же ситуациях следует применять метод моделирования? Найдите примеры таких ситуаций в тексте учебника.

Слушают учителя.

Находят в учебнике информацию, читают вслух.

К.: построение речевых высказываний

П.: поиск и отбор нужной информации в тексте учебника; смысловое чтение

Г)Этапы научного моделирования

У:Научное моделирование проходит в несколько этапов.

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют схему. Выделяют этапы процесса научного моделирования. Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают свою точку зрения.

П.: анализ схемы, выделение главного

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников, высказывание и аргументация своего мнения

К.: построение речевых высказываний

Д)Практическая работа «Моделируем распускание цветков вьюнка»

У: Сейчас я хочу предложить вам выполнить практическую работу и проследить все этапы моделирования на практике.

Организует работу в группах над заданием №4 рабочей тетради – моделирование распускания цветков вьюнков.

Визуальный контроль. Оказывает помощь учащимся (при необходимости), консультирует.

Делятся на группы. Самостоятельно распределяют обязанности внутри группы. Работают по инструкциям в рабочей тетради. Создают модели цветка из цветной бумаги, проводят простейший эксперимент, наблюдают. Заносят результаты наблюдений в рабочую тетрадь.

Р.: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения с эталоном

П.: моделирование, установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; проведение простейших наблюдений, установление аналогии, оформление наблюдений в тетради

4.Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Организует работу по вопросам:

1.Что такое модель?

2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе?

3.В каких случаях необходимо использовать моделирование?

4.Какие этапы включает научное моделирование?

Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников. Исправляют ошибки в ответах одноклассников.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний, использование в речи научной терминологии; умение слушать собеседника

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на листы, которые заполняли в начале урока.

В .Все ли цели, поставленные в начале урока, были достигнуты? В :Довольны ли вы своей работой на уроке?

Заполняют третью колонку («Конец урока») в карточках.

Отвечают на вопросы. Оценивают свой вклад в изучение темы.

П.: обобщение, формулировка выводов

К.: построение монологических высказываний

Р.: адекватное отношение к оценке своей работы, самооценивание.

6. Информация о домашнем задании

Инструктирует по домашнему заданию:

1)п.6 – пересказ,

2)Задание №3 (стр. 35)

3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Записывают домашнее задание в дневник.

Л.: положительное отношение к обучению

МОДЕЛЬ – это объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.

Уменьшенные модели Модель танка Модель Солнечной системы

Модель «Биосфера – 2»

Увеличенные модели Модель строения клетки Модель строения бактерии

Задание: рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (натуральные) ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Моделирование распускания цветков вьюнка Цель: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. Гипотеза: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что …

Ход работы. 1.Сложите лепестки готовой заготовки из бумаги, как показано на рисунке 2.Положите готовые модели цветков в миску с водой сложенными лепестками вверх

Результат Я наблюдаю, как … Я думаю, что это происходит потому … Похожее явление происходит и с цветками вьюнка…

Контрольные вопросы 1.Что такое модель? 2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе? 3.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 4.Какие этапы включает научное моделирование?

Домашнее задание 1)п.6 – пересказ, 2)Задание №3 (стр. 35) 3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Текст с пропусками

Задание: заполнить пропуски.

Метод – это способ получения научных данных. Универсальными методами научного познания окружающего мира являются: ___________, _________ и моделирование. Наблюдение – это __________________________________

________________________________________________________________.

Наблюдать можно за ____________________________________________.

Эксперимент – это _______________________________________________

______________________________________________________________.

Любое научное исследование начинается с формулировки предположения, т.е. ________________.

Приложение 2

Таблица «Знаю/ не знаю»

Вопросы

Начало урока

Конец урока

1.Могу сформулировать определение понятия «модель»

2.Знаю, в каких ситуациях используется метод моделирования

3.Знаю этапы процесса моделирования

4.Могу создавать модели и проводить с ними эксперименты


Транскрипт

1 В.А. Самкова Д.И. Рокотова Рабочая терадь к учебнику «Биология. 5 класс» Условные обозначения: Наблюдение, опыт, моделирование Сложный вопрос Работа в паре, группе Творческое задание Работа с дополнительными источниками информации

2 ВВЕДЕНИЕ Урок 1. Величайшее чудо на планете Планеты Земной группы 1. Три ближайшие к Солнцу планеты по ряду признаков похожи на нашу Землю. Они получили название планет земной группы. Подпиши названия этих планет, если известно, что: А. Венера меньше Земли, но больше Меркурия. Б. Марс больше Меркурия, но меньше Венеры. Рис. 1. Планеты земной группы Рассмотри снимки поверхности планет земной группы и Луны, полученные с помощью исследовательских космических станций. Подбери прилагательные, которые наиболее точно характризуют эти пейзажи. Встречаются ли похожие пейзажи на нашей планете? 2

3 Рис. 2. Поверхность Марса 3. Прочитай пункт 1 в рубрике «Хотите знать больше?» (с. 47). Что известно в настоящее время о существовании жизни на других планетах Солнечной системы и за её пределами? Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовь небольшое сообщение о том, какими методами ведутся поиски жизни в Солнечной системе и за её пределами. 4. Прочитай стихотворение. Догадайся, что автор назвал самым большим чудом. Чудо Удивительное Чудо: Там, Где магазин «ПОСУДА», Возле дома Номер три, Сквозь асфальт У перёкрестка Пробивается. Роман Сеф 3

4 Приходилось ли тебе наблюдать подобное явление? Удивило ли оно тебя? Какие это были растения? А что ты считаешь самым большим чудом? 5. Вспомни, какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека. На какой из сказочных планет на Посейдоне, Урании, Эоле или на Гее возможно существование жизни? На планете Посейдон есть вода, тепло, но нет воздуха. На планете Урания есть вода, воздух, но очень холодно. На планете Эол есть воздух, тепло, но нет воды. На планете Гея есть воздух, вода и тепло. Запиши свой ответ. Объясни выбор. 1.Жизнь возможна на планете, потому что 2. На нашей планете существует жизнь, так как 6. Как назваются организмы, которые в опыте Франческо Реди могут легко проникнуть сквозь ткань? Вспомни, что тебе известно о них из начальной школы. 7. Прочитай текст на с. 8 и рассмотри иллюстрацию. Предложи опыт, который бы доказал ошибочность утверждения Яна ван Гельмонта о самозарождении мышей в сосуде с зерном. Как ты думаешь, откуда там могли появиться мыши на самом деле? 4

5 Тема 1. ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ЖИВУЮ ПРИРОДУ Урок 2. В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы Кто самый наблюдательный? Сколько сов изображено на этой картине- загадке? Названия каких из них тебе известны? Рис. 3. С. Гарднер. Совы Ответ: 2. Запиши вопрос о каком-либо объекте или явлении живой природы, на котрый тебе бы хотелось получить ответ. Обменяйся вопросами с одноклассником. Постарайся ответить на его (её) вопрос, а он (она) на твой. Если это сложно, как ты можешь узнать правильный ответ? Мой вопрос: 5

6 Ответ, который дал(а) : Правильный ответ я могу узнать 2. Как ты думаешь, в чем сходство и в чем различие в получении новых знаний у людей в глубокой древности и в настоящее время? 3. Картины или другие произведения искусства также могут быть для нас источником информации. Внимательно рассмотри репродукцию картины художника. Что нового ты узнал, рассматривая её? Рис. 4. Е. Тихменёв. Охота с беркутом 6

7 4. Продолжи предложение: «Если бы все люди воспринимали окружающий мир одинаково, то» 5. Как ты думаешь, почему наша нервная система быстрее всего передает сигналы от органов слуха, осязания и зрения, а медленнее всего сигналы о болевых воздействиях (укол, ожог, порез и др.)? 7

8 «Таинственные следы» Что изображено на этой фотографии? Рис. 5. Фотография с вертолета Урок 3. Биология наука для всех 2. Используя учебник и дополнительные источники информации, заполни схему «Классификация наук». Науки (социальные) естественные экономика психология антропология информатика электротехника машиностроение 8

9 3. Заполни пропуски в предложениях, используя диаграмму на с. 20 учебника. А. По числу выполненных разработок биотехнология занимает место. Б. Биологические знания необходимы в таких научных областях, как В. Например, знания по биологии необходимы в (название области), потому что 4. «Домашняя инвентаризация». Выполни задание 2 в рубрике «Творческие задания» (с. 51). Что мы имеем благодаря биотехнологиям Продукты Лекарства Бытовая химия Другое Лимонная кислота Левомицитин Удобрение для комнатных растений 5. Сложно подсчитать, сколько существует сегодня профессий, в которых необходимы знания по биологии. Это врач, эколог, агроном, ветеринар, селекционер, ландшафтный дизайнер, психолог, зоолог, микробиолог и десятки других профессий. Заполняя этот кроссворд, ты узнаешь, как называют специалистов в области некоторых биологических наук. Б о т а н и к - специалист, изучающий растения И х т и о л о г - специалист, изучающий рыб О к е а н о л о г - специалист, изучающий жизнь океана Л е с н и ч и й - специалист по лесному хозяйству О х о т о в е д - специалист по ведению охотничьего хозяйства 9

10 Г и д р о б и о л о г - специалист, изучающий население водоёмов И п п о л о г - специалист, изучающий лошадей Я Осталась буква Я впиши название профессии, которую ты хотел бы получить в будущем. 6. «Знания по биологии нужны каждому из нас». Запиши не менее 5 доводов, подтверждающих эту точку зрения. Обменяйся тетрадями с соседом по парте. Выберите три наиболее убедительных довода (аргумента). Повторите эту работу в группе из 4-х человек. Обсудите полученные результаты всем классом. Отберите три главных аргумента. Я считаю, что знания по биологии нужны каждому человеку, потому что: Три главных аргумента: 10

11 Урок 4. Какие научные методы используют биологи? «Узнай по полёту». Эти птицы проводят в полёте почти всю свою жизнь, на земле их увидеть почти невозможно. Весной, с появлением насекомых, они прилетают к нам из теплых краев, а осенью улетают обратно. Кто это? По какому признаку ты можешь различить этих птиц в полёте? Рис Рассмотри иллюстрации к заданию 2 в рубрике «Творческие задания» (с. 51). Картина В.Г. Перова «Ботаник» написана в 1874 г. На ней изображён увлеченный наукой человек, собирающий гербарий. На второй иллюстрации современный специалист. Как ты думаешь, что общего в их работе, а что изменилось за разделяющие их 140 лет? 3. Научное описание приём, который не утратил своей важности и в наши дни. Один из крупнейших научных проектов международный проект «Полог» по изучению тропических лесов мира. Его цель описание видового многообразия этой уникальной экосистемы. В распоряжении ученых огромный башенный кран высотой с 10-этажный дом, воздушные шары и даже дирижабли. Как ты думаешь, почему именно в тропических лесах больше всего неизвестных науке живых существ? 11

12 Почему учёные всего мира придают такое большое значение открытию и описанию организмов, живущих на нашей планете? 4. Вспомни уроки «Окружающего мира» в начальной школе и ответь на вопрос: какой признак называется главным (существенным)? Отметь главный признак, на основании которого объединены в группу следующие объекты: белый медведь, белый снег, белый ландыш, белый песок, белое облако. А. Все они имеют белый цвет. Б. Это тела природы. В. Это тела неживой природы. Г. У них нет общего признака. Сравни свой ответ с ответами однокласников. Кто из вас оказался прав? Запиши и обоснуй правильный ответ на этот вопрос. 5. Прочитай задание 2 в рубрике «Работа с текстом и иллюстрациями» (с. 52). По какому признаку легко отличить домового воробья от полевого? Как ты думаешь, почему снежный вьюрок отнесен к воробьям? Знания и навыки, полученные при выполнении этого задания, будут полезны тебе при проведении наблюдений за птицами (см. урок 5, задание 5). 6. Практическая работа «Измеряем рост учеников нашего класса». Ц е л ь: О б о р у д о в а н и е: 12

13 П р е д п о л о ж е н и е (г и п о т е з а) : большинство учеников в нашем классе имеют (высокий, средний, низкий) рост. Р е з у л ь т а т ы. 1. Данные измерений в группе (название) п/п Фамилия, имя Рост, см 2.Общие данные: Рост учащихся от до см от до см от до см человек человек человек 3.Диаграмма «Рост учащихся в 5 классе». В ы в о д ы: 1. Большинство учащихся нашего класса (человек) имеют рост см. Наше предположение (подтвердилось, не подтвердилось). 2. Самый высокий рост см, самый низкий см. 3. Представление данных в виде диаграммы удобно, так как 13

14 Урок 5. Наблюдение и эксперимент в биологии «Доверяй, но проверяй!». Выполни задание 1 в рубрике «Работа с текстом и иллюстрациями» (с. 52). Я думаю, что размеры квадратов (разные, одинаковые). Правый квадрат (больше, меньше, равен) левого (левому) Измерения показали, что 2. На основе длительных наблюдений за сезонными явлениями в природе сложилось множество народных примет. Вот несколько примет ненастной погоды: А. Закрываются цветки одуванчика. Б. Ласточки и стрижи летают низко. В. Воробьи купаются в пыли. Г. Паук-крестовик отрывает паутину и прячется. Д. Муравьи закрывают ходы в муравейник. Имеют ли эти приметы научное объяснение? Попробуй объяснить 1-2 приведенные здесь приметы. 3. Прочитай пункт 3 рубрики «Хотите знать больше?» (с). Какую загадку «загадали» летучие мыши учёным? Почему одних наблюдений оказалось недостаточно, чтобы её разгадать? 14

15 Рис. 6. Летучая мышь ушан. Фото Jimmy Hoffman Известно ли тебе, какие еще животные ориентируются в пространстве таким же образом? Какие приборы созданы человеком по этому же принципу? 4. Опыт «Как зрачок реагирует на свет?» Ц е л ь: выяснить, как зрачок человека реагирует на свет. О б о р у д о в а н и е: зеркало, источник света. Г и п о т е з а (п р е д п о л о ж е н и е) : при увеличении яркости света размер зрачка изменится он станет (больше, меньше). П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь д е й с т в и й: рассмотри в зеркало свой зрачок; обрати внимание на его размер. Затем повернись к окну или к лампе. Через 5 секунд вновь посмотри в зеркало. Р е з у л ь т а т: С в е т 15

16 А. Зрачок до опыта Б. Зрачок после опыта Моё предположение (подтвердилось, не подвердилось): при увеличении яркости света зрачок (расширяется, сужается). Ответь на вопросы: 1. Объясни наблюдаемые в ходе опыта изменения. Для этого вспомни, какую роль выполняет зрачок. 2. Какие результаты получили твои одноклассники? Совпадают ли сделанные вами выводы? 5. В учебнике на с. 30 приведены примеры вопросов, ответы на которые в настоящее время существуют только в виде предположений гипотез. Используя дополнительные источники информации, подготовь небольшое устное сообщение по одному из этих вопросов. Запиши не менее 2-3 источников информации, которыми ты воспользовался

17 Урок 6. С какой целью в биологии используется моделирование? «Заросший пруд» Предположим, недалеко от твоего дома есть пруд, в котором растёт одна кувшинка. Каждый день число кувшинок удваивается. Если не мешать им расти, то за 30 дней они полностью покроют водную поверхность. При этом все другие организмы в пруду погибнут. Сколько времени у тебя останется на спасение пруда, когда он зарастёт наполовину? Рис. 7. Кувшинки Ответ: 2. Установи соответствие и составь пары. Соедини линиями объекты по определеному признаку. Что это за признак? Самолет Девочка Земля Пруд Аквариум Кукла Глобус Авиамодель В каждой паре один объект оригинал, а второй. 17

18 3. Разгадав ребус, ты узнаешь название растения, которое поселили в самый первый аквариум. 4. Моделируем распускание цветков вьюнка. Ц е л ь: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы: цветная бумага для аппликации или для принтера, ножницы, карандаш, линейка, миска с водой. Г и п о т е з а: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что Ход работы 1. Пользуясь схемой, нарисуй и вырежь цветки. Сложи лепестки, как показано на рисунке. 2. Налей в миску воды. 3. Положи вырезанные цветки в воду сложенными лепестками вверх. Рис. 8. Последовательность выполнения опыта с распусканием бумажных цветов Р е з у л ь т а т: А. Я наблюдаю, как Б. Я думаю, что это происходит потому что В. Похожее явление происходит и с цветками вьюнка: 18

19 В ы в о д: наше предположение (подтвердилось, не подтвердилось) 5. Внимательно рассмотри в учебнике схему «Этапы моделирования» (рис. 20, с. 35). Используя результаты выполнения предыдущего задания, дополни её. А. Изучаемый объект -. Б. Что бы ты хотел узнать об этом объекте? В. Что представляет собой модель? Г. Что ты узнал, изучая модель? Д. Что ты нового узнал об изучаемом объекте? 6. Творческое задание. Чтобы представить будущее нашей планеты, уче ные используют компьютерное моделирование, а писатели фантасты своё воображение. Прочитай и выполни первое задание в рубрике «Творческие задания» (с. 51). Обсудите ваши работы в классе. Чей вариант оказался особенно необычным? А наиболее правдоподобным? Каких вариантов оказалось больше ярких, оптимистичных или мрачных? 19

20 Урок 7. Какое оборудование необходимо биологу? 1. Какое изобретение было подсказано человеку каплей воды? Проверь своё предположение. 2. Просмотри иллюстрации в учебнике. Выпиши названия приборов и инструментов, которые используют биологи в своих исследованиях. Как меняются приборы и инструменты с теченим времени? 3. «Невероятное путешествие Левенгука». Представь себе ситуацию: Антони ван Левенгук невероятным образом оказался в нашем времени. Его знакомят с современными увеличительными приборами. Что бы он мог сказать на это? 20

21 4. В каком исследовании, о котором ты узнал из учебника или из дополнительных источников информации, тебе хотелось бы принять участие? Что тебя особенно заинтересовало? 5. Практическая работа «Опыт с элодеей». Ц е л ь: О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы: 1 стеклянный стакан (чаша), 2 стеклянная воронка, 3 пробирка, 4 - штатив, 5 настольная лампа, 6 несколько побегов элодеи, 7 пищевая сода. Рис. 9. Оборудование для работы Дополнительная информация. Элодея многолетнее водное цветковое растение семейства Водокрасовые. Одно из 21

22 наиболее распространённых аквариумных растений. Г и п о т е з а: растения на свету выделяют. Р е з у л ь т а т ы 1.Из указанного оборудования был собран прибор. Он выглядел следующим образом: 2. Собранный прибор мы поместили. (под лампу; на солнечный свет) 3. Через (укажи промежуток времени) мы заметили, что из срезов веточек элодеи выделяются и поднимаются. Этот газ стал накапливаться в, постепенно вытесняя. 4. Для того, чтобы узнать, что это за газ, мы использовали. Внесенная в пробирку. Значит накопившийся газ. В ы в о д: на свету растения выделяют. 22

23 Разгадав ребус, ты узнаешь, как называется процесс, который происходит в зелёных растениях на свету. Ответ: 23

24 Урок 8. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели 1. Что здесь изображено? Рис. 10. Глаза стрекозы крупным планом 2. Объясни, почему важно знать, что представляет собой та или иная иллюстрация. 3. Как ты думаешь, каким образом получено это изображение? С какой целью делают подобные снимки? 24

25 4. Еще один вид иллюстраций в учебнике это схемы, графики и диаграммы. Очень важно научиться понимать их и извлекать нужную информацию. Рассмотри диаграмму «Динамика численности популяции бродячих собак в Москве». Запиши не менее трех выводов, которые ты можешь сделать на основании анализа приведенной в диаграмме информации Какие вопросы возникли у тебя при изучении этой диаграммы? 5. Проверь себя. Разгадай кроссворд, прочти слово в выделенной колонке

26 Возникновение живых существ из неорганических веществ и материалов. 2. Научное предположение. 3. Процесс получения знаний о различных объектах и явлениях окружающего мира. 4. Определение отношения одной величины к другой, принятой за единицу измерения. 5. Сложное устройство, используемое для моделирования изучаемых объектов или явлений. Слово: Оцени свою работу: (количество баллов равно количеству правильных ответов) 26


Технологическая карта урока математики 1 класс «Планета знаний» Тема: «Числовой луч» Перевозкина Елена Алексеевна ГБОУ гимназия 426 учитель начальных классов Тема урока: Числовой луч Урок изучения нового

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 8 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Глава 3 МИР МОДЕЛЕЙ Все мы с детства пользуемся различными моделями и словом «модель». Мы говорим: модель самолета, модель машины, модель космического корабля или подводной лодки, компьютерная модель и

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ БРЯНСКОГО РАЙОНА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету биологии 5 класс Год реализации: 208-209 учебный год Составлена на основе программы

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) Содержание данной педагогической диагностики

Условные обозначения В учебнике ты встретишь помощников в своей работе значки. Познакомься с ними. Обрати внимание: это цель работы на уроке. Текст и задания, отмеченные этим значком, особенно важны. Это

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 21 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

Итоговые контрольные работы 208 год Спецификация контрольных измерительных материалов по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (3 класс) Спецификация контрольных измерительных материалов по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (3 класс). Назначение

Контрольная работа по окружающему миру. 1 класс (итоговая) Спецификация итоговой проверочной работы для 1 класса по окружающему миру. Итоговая работа направлена на оценку овладения учащимися первоначальными

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 3 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Итоговая контрольная работа по окружающему миру (3 класс) Спецификация контрольных измерительных материалов (КИМ). Обобщенный план работы Уровни сложности: Б - базовый, П - повышенный. Проверяемые элементы

Контрольные работы в 3 классе Контрольная работа 1 по теме «Земля наш общий дом» 1. Допиши предложения. Я живу на планете, на материке, в стране, в городе. 2. Перечисли планеты Солнечной системы. 3. Заполни

Календарь увлекательных заданий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Составила: воспитатель Москвина Надежда Анатольевна МАРТ 2017 год. Уважаемые родители, прежде чем вы начнёте заниматься

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО часть 1 Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 7 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Основные свойства живого. Разнообразие жизни ВВЕДЕНИЕ В заданиях отметьте один правильный ответ. Характерным признаком живого является способность к процессу А оттаивания В растворения Б размножения Г

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 16 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Беляева Елена Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: Разнообразие растений и животных Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Проект урока по окружающему миру 2 класс. Тема: Материки и океаны. МБОУ «Мгинская средняя общеобразовательная школа» Автор разработки: Манина Ирина Владимировна, учитель начальных классов УУД: 1. Учиться

5 получение информации Понять, для чего и как получают (собирают) информацию, какие инструменты используются для получения информации, что значит работать с информацией. Научиться получать информацию с

Вариант 12577 1. Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображена комната. Внутренняя часть окна может быть изготовлена из стекла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Какие

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

Вариант 21564 1. Рассмотри рисунок, на котором изображён кабинет. Внутренняя часть окна может быть изготовлена из стекла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Покажи на рисунке

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 9 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

РАСКРАСЬ САМ КРОСCВОРД ЗАДАНИЕ ПРО КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Нарисуй стрелочками движение воды в природе на картинке с ландшафтом КАПЕЛЬКА ТИЛЬГУ НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО МОГЛО БЫ ВЫЗВАТЬ ЗАТОРЫ В

Учитель: Цыганкова И.Н. Email: [email protected] Skype: irinatsygan73 Тематическое планирование по окружающему миру для учащихся заочной формы обучения. Экстернат дальний. 2 класс. Рабочая программа

ВВЕДЕНИЕ Здравствуй, наш юный друг! Приглашаем тебя в удивительную страну физики Если ты любишь задавать вопросы и хочешь больше узнать о мире, в котором живешь, то эта книга для тебя. Откуда летним утром

Совёнок-2017 задания первого тура Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании www.covenok.ru Анкета

Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир (название предмета) год обучения 2018-2019 количество часов 68 часов Название изучаемой темы Контроль Характеристи основных видов деятельности

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 13 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Урока в году урока в четвер ти Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе Дата Тема урока Виды деятельности (элементы содержания, контроль) 1 четверть-9 ч Где мы живём? (2ч) 1

ВПР Окружающий мир 4 класс Вариант 1 Всероссийская Проверочная Работа Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и

Содержание раздела, темы урока 1 Родная страна. Город и село. Проект «Родной город» 2 Природа и рукотворный мир. Наше отношение к миру. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?»

УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 П19 Условные знаки: личностные качества; метапредметные результаты. П19 Пасечник, В. В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника

Ноябрь 2016 года Поздравляем всех участников с началом 9-го полугодового интеллектуального марафона! Не удивляйтесь, что мы представляем задания 1-го тура таким образом. Многие годы мы пользовались услугами

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 22 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

Просветительский центр Новаяшкола Летняя продлёнка ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙПРОЕКТДЛЯУЧАЩИХСЯНАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ ПАСПОРТПОЗНАВАТЕЛЬНОГОПРОЕКТА БАЛЛЫ СУММА Тема: «ПОЛЁТ» Дорогие друзья! Вот и наступило лето! Такая пора,

Предмет: математика, 2 «Б» класс Преподаватель: Дегтярѐва Л.В. Урок практикум. Тема: Угол. Прямой угол. Цель: Познакомить с понятиями «угол», «прямой угол», выделять основные части угла вершину, стороны.

Задачи урока: уточнить и закрепить представления учащихся об особенностях художественной и научной речи; развивать орфографические и речевые навыки; развивать мотивацию к творчеству и к самостоятельному

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс Тема: «Зима - покой природы», учитель МАОУ Гимназия 2 Лалетина И.А. Тема Цель темы Планируемый результат Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы:

Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Фамилия, имя школа, класс Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Птенцы Это было в станице весной. Ярко светило

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 25 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

1. Что изображено на фотографии? Как люди обычно используют эти предметы? 2. Представитель какой профессии изображён на фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие качества характера

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 24 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты УУД: У обучающегося будут сформированы: У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к учению; технология 1 класс

1 Планируемые результаты освоения учебного предмета технология 1 К класс Личностные результаты УУД: У обучающегося будут сформированы: У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к учению;

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 4 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Развитие сенсорики 1-3 года Какого цвета предметы? Предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите показать на картинке предмет красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цвета. Что одинакового

Вариант 21571 1. Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображены предметы с садового участка. Цветочный горшок может быть изготовлен из глины. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Вариант 5 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

ВПР 206 г. 4 класс ОКМ. Вариант 42. Критерии Система оценивания проверочной работы Оценивание кратких ответов на задания 2 4, 6., 6.2 Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6. и 6.2 оценивается

Капустина Антонина Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 4 г.о. Сызрань Технологическая карта урока окружающего мира Учебный предмет Окружающий мир Класс 2 Тип урока урок-закрепление. Тема урока

Растения - предсказатели погоды

Человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут уловить то, что не под силу нашим органам чувств. Такая способность зеленых «детей солнца» объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света.
Дело в том, что растения, в отличие от животных, в борьбе за жизнь и сохранение потомства не могут убежать или улететь от непогоды, спрятаться в защищенном месте. Поэтому они по своей природе очень чувствительны и заблаговременно реагируют на малейшее изменение состояния атмосферы. Одни растения перед дождем закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу и уменьшить теплоотдачу; другие - при низкой относительной влажности воздуха уменьшают испарение, обильно выделяя ароматный нектар, привлекающий крылатых тружениц - пчел и других насекомых; третьи - «плачут» липкими капельками сока; четвертые - меняют форму и положения листьев. Подмечая изменения в поведении растений, наблюдательные люди могут предсказать погоду.
Растений - «барометров» много. Это верные предсказатели погоды. Расскажем о некоторых из тех, которые произрастают на территории Дунайского биосферного заповедника.
Одуванчик - хороший «метеоролог». Перед ненастьем цветки его закрываются, как бы прячась от дождя. Отцвел одуванчик, а на месте соцветия появляется белый пушистый шарик. Вероятно, каждый видел, как легкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже при слабом ветре. Но это в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать, словно приклеенные, семянки. А все потому, что, чувствуя изменения погоды, растение складывает свой пушистый шарик, как зонтик.
Интересно наблюдать за луговым клевером . Растение чутко реагирует на тепло, влагу и на изменение атмосферного давления. К ненастью клевер складывает свои листки и склоняет головки соцветий, а перед устойчивой хорошей погодой стебли и листья его расправлены, соцветия подняты вверх.
Присмотритесь к обыкновенному полевому вьюнку . Если цветки вьюнка закрываются - близок дождь, распускаются в пасмурную погоду - к хорошим солнечным дням.
Перед наступлением дождливой погоды цветочные венчики чистотела заметно поникают.
Если небо хмурится, а цветки лютиков открыты - дождя не будет. А бывает так: на небе ни облачка, и вдруг среди бела дня цветки лютиков закрываются - ждите дождя. При устойчивой сухой погоде они только к вечеру сжимаются и поникают на подвижных стебельках. С рассветом опять загорается желтое пламя цветков.
Цветок белой кувшинки - своеобразная метеостанция. При солнечной погоде в 7-8 часов утра из воды начинают подниматься и раскрываться бутоны белой кувшинки, которую иначе называют водяной белой лилией. В конце дня, часов в 17-18, они незаметно уходят под воду. Бывает, что лилия опаздывает с выходом на поверхность. Начало девятого, а она едва-едва поднимается над водой. Значит во второй половине дня будет дождь. А уж если совсем не поднимается из воды - либо будет затяжной ливень, либо наступит похолодание.
В ожидании дождливой погоды не раскрывают своих бутонов роза и шиповник .
Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля изгибаются вниз и цветки поникают.
Морковь в огороде и та предсказывает погоду. Ее белый семенной зонтик перед дождем опускается вниз.
Перед дождем на листьях ивы появляются капельки. Порой с ее листьев капли капают так часто, что под деревьями земля становится мокрой. Отсюда, наверное, и пошло народное название - «плакучая».
За сутки или двое до дождя на листьях конского каштана проступают «слезы» - липкие капельки сока.
С давних времен человек, присматриваясь к сезонным явлениям природы, подмечал предвестников хорошей и плохой весны, лета или осени и тем самым пытался проникнуть в тайну долгосрочного предопределения погоды будущего сезона. Приведем некоторые приметы долгосрочного прогнозирования.
Если весной из березы течет много сока - лето будет дождливым. Осенью листья березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу - поздней, а если равномерно - средней. Если в октября с нее лист не опал - жди суровой зимы. А если все происходит в обычные календарные сроки, то в конце января - начале февраля будет продолжительная оттепель.
Если летом очень много полевого осота , зимой будет холодно, если же много щавеля - зима будет теплой.
Если летом на деревьях появляется много желтых листьев, наступит ранняя осень.
Пока лист на вишне не опал, выпавший снег тает.
На дубе много плодов к суровой зиме.
Дуб раньше ясеня лист распустит - к сухому лету.
Дружный листопад - к суровой зиме.
Если орехов обильно, а грибов мало, - зима будет снежная и суровая.
Кожура на луковицах тонкая - зима будет мягкая, толстая и грубая - зима суровая.
Проверьте, так ли это.

Подготовила Ольга Ганган

«Температура растений» - В каких поясах вегетационный период продолжительный, а в каких короткий? Приспособления растений к высоким температурам. Семена и целые растения лучше переносят жару в состоянии покоя. Классификация растений по отношению к теплу и холоду. Чтобы выдержать сильные морозы, растения получают естественную закалку.

«Растения-хищники» - Опрыскивание водой. У образца № 3 появляется цветонос (октябрь 2008). Влияние человека на окружающую среду. ЦЕЛЬ: вырастить растение-хищник в домашних условиях. Гипотеза: Бенедиктова Яна 3 «А» класс. Слои земной атмосферы. Глобальная экологическая проблема - «озоновые дыры». ЭКСПЕРИМЕНТ: Приобретение семян (июнь 2007).

«Конкурс о растениях» - Конкурс знатоков биологии (ботаники). Конкурс «И в шутку и всерьёз». Конкурс капитанов «Сила духа». Визитка команд. Домашнее задание. Девиз урока. Шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия. Психогимнастика «Улыбка». Какой ученый впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов?

«Лекарственные растения» - Володушка. Якорцы. Полынь. Растения Красноярского края. Желтушник. Лекарственные растения ПОЛЫНЬ Полынь – чернобыльник Полынь метельчатая Полынь Сиверса В настоящее время ученые проявляют повышенный интерес к представителям рода полынь- Artemisia L... Очень широко распространенное степное растение... Полынь метельчатая - однолетнее или двулетнее растение, отличается перисторассеченными листьями на узкие линейно-ланцетные или нитевидные дольки...

«Классификация растений» - Предложил взвешивать признаки. Пятикруговые Четырехмерные. ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ начала 20 в. Английские палеоботаники Е. Арбер и Дж. Упорядочил и усовершенствовал описательную морфологию растений и органографическую терминологию. Cистема покрытосеменных по А.А. Гроссгейму (1945). Пятикруговые Трехмерные.

«Растения степи» - На длинном общем черешке сидят многочисленные листовые дольки, крупнозазубренные по краю. Присутствие ковылей - характерный признак настоящей степи. По общей форме растение несколько напоминает шар. Степные растения. При сильном порыве ветра «шар» отламывается и начинает катиться по степи. Эспарцет песчаный.

Всего в теме 20 презентаций