Школьный проект ко дню победы. Проект «9 мая - день Победы». проект (подготовительная группа) на тему. Вместе с дедушкой

Управление образования, культуры, спорта и молодёжной политики Администрации ЗАТО города Заозерска (Управление ОКСиМП) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» (ДОУ № 3)

Воспитатель подготовительной к школе группы № 2 Микерова Наталья Григорьевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  • Тип проекта по количеству: групповой
  • По содержанию: интегративный
  • По продолжительности: краткосрочный
  • По доминирующему виду проектной деятельности: информационно-исследовательский

Участники проекта:

  • дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Срок реализации:

  • 28 апреля 2016 года – 06 мая 2016 года (1 неделя)

Актуальность проекта

Нет в России семьи, которую война обошла стороной.

Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой Отечественной войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего - защищая Родину.

Стояли - и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.

Очень важно помнить историю своей Родины – особенно её печальные и знаковые страницы.

Тема войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна.

Воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Формирование у детей гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости и уважения за родных и близких людей (в контексте истории страны) на основе расширения представлений детей о героической победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
  • Уточнить знания о празднике Дне Победы, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
  • Формирование у дошкольников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины: дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
  • Обобщить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне: городах-героях, боевых наградах (медалях и орденах)
  • Воспитывать потребность защищать и совершать подвиги во имя Родины. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  • Способствовать обогащению духовного мира детей через ознакомление с художественной литературой, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
  • Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
  • Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Ожидаемый результат

  • Расширятся знания детей о Великой Отечественной войне: городах-героях, боевых наградах (медалях и орденах) , о детях-героях, примерах величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины.
  • Проявится чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в Великой Отечественной войне.

Сформируется внимательное и уважительное отношение дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

  • У воспитанников сформируется мнение о недопустимости войны.
  • Сотрудничество с родителями в деле воспитании патриотических чувств у детей станет более тесным и продуктивным.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный: подбор фотографий, фотохроники, иллюстраций, художественной литературы, песен времен Великой Отечественной войны, презентаций, дидактических игр. Опрос детей «Что я знаю?» , «Что хочу узнать?» , «Как это сделать?» . Интервьюирование.
  2. Организационный (формулирование проблемы) . Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. 9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали.

этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

3. Основной. НОД, беседы, рассматривание альбомов, плакатов времен ВОВ, выставки рисунков, создание панорамы боя времен Великой Отечественной войны, панорамы парада Победы с демонстрацией моделей сконструированной детьми военной техники, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций на военную тематику, фотохроники, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, посвященные Дню Победы.

4. Итоговый. Оформление книги памяти , оформление выставки «9 мая - День Победы» , участие в песенном марафоне «Эх, путь-дорожка фронтовая...!» , презентация проекта. Интервьюирование.

Способ разработки проекта (модель трех вопросов)

  • Реализация проекта по образовательным областям
  • Взаимодействие с родителями воспитанников
  • Совместные поиски информации;
  • Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках Великой Отечественной войны;
  • Подготовка рекомендаций для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне» ;
  • Выпуск папки-передвижки «9 мая - День Победы» ;
  • Подготовка и чтение вместе с детьми писем с фронта.
  • Оформление книги памяти «Спасибо вам за то, что мы есть!»
  • Оформление групповой выставки «День Победы» .
  • Оформление альбома «Народная мудрость о военной службе»

(пословицы, поговорки, считалки) .

  • Результативный этап. Центр книги.
  • Результативный этап. Посещение выставки в ГДК, ЦДОД.
  • Результативный этап. Посещение музея боевой славы в ГДК.
  • Результативный этап. Дидактические игры.
  • Результативный этап. Книга памяти.
  • Результативный этап. Поздравительная открытка «С Днём Победы!»
  • Результативный этап. Чтение писем с фронта.
  • Результативный этап. Коллективные работы детей.

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Великая Отечественная война.
  3. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
  4. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009 г.
  5. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной войне рассказать? / http: //www. p4c. ru/671
  6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  7. Л.А. Кондрыкинская. С чего начинается Родина? М.Творческий центр «Сфера» 2005.

Спасибо за внимание!

Творческий отчёт о реализации проекта по русскому языку и литературе "Давайте, люди, никогда об это не забудем", посвященного Дню Победы.

Что знают современные дети о войне 1941-1945 годов? Конечно, они смотрят фильмы, читают книги, участвуют в мероприятиях, посвященных памятным трагическим датам того времени, знакомятся с очевидцами (теперь это дети войны), изучают факты на уроках истории. Но когда читаешь в газетах или видишь по телевизору, как во многих странах мира (даже в тех, которые испытали весь ужас гитлеровского порабощения и изничтожения) появляются молодёжные организации фашистского толка, становится страшно за будущее нашей планеты.
Именно поэтому патриотическое воспитание особо актуально в наши дни должно осуществляться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В преддверии Дня Победы в нашей школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с начала четвёртой четверти проводился цикл мероприятий, посвящённых этому событию, и среди них – литературный проект «Давайте, люди, никогда об этом не забудем». Конечной целью данной деятельности должны были стать творческие работы учащихся: сочинения, рисунки, стихи.
Беседы- обсуждения книг о войне, рассказы о блокадном Ленинграде, Сталинградской битве и концлагерях, встречи с ветеранами – детьми военных лет не оставили равнодушными ни одного нашего ученика. И появились стихи, много стихов. Не все были правильно рифмованы, с речевыми и орфографическими ошибками, но с огромным состраданием к людям, защищавшим нашу Родину, и гордостью за Победителей. Мы вместе с ребятами редактировали работы, искали точные слова и испытывали душевное волнение от прочитанного.
Какой же видят войну наши ученики? Об этом говорят их стихи. Ученик шестого класса Лисичников Владлен написал такое стихотворение:
Война – ужаснее нет слова…
Война – ужаснее нет слова,
Хочу, чтоб каждый это знал!
Я фильм смотрел –
Мне было страшно!
А как же тем, кто воевал…?
А потом появилась ещё одна работа, призывающая беречь мирную тишину.
Радость мирной тишины.
Бой идет, погиб солдат,
Похоронка в дом придёт…
Сколько горя, сколько бед
Война народу принесёт?
Я хочу, чтоб никогда
В мире не было войны,
Чтобы каждый человек
Знал радость мирной тишины!
О страшных испытаниях, выпавших на долю нашего народа в то трудное время, пишет Сорокина Света, ученица седьмого класса. Её стихотворение «Рассказ солдата» построено как воспоминания очевидца событий:
Гремели взрывы, будто с неба гром,
И немцы наши земли окружали.
Нам было страшно, мучила нас боль,
И тело в истощении страдало.
Но в бой солдаты шли, оставив дом,
И умирали, жизни отдавали
За жен своих, детей и стариков,
За боль и смерть фашистов проклинали.
Тревожно воет в небе самолёт-
И в воздухе война тоже идёт!
Взрыв! И немецкий «мессершмитт» подбит! -
Солдат наш немцев победит!
И флот морской стоял бесстрашный,
Горел на мачте флаг наш красный.
Сколько врагов пошло ко дну -
Не мы ведь начали войну!
И одолели мы врага,
Страна, Отчизна наша победила!
Безжалостная, страшная война,
Ты столько душ невинных загубила.
Не о себе думали солдаты, идущие на войну, не о своем спасении. Они шли защищать свою Родину и её будущее. Так рассуждает в своем произведении «Шли солдаты на войну…» ученик шестого класса Сушко Сергей.
Свистели пули, и рвались снаряды,
Но шли солдаты на войну,
Где воевали, умирали,
Чтоб защитить свою страну.
Слышны сирены, самолёты,
Но шли солдаты на войну,
Чтобы врагов всех уничтожить -
Освободить свою страну.
И вот Победу одержали
Бойцы, что были на войне.
Чтоб люди жить могли свободно
И радостно в родной стране!
Какой ценой на полях сражений и тылу досталась Победа в Великой Отечественной войне, знает ученица девятого класса Моргунова Люба.
Цена Победы.
Жить хорошо под мирным небом,
Тем, кто войны совсем не знал…
А как досталась та Победа
Знает лишь тот, кто воевал!
Кто ждал с войны родных, любимых,
В тылу кто танки собирал,
Кто хлеб растил под вой снарядов,
Кто всё для фронта отдавал.
Кто голодал, горел в пожарах,
Кто от снарядов умирал,
Кто, своей жизни не жалея,
Наш День Победы приближал!
Об ужасах войны с фашизмом
Из книг и фильмов узнаём,
И благодарность победившим
В сердцах по жизни пронесём!
Об исполненных ужасом и горем годах, о долгожданной Победе пишет девятиклассница Зайцева Нина в стихотворении «О войне» .
Шёл сорок первый год,
Когда фашисты вдруг напали.
Какой был ужас у людей –
Войны такой они не ждали!
И сколько горя, сколько слёз,
Смертей, пожаров и разрухи,
И заменили всех мужчин
В тылу детишки и старухи.
Так долго - долго шла война.
И вот сквозь беды и печали
Пришла Победа в отчий дом.
Её все очень- очень ждали!
И очень правильные слова об ответственности каждого человека за свою Отчизну прозвучали в произведении ученика восьмого класса Даниила Полякова «Мы все в ответе за свою Отчизну» .
Война, война, что сделала в моей Отчизне?
Ты натворила столько страшных дел.
И в Ленинграде скольких ты лишила жизни,
Ведь хлеба не было, и ели даже клей.
А сколько душ невинных погубили фрицы.
Фашизм мы не допустим никогда!
Мы все в ответе за свою Отчизну,
Сумеем защитить её всегда!
Конечно, это не все работы наших учеников, но и они показывают, что проект «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!», посвящённый Дню Победы, достиг поставленных целей: дети знают историю нашей страны и будут продолжать изучать её, уважительно относятся к прошлому Родины, и как настоящие патриоты готовы быть защитниками России.
А для меня, учителя русского языка и литературы важно, что ученики могут самостоятельно мыслить, в процессе творчества у них пробуждается фантазия и воображение. Стихи для ребят - возможность для самовыражения.

Праздник 9 Мая - это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Она оставила неизгладимый отпечаток в памяти испытавших её людей. Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной, в каждой семье чтят память о тех, то не пожалел своей жизни ради мира, кто отважно сражался на фронте, кто поддерживал жизнь в тылу.

В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения.

Актуальность .

Великая Отечественная война – серьезное испытание для нашей страны, важное крупное событие ХХ века. Около 27 млн. солдат и мирных жителей потеряла в этом кровопролитном бою наша страна. Фашистами были полностью уничтожены сотни советских городов, сел, поселков, деревень, промышленных предприятий, железнодорожных путей, разграблено и разорено сельское хозяйство. Несмотря на это множество подвигов, было совершено обыкновенными русскими солдатами, которые, несмотря на тяжелые испытания, смогли противостоять врагу и победить.

В основу проекта положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению школьников с историей России.

Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе со школьниками на сегодняшний день. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашей стране были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачены традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы на сегодняшний день очевидна. Патриотическая направленность Проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Нравственная направленность Проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

В этом году Россия отмечает 70-летите Победы в великой Отечественной войне. Это хорошая возможность рассказать детям, восполнить их дефицит информации о событиях давно минувших дней, привить любовь к Родине. Гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.

Проблема

Младшие школьники имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Мы педагоги не должны упустить, а должны помочь дошкольникам воспитать у них чувство долга, чувство уважения к героическим защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь. Поэтому решили разработать и реализовать проект «Нашей Победе 70 лет!». Реализация этого проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности.

Гипотеза:

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы начальные представления о юбилейном празднике «Нашей Победе 70 лет!», о воинах, защищавших свою Родину, о тружениках тыла, о детях и животных, во время войны, о городах-Героях, о военной технике, о литературных произведениях.

Цель проекта:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

1. Дать представление о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет; обогатить представления дошкольников о мужестве, отваге, героизме народа.

2. Обогащать и развивать словарный запас детей через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

3. Познакомить с произведениями художественной литературы военных лет; создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.

4. Способствовать выражению полученных знаний через продуктивные виды деятельности.

5. Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков, воспитывать уважение к памятным местам.

6. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.

7. Привлечь родителей к совместной деятельности

Участники проекта: педагоги ГБОУ, учащиеся 1-4 классов и их родители.

Ожидаемый результат:

1. Расширится представление детей о подвигах нашего народа, о боевых событиях ВОВ, о наградах, о жизни народа в военное время, работе тыла;

2. Пополнится словарь, дети узнают произведения художественной литературы по военной тематике и песни военных лет.

3. Сформируется уважительное отношение у младших школьников к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

4. Появится чувства гордости за стойкость и самоотверженность нашего народа в период Великой Отечественной войны.

Проект направлен на творческое, нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

В основу проекта легли следующие принципы :

1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

2. Принцип гуманизма: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого учащегося в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегрировнности: сотрудничество с семьей, с библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Приемы и методы

1. Создать условия для возникновения мотивации: заинтересовать детей новой информацией о Великой Отечественной войне, о подвигах защитников Родины.

2. Поощрять желание детей использовать различные источники знаний.

3. Использовать в совместной деятельности с детьми партнерскую позицию: активно и эмоционально участвовать в обсуждении бесед, в создании проблемно-игровых ситуациях.

Место проведения проекта- ГБОУ .

Проект предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях :

Совместная деятельность с детьми;

Совместная деятельность с педагогами;

Взаимодействие с родителями, с социумом.

1 этап – организационно-подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, создание развивающей предметно-пространственной среды, составление плана работы над проектом

Мероприятия:

Презентация проекта для педагогов. Обсуждение организации мероприятия 1 этапа;

Подборка наглядно-дидактического материала на тему ВОВ и солдатских будней.

Подбор художественных произведений для ознакомления школьников с ВОВ;

Разработка презентаций по теме;

Опрос родителей «Герои в нашей семье».

Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей

2 этап – основной - непосредственная реализация проекта по образовательным областям

Мероприятия:

Беседы с детьми, просмотры презентаций, чтение художественных произведений о ВОВ;

- «Хроника военных лет» (с использованием ИКТ);

- «Дети и животные войны» (с использованием ИКТ);

- «Тыл во время войны» (с использованием ИКТ);

- «Герои и подвиги»; (с использованием ИКТ)

Оформление «Стены Славы» на третьем этаже;

Оформление на первом этаже «Аллеи Славы»;

Изготовление подарков для ветеранов;

Встреча с ветеранами ВОВ;

Смотр военной песни;

Совместная работа родителей и детей «Герой рядом с нами» (подбор материала и составление рассказов родителями совместно с детьми о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ);

Чтение художественной литературы, посвящённой ВОВ

3 этап – заключительный - подведение результатов, презентация работы над проектом.

Мероприятия:

Оформление выставки рисунков дошкольников «9 мая – День Победы! »;

Участие в митинге к 70-летию Победы;

Участие в шествие «Бессмертный полк» по посёлку;

Выставка работ на 3 этаже

Предполагаемый результат проекта :

1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

2. Привлечение к совместной работе родителей.

3. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

4. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.) .

6. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

7. Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.

Качественные результаты:

Решение задач программы проекта будет способствовать формированию следующих личностных качества воспитанников (согласно целевых ориентиров ФГОС ДО) :

    способность овладевать основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способный выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    способность обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладающий чувством собственного достоинства;

    активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

    способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

    достаточно хорошо владеть устной речью, способный выражать свои мысли и желания, который может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

    способность к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

    проявлять любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

    обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области истории.

Методы оценки эффективности

1. Беседы, опросы

2. Рассматривание семейных фотографий, документов

3. Поисковая деятельность

4. Анализ

5. Чтение книг

Ожидаемые результаты по окончанию реализации проекта:

Дети:

Повысится уровень осведомлённости младших школьников и их родителей об истории России в период Великой Отечественной войны.

Пополнится материалом о ВОВ патриотический уголок.

Дети будут иметь представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ, об истории памятных мест, о военной технике.

Ознакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.

Расширится словарный запас.

В процессе реализации проекта у младших школьников сформируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Родители :

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Педагог:

Осуществляет инновационную деятельность.

Повышает профессиональный уровень.

Пополняется методическая копилка (Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим группам).

Методическое обеспечение .

1. Демонстрационный и дидактический материал.

2. Методическая литература

3. Конспект праздников, развлечений, занятий.

4. Материально-техническое: мультимедийный проектор, презентации, наборы для художественной деятельности, наборы для творчества.

Перспективы дальнейшего развития

Реализация материалов данного проекта в рамках других тем (День Независимости России, День согласия и примирения, День защитника Отечества) с целью формирования у детей чувства гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей России. Продолжение сбора материалов для возможности участия большего количества семей.

Предполагаемые конечные результаты.

В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:

1. Достижение цели - пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной Войны;

2. Развитие и становление патриотического самосознания учащихся станут главной целью патриотического воспитания современных детей;

3. Закрепление сведений о героях в памяти учащихся, с помощью сочинений-писем, которые ученики адресуют своим героям;

4. Повышение уровня грамотности среди учащихся;

5. Приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;

6. Развитие личности учащихся путем прививания чувств благодарности и сопереживания своим героическим сверстникам

Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа. Каждый человек, живущий в этой великой стране, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Тех, кто отдал свои еще не начавшиеся жизни за великое дело – борьбу с мировым злом в лице фашизма. Подвиги героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.

В конце проекта организована выставка военной техники (1 класс и 3 класс), панорама городов-Героев (2 класс), отреставрирован «старый» макет самолёт (3 класс), нарисован праздничный салют (4 класс).

Проект "Книга Памяти"

В 2012-2013 учебном году в МАОУ СОШ №1 города Тамбова реализовался проект «Полотно Победы». Целью данного проекта являлось: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, укрепление связи поколений.
В проекте принимали участие: учащиеся, родители и педагоги МАОУ СОШ №1 города Тамбова. Одним из результатов проекта стала «Книга Памяти».
В «Книгу Памяти» вошли рассказы о родных и близких, погибших в годы Великой Отечественной войны и вернувшихся с полей сражения, о тружениках тыла.

Вид проекта - творческий. Он включает в себя информационный и исследовательский блоки. Материалы исследования помогли учителям и учащимся при подготовке к мероприятиям, посвященным празднованию 68-ой годовщине Великой Победы, организации выставочной экспозиции «Последние свидетели войны», созданию «Книги памяти»
План:
1. Совместное обсуждение и разработка плана действий;
2. Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне;
3. Рассказы педагогов о Великой Отечественной войне, о жизни и подвигах детей во время войны;
4. Чтение и обсуждение серии рассказов о детях-героях;
5. Посещение музейно-выставочных комплексов,
6. На уроках мужества и Днях Воинской Славы встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла.
7. Мы обратились в филиал библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. Библиотекарь Маркина Татьяна Васильевна предоставила книги о наших земляках, о Тамбовщине в годы Великой Отечественной войны. Рассказала о семье Нелюбиных. Рассказ о Александре Ивановиче
и Марте Пименовне Нелюбина вошел в Книгу Памяти.
8. В январе проведен альманах «Ничто не забыто, никто не забыто», посвященный
Дню Воинской Славы России.
9. Дети совместно с родителями работая в семейных архивах, изучали документы времен Великой Отечественной, письма с фронта, ордена и медали своих родных.
10. Мы участвовали в краеведческой конференции, в ходе которой ребята разных классов поведали изученную историю своих родственников – участников войны и тружеников тыла.
11. Были организованы школьные конкурсы видеороликов, презентаций, сочинений учащихся школы;

Выполнив данную работу, мы поняли, что весь собранный материал можно оформить в виде Книги Памяти МАОУ СОШ №1 города Тамбова.
В ней названы не только ушедших на фронт и погибших на полях боев в годы Великой Отечественной войны, но и фамилии ближайших родственников школьников. Учащиеся и педагоги нашей школы попытались решить проблему гражданской памяти подрастающего поколения: многие школьники не знают о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Многие родители даже не знали своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне. В ходе сбора материала и совместной работы детей, родителей и педагогов мы создали Книгу Памяти. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов. Кроме того, в КНИГЕ опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах.
Во время создания КНИГИ через встречи, презентации мы попытались разбудить память жителей.

Униципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9

г. Ртищево Саратовской области»

Исследовательский проект учащихся 2А класса

«Память, которой нет конца»

(След Великой Победы в моей семье)

Над проектом работали:

    Гвоздарёв Кирилл

    Дружинин Егор

    Сундеева Софья

    Иванова Полина

    Генералова Дарья

Руководитель работы:

Смирнова Н.В.

учитель начальных классов

    Введение.

    Прадеды, участники Великой Отечественной войны и труженики тыла:

1) Смиляк Егор Иванович

2) Знобина Елена Александровна

3) Субботина Валентина Ивановна

4) Савин Пётр Фёдорович

Введение.

Наша страна готовится к празднику 70-летия Победы народа Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день занимает особое почетное место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

Великая Отечественная Война унесла много жизней людей, принесла много горя и страдания. Воевали все - от мала до велика. Почти каждая семья имеет связь с этой войной. Наши семьи война тоже не обошла стороной. В семейных архивах бережно хранятся фотографии прадедов, их документы. Нити памяти…как замысловато они протянулись, соединяя разные столетья и поколения. И нельзя допустить, чтобы эта невидимая связь прервалась, нельзя забывать историю своей страны, своей Родины, своей семьи. Да, минуло 70 лет со дня победного салюта, но нити памяти опять и опять возвращают наши мысли в военные сороковые. Мы с большой скорбью и гордостью вспоминаем тех, кто защищал свою Отчизну, не боясь и не страшась ничего на своем пути. Ценой своей жизни наши прадеды и деды защищали свою Родину, стариков, детей, жен. Великая Отечественная Война закончилась 70 лет назад, мои сверстники не слышали рева самолета и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем дружно и счастливо: учимся, радуемся и грустим, мечтаем и дружим…

Актуальность: Мы не должны забывать, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни за наше счастье и свободу. Практически в каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших прадедов - славных защитников Родины!

Цель: Собрать биографический материал о моих прадедушках, участниках Великой Отечественной Войны.

Гипотеза : Мы думаем, что память о ВОВ будет сохранена, если каждый человек будет помнить о событиях священной войны, о подвигах своих дедов и прадедов.

Задачи :

Найти материал об участии в ВОВ близких родственников;

Изучить и систематизировать документальные источники об истории семей;

Привлечь внимание сверстников к изучению истории Родины;

Методы исследования: изучение семейного архива и иных документальных источников, анализ и обобщение.

Все члены наших семей заинтересовалась поисковой работой в этом направлении. Мы подняли семейные архивы, нашли фотографии прадедов, на сайтах военных архивов нашли документы об их боевых наградах, а так же о местах их захоронения.

Прадеды, участники Великой Отечественной Войны.

Смиляк Егор Иванович (1916г.р.)

Мне всего лишь восемь лет, я родилась в счастливое мирное время. О Великой Отечественной войне я знаю мало. Немного из фильмов, немного из книг. Но очень хотелось узнать о годах этих страшных испытаний больше. В школе мы, как и вся наша страна, готовимся к 70-летнему юбилею Победы. Провели презентацию проекта «Пионеры-герои», читали дневник Тани Савичевой, организовали выставку рисунков о войне. Я поняла, что нет в нашей стране ни одной семьи, которую обошла бы стороной война. А что же мои бабушки и дедушки? Они тоже воевали? Где? Или трудились в тылу? С этим вопросом я пришла к родителям…

Оказывается, два моих прадедушки побывали в самом пекле войны. Судьба одного из них потрясла меня. Звали его Смиляк Егор Иванович. Родился он в 1916 году в Украине в Сумской области. В 1941 году повестка увела его от семьи на фронт. Прошёл всю войну, освобождал Будапешт, Белград и дошёл до Берлина, посылая редкие письма жене. Прадед был четыре раза ранен: в локоть, в плечо, в ногу и в шею. Но каждый раз возвращался к боевым товарищам. В бою под Калининградом он и группа солдат попал в плен. Их расстреляли…Немцы бросили героев в общую могилу. После местные жители раскопали могилу, чтобы опознать расстрелянных солдат. О, чудо! Мой прадедушка открыл глаза. Потом долго лежал в госпитале. А дома получили похоронку. Сейчас в Калининграде стоит памятник погибшим, а на нём среди имён погибших есть фамилия и моего прадеда. А он продолжил войну за свободу своей Родины. После победы над Германией – советско-японская война. Домой он вернулся только осенью 1945 года.

Я горжусь своими предками, всеми советскими людьми, прошедшими страшную, жестокую войну, но не предавшими свой народ, свою страну. И я не могу, не хочу понимать, как могут молодые украинцы рушить памятники войны, обижать ветеранов! Ведь это их деды отдавали свои жизни за наше счастливое детство. Я хочу, чтобы на Земле был мир! Я помню, я горжусь! В День Победы я поздравлю ветеранов, которые придут на праздник, скажу им спасибо. И возложу цветы к Вечному Огню…

Сундеева Софья

Знобина Елена Александровна (1930 г.р.)

Совсем скоро наша страна будет отмечать 70 лет Победы в Великой Отечественной Войне. Этот праздник волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ.

Война. Что значит это слово? Когда я был маленьким, я думал, что это компьютерная игра, за которой мой старший брат просиживает часами. Потом я думал, что это игра с мальчиками в "войнушку" во дворе нашего дома с игрушечными автоматами. И только в школе по-настоящему понял, что значит это страшное слово. Оказывается, это миллионы погибших людей, расстрелянных, сожженных, замученных в концлагерях. Нашим солдатам на фронте помогали оставшиеся в тылу старики, женщины и дети. Обо всём этом я узнавал на уроках из рассказов моей учительницы Наталии Владимировны. Вместе с ней мы читали книги о военных годах, смотрели фильмы о блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, участвовали в конкурсах стихов и рисунков о войне.

Я никогда не задумывался о том, есть ли в нашей родне участники тех далёких страшных событий. В этом году в школе объявили патриотическую акцию "Народная Победа". Каждому ученику надо узнать, не было ли ветерана войны или труженика тыла в его семье, может, он живёт рядом, в соседней квартире? Когда я спросил об этом своего дедушку, оказалось, что его мама, моя прабабушка, является труженицей тыла. Бабе Лене сейчас 85 лет. Она уже старенькая, слабо видит и плохо ходит. А когда ей было 12-14 лет она уже трудилась в колхозе. Ей приходилось работать на сенокосилке, как взрослому мужчине, вязать снопы и носить их на носилках к сушилке. Она доила коров, таскала тяжёлые фляги с молоком. Бабушка рассказывает, что она очень уставала, но не жаловалась, так как знала, что своим трудом помогает бойцам на фронте. Моей бабушке Лене пришлось испытать холод, голод, потери близких и друзей. За свою работу бабушка была награждена медалью "Труженик тыла в ВОВ 1941-45 г.г.", многими юбилейными медалями. Слушая её рассказы, я ещё сильнее ощущаю величие грозного военного времени, когда любовь к Родине всех от малого до велика звала на подвиг.

И в этот юбилейный, особенный для всех нас год я обязательно пойду на нашу городскую площадь, где будет проходить торжество. Я положу цветы к Вечному огню, чтобы почтить память тех, кто погиб, чтобы жили мы, их дети, внуки и правнуки. Своей бабушке Лене я тоже принесу цветы. Как много хочется сказать ей в этот день: "Бабуля, я очень тебя люблю, благодарю за эту Победу и горжусь тобой!"

Дружинин Егор

Субботина Валентина Ивановна (1931 г.р.)

Тихий семейный вечер. Всей семьёй смотрим фильм про войну. Я украдкой смотрю на свою прабабушку, которая незаметно пытается вытирать слезы.

Почему ты плачешь? – спрашиваю я.

Так, вспомнилось…

И я впервые услышал, как война оставила свой страшный след в истории моей семьи.

Субботиной Валюшке, моей прабабушке, было только 10лет, когда началась война. Она закончила 3 класс и весело проводила каникулы в городе Камень Алтайского края, что на берегу Оби. Отца, брата и двух сестёр этим же летом забрали на фронт. С тех пор Валя осталась за старшую в семье с болевшей матерью, 6-летним братом и племянницей. В сентябре ученица Субботина Валя на занятия в школу не пришла. А пошла на работу в кишечный цех. Там дети промывали солёные кишки и отправляли на мясокомбинат, где делали колбасу для фронта. Когда сырьё заканчивалось, детей переводили в сушильный цех. Там чистили, резали, а потом сушили картошку. Её называли сухат, и тоже отправляли на фронт. Когда кончалась картошка, детей везли на заготовку леса. А осенью все дети выходили в поле собирать хлебные колоски. Они вставали в шеренгу и шли по полю, не пропуская ни одного колоска. Дома вечером уставшая девчонка ещё и маме старалась помочь – вязали носки для солдат.

В 1945 с победой вернулись и отец, и брат, и сёстры! Сейчас в живых остались только моя прабабушка и её сестра Вера Ивановна, которой уже 94 года. Она в войну служила капитаном на Газоходе – пароходе, ходящем от Барнаула.

Я был потрясён услышанной историей. Маленькие дети смогли выдержать голод, холод, тяжёлый труд! Они старались ради Победы, чтобы там, на передовой, солдатам было легче. Хотя сами мечтали о куске хлеба и картошке.

Я не знаю, смог ли бы я пройти через всё это. Но точно знаю, что не хочу войны. Не хочу, чтобы в наше время от взрывов гибли дети Донецка и Луганска… Чтобы украинцы ненавидели русских и не зналась родня. Хочу, чтобы царили на Земле мир и любовь, чтобы у нас было счастливое детство! Давайте помнить о подвиге наших предков не только 9Мая, а каждый день, каждую минуту. Спасибо Вам, герои!

Гвоздарёв Кирилл

Савин Пётр Фёдорович (1924 г.р.)


Когда началась эта страшная война, ни я, ни мои родители, даже бабушки и дедушки ещё не родились. О подвиге нашего народа я узнавала из книг и фильмов. Подвиг этот бессмертен, складывался из маленьких крупинок – героизма и мужества каждого человека - старика или ребёнка, будь то в тылу или на фронте. Только недавно я узнала, что моя любимая, добрая и весёлая баба Шура была медсестрой прифронтового госпиталя. Многих молодых ребят лечила после тяжёлых ранений. Госпиталь немцы часто бомбили, а операции не прекращались. Однажды во время бомбёжки её саму ранило в ногу. Сейчас моей прабабушке, Новиковой Александре Ивановне - 89 лет.

Мой прадедушка Савин Пётр Фёдорович 1924 года рождения ушёл на фронт в 1942 году после окончания школы сержантов. Был назначен командиром «Катюши», дошёл до Берлина. Командование наградило его орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу» за битвы на реках Висла и Одер, за взятие крепостей Познань и Прага. Прадеда уже нет в живых, а награды хранятся у моей бабушки, его дочери. Я горжусь, что мои предки внесли свой вклад в великую Победу. Память о них мы с братом передадим и своим детям.

70 лет прошло со дня Победы. Все, кто тогда ценой своей жизни отстоял свободу нашей страны, стали седыми стариками. Но 9 Мая, надев ордена и медали, вспомнят былое и придут на парад. Глаза заблестят слезами, а в слезах этих и память о погибших друзьях, и счастье возвращения с победой домой, и гордость за Отечество. С праздником Вас, наши ветераны, наши родные!

Иванова Полина

Выводы.

Итак, в ходе исследования мы познакомились с реликвиями из архива наших семей - фотографиями, документами, удостоверениями к боевым наградам. Нашли много новой информации о боевых заслугах своих прадедов. Цель нашего исследования - собрать биографический материал о прадедах - участниках ВОВ, достигнута. Нашими исследованиями мы поделились с посетителями сайта нашей школы. http://school9rt.ucoz.ru/index/pravnuki_pobedy/0-215 . Гипотеза о том, что память о ВОВ будет сохранена, если каждый человек будет помнить о событиях священной войны, о подвигах своих дедов и прадедов, подтвердилась. Об этом свидетельствуют полученные новые знания о судьбе предков, которые дали мне более глубокое понимание истории моего народа. А также мы получили ощущение причастности моей семьи к истории нашей страны. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. И мы тоже всегда будем помнить и гордиться своими прадедами!