Обряд крещения у католиков. Крещение в католической церкви. Крещение Крещение господне в католической церкви

24.04.2015

У католиков данный праздник отмечают 19 января. Празднование связано с крещением Иисуса Христа в речке Иордан.

История праздника

В период жизни на земле Христа, людей крестили только в достаточно взрослом возрасте, когда человек выбирал для себя эту веру и был готов проводить обряд крещения. Это и объясняет тот факт, что Иисус был крещен в 30 лет. Религия была новой для люда, жившего в тот период времени, потому как вера в одного Бога всячески отвергалась.

Церковь, поверья и традиции

В церкви, в этот праздник, принято святить воду, которую брали с рек либо озер. Люди делали на водоеме лунку, специально в форме креста и оттуда набирали воду, которую перед этим освятил священник. В момент ритуала священник произносил определенную молитву над водой, далее мочил в лунке церковный крест, а в то время как церковные прихожане пели псалмы. Завершив это действия, вода считалась святой. Люди набирали воду и несли каждый к себе домой. Существует вера, что крещеная вода помогает от недугов, придает здоровье и оберегает от нечистой силы. Руководствуясь своей верой, существует традиция окунаться в данном прорубе.

На сегодняшний день, из-за плохой экологии воду для крещения набирают дома. Но традиция с окунанием еще осталась. Воду святят в церкви и около нее. Люди выстаиваются около церкви и выставляют сосуды с водой, после священник проходит мимо всего люда и святит воду. Существует вера, которая сохранилась по сегодняшний день, что свяченая вода являетсямощным оберегом от сглаза, порчи и вообще влияния нечисти. Поэтому, люди окропляют углы дома, хозяйство, двор, дабы уберечь и обезопасить себя. В этот праздник нужно пить свяченую воду, она придает здоровья и счастья человеку. У католиков данный праздник совпадает с большим праздником Трех королей, это три мудреца, что первыми сообщили всему миру о рождении Иисуса Христа. В канун этого праздника люди несут из костела свяченый мел, которым на дверях своего дома пишут три буквы, что символизируют аббревиатуру имен трех королей. «К. М. Б» — Каспель, Мельхон, Бальтазар. Верят, что это защитит их дом и принесет счастье и благополучие в семьи. Этот мел сохраняется на протяжении всего года. Его еще принято использовать в качестве лекарства от боли в животе. После окончания службы, хозяева верили в то, что если первыми попасть домой, то и сбор урожая осуществят первыми. Сено, где ранее находилась кутя, скармливали домашним животным, оно излечивало их от болезней и придавало силы, а главное служило хорошей защитой от ведьм. Еще по погоде данного праздника судили, какой будет погода летом и каким будет урожай.


19 января — это день, когда православный люд почитает великий праздник являющийся последним в рождественском посту, известный как Крещение Господне, или Богоявление, иногда его именуют как Иордания (Иордан). ...




Крещение - один из главных христианских праздников . Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

Праздник Крещение отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих , согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.

В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер - экология не та. Её сразу разливают после богослужения около церкви. Согласитесь — это очень практично. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. Но чаще чудеса выносливости показывают зрителям „моржи“. Остальные топчутся на берегу, и, округлив глаза, смотрят на дивных людей в плавках да на снегу.


Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе против разной нечистой силы, которая целым армиями „осаждала“ дома бедных белорусов. Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и хозяйственные здания крещеной водой. После таких ритуалов каждый человек старался вдоволь напиться святой водой, чтобы быть весь год здоровым, счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду, многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее.

У католиков Крещение совпадает с праздником Трёх королей - трёх мудрецов, которые первыми донесли до всего мира весть о рождении Христа.

На этот праздник каждый католик приносит из костела домой «пасвенчаны» мел и пишет на дверях дома три буквы: «K, M и Б», согласно именам Трех королей - Каспеля, Мельхона и Бальтозара, соответственно. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. Только, в данном случаи мел выступает как лекарство от болей в животе. Почему так? В сущности никто толком и не ответит. Может, главную роль тут играет вера?

Крещение не отмечалось большими празднествами, кроме припадающей на него третьей кутьёй. Но и она называлась постной.

С этим праздником не связано никаких песен, гаданий, хороводов и специальных плясок. Так уж получилось. В противовес этому бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением.

Например, хозяева после богослужения старались прийти домой самыми первыми. Считалось, что, и урожай они соберут первыми. Сено, на котором во время Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным, как средство от болезней и от не очень хорошего влияния ведьм.

Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое.

Богоявленская вода. Свойства богоявленской воды

Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога".

Святая вода. Молитва

При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Приметы на Крещение (Народные приметы)

По погоде, которая стояла на Крещение , люди пытались определить погоду будущего лета: если в этот день было холодно, то «жніво будзе сонечным і гарачым». Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Говорили (сидя на печах): „Трашчы мароз, трашчы, ужо мінулі Вадохрышчы (второе название Крещения)“ или «На Водахрышчы дзень цёплы - будзе хлеб цёмны». Опять же во всех этих поговорках, пословицах и приметах завуалирована надежда на богатый урожай. Это неудивительно, ведь от урожая полностью зависела жизнь крестьянина - будет ли он голодать после Коляд, аль нет.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления , называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих...». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).

«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное... ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)... имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал... многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони... ».
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.

Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».

Крещение – христианский праздник и отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих, согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.

Конечным эффектом греха является смерть, рожденная от знания того, что он умрет, даже если ничего еще не сделано, чтобы заслужить эту цель. По мере того как он растет, он учится грешить из-за плохих примеров и ложных учение о мире, в котором он родился и вырос. Он - жертва спасения, раб освобожден, даже взрослый. Раб греха, жертва смерти, которая была бы вечной.

Обратите внимание, что покаяние от их грехов - это требование, которое должно существовать до крещения. Очевидно, что крещение, сделанное новорожденным, не отнимает у маленького существа какой-то изначальный грех, потому что младенец невиновен, не имеет греха и поэтому даже не нуждается в покаянии. Тот, кто потерял новорожденных, снова откроет их! мертвый молодой человек, снова появляется, как и все остальные, возможность воскреснуть и выбрать путь, ведущий к бессмертию.

В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер – экология не та. Её сразу разливают после богослужения около церкви. Согласитесь - это очень практично. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. Но чаще чудеса выносливости показывают зрителям “моржи”. Остальные топчутся на берегу, и округлив глаза, смотрят на дивных людей в плавках да на снегу.

Традиция крещения младенцев была поглощена «христианством» только через несколько столетий. Популяции были «преобразованы» по массе в «христианство», но, не зная о реальном покаянии, они игнорировали учения Иисуса Христа и апостолов и навязывали их языческое происхождение. Поэтому мы в значительной степени Христианство только по имени и язычество факта. Это результат крещения, сделанного для новорожденных: отсутствие Святого Духа во взрослой жизни , иллюзия быть христианином, когда оно еще не существует, потому что у него нет Духа Христа.

Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе против разной нечистой силы, которая целым армиями “осаждала” дома бедных белорусов.Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и хозяйственные здания крещенной водой. После таких ритуалов каждый человек старался вдоволь напится святой водой, чтобы быть весь год здоровым, счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду, многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее.

Но давайте теперь поговорим о крещении тех взрослых, которые с большой искренностью давно решили креститься в церкви, но которые, бессознательно, были ошибочно проинструктированы этой Церковью о грехе, то есть систематически нарушать одну или несколько заповедей Бога. Никто не сомневается в искренности верующих, но одной только искренности недостаточно, чтобы произвести обращение, правильное. Искренности и добросовестности недостаточно. Необходимо, чтобы было «покаяние от их грехов». Это большая разница между ложным и истинным обращением.

У католиков Крещение совпадает с праздником Трёх королей – трёх мудрецов, которые первыми донесли до всего мира весть о рождении Христа.

На этот праздник каждый католик приносит из костела домой «пасвенчаны» мел и пишет на дверях дома три буквы: «K,M и Б», согласно именам Трех королей – Каспеля, Мельхона и Бальтозара, соответственно. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. Только, в данном случаи мел выступает как лекарство от болей в животе. Почему так? В сущности никто толком и не ответит. Может, главную роль тут играет вера?

Но если мы не знаем, что это грех, как мы точно знаем, что раскаяться? Чтобы это знать, мы должны обратиться к Богу, единственному, кто может дать ему четкое и абсолютное определение того, что такое грех. люди имеют свое собственное смутное представление о том, что такое грех. Тот, кто говорит, что грех «пропускает цель»или «вредит», не имея «точного представления о том, что», это второй Бог. Апостол Павел, один из немногих истинных христиан всех времен, хорошо знал, за грех которого все люди призваны покаяться.

Бог через апостола Иоанна еще больше освещает эту истину: Тот, кто совершает грех, совершает нарушение закона, а грех - это нарушение закона. Конечно, Писание относится к «закону Бога» и, в частности, к Десяти Заповедям, потому что в нем упоминается один из них, десятый, тот, который запрещает похоть и желание других. Некоторые заповеди упоминаются, но ясно, что Бог ссылается на Его Десять Заповедей. Эта истина приводит нас к более широкому свету: у кого есть убеждение в том, что он любит любить только своего ближнего, даже не наблюдая первых четырех заповедей, вы никогда не крестились, а просто купались в воде!

Крещение не отмечалось большими празднествами, кроме припадающей на него третьей кутьёй. Но и она называлась постной.

С этим праздником не связано никаких песен, гаданий, хороводов и специальных плясок. Так уж получилось. В противовес этому бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением.

Например, хозяева после богослужения старались прийти домой самыми первыми. Считалось, что, и урожай они соберут первыми. Сено, на котором во время Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным, как средство от болезней и от не очень хорошего влияния ведьм.

Поскольку крещение действительно или стоит, необходимо «сделать достойные плоды покаяния», демонстрируя добрую волю, чтобы научиться соблюдать все Божьи заповеди, а не только самые удобные или простые. Человеческие религии учат, что «единственное, что считается» - значит любить своего ближнего, как самого себя. Бог оставлен в забвении. Но покаяние за ошибочную веру делает неопровержимое крещение. Войны и разногласия между народами, верующими в Бога, являются доказательством того, что они даже не любят Бога; потому что они отрицают, что заповедей десять.

По погоде, которая стояла на Крещение, люди пытались определить погоду будущего лета: если в этот день было холодно, то «жніво будзе сонечным і гарачым». Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Говорили (сидя на печах): “Трашчы мароз, трашчы, ужо мінулі Вадохрышчы(второе название Крещения)” или «На Водахрышчы дзень цёплы – будзе хлеб цёмны». Опять же во всех этих поговорках, пословицах и приметах завуалирована надежда на богатый урожай. Это неудивительно, ведь от урожая полностью зависила жизнь крестьянина – будет ли он голодать после Коляд, аль нет.

Поэтому не следует креститься «снова», а «делать достойные плоды раскаяния» и просить об истинном крещении в первый раз. Иисус - христианин и солнечный миф о так называемых «язычниках». Католики в Германии массово поворачивают свою церковь. Впервые число покидающих лоно римского католицизма выше, чем у крещения. Вот основные причины оттока.

Только в прошлом году сотни тысяч официально покинули Католическую церковь в Германии. Церковное церковное движение «Мы - Церковь» выдвинуло в этой связи просьбу о более широком диалоге со стороны церкви в ответ на массовый исход. Последующие публичные дебаты о далеком и не столь отдаленном прошлом и сексуальном насилии, проявляемом католическими священнослужителями над детьми и другими доверенными лицами церкви, относятся к числу неоспоримых причин массового отрицания католицизма в Германии.

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мф 28, 19; Мк 16, 16) - этими словами Христос Господь установил первое из семи таинств: таинство Крещения.

В таинстве крещения Христос омывает нас от первородного греха, отпускает все грехи, совершённые до крещения, дарует сверхприродный дар освящающей благодати Божией, возрождает к новой жизни чад Божиих и включает в общину Народа Божия - Церковь, знаменуя душу неизгладимой печатью.

И демография рассказывает слово. Таким образом, их доля в общей численности населения Германии снижается на 0, 3 процента и составляет 30, 2 процента в прошлом году. Сокращение крещения также связано с демографическими изменениями в последние десятилетия.

На сегодняшний день, тем не менее, до сих пор нет углубленного изучения мотивов католиков, покидающих лоно церкви. Немцы поворачиваются спиной к церкви. В прошлом году 180 000 немцев отвернулись от Католической церкви, и, похоже, главная причина этого драматического развития - скандал с сексуальными надругательствами над детьми.

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 12-13).

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3, 27). С момента крещения христиане, освящённые благодатью Христовой, призваны и обязаны исповедовать веру и жить согласно учению Христ

Сегодня многие верующие верят, что крещение Святым Духом не имеет внешних черт, но только очищает душу и дает освящение. Налоги, говорящие на языках и пророчествах, считаются прошедшими после времени апостолов. Это библейская и историческая правда? Каковы были пятидесятнические движения в новозаветное время и за что они боролись?

Давайте сначала обратимся к Библии - согласно Библии, крещение Святым Духом всегда сочетается с внешней отметкой - даром говорения на языках. «И все они были исполнены Святым Духом и стали говорить на иностранных языках, поскольку Дух дал им возможность говорить».

Совершение обряда крещения детей является выражением веры их родителей, обязующихся воспитывать своих детей в христианской вере. По мере взросления, крещёный в младенчестве человек сознательно исповедует свою веру, подтверждает своё крещение и возобновляет обетования, принесённые в обряде крещения.

Крещение совершается посредством внешнего знака - троекратного поливания головы крещаемого водой, что символизирует очищение, и в словах: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». С величайшей заботой Церковь готовит кандидатов к крещению. В древности такой период подготовки (катехуменат) длился порою несколько лет. Родители-католики, прося Церковь о крещении для своих детей, возлагают на себя ответственность за развитие сверхприродной жизни, которую их дети восприняли в таинстве святого крещения.

Это был день Пятидесятницы, поэтому христианские движения, крещенные Святым Духом с Его знамением на языках, называются пятидесятническими движениями. Знак крещения сопровождает получение Духа верующими в Кесарии, Ефесе и Коринфе. «И обрезанные верующие, которые пришли с Петром, были поражены даром, Святым Духом, также излились на язычников, потому что они слышали, как они говорили на языках и увеличивали Бога».

«И когда Павел возложил на них руки, Святой Дух сошел на них, и они говорили на языках и пророчествовали». Дар языков - это живая связь с Богом через Святого Духа. «Ибо всякий, кто говорит языком, не говорит с людьми, но перед Богом, потому что никто не понимает, потому что своим духом он говорит секреты».

При совершении обряда крещения, как ребёнка, так и взрослого, Церковь, по древнему обычаю, требует присутствия крёстных, из которых один обязательно должен быть примерным католиком. Своим примером, молитвой и помощью они обязаны поддерживать развитие религиозной жизни своего крестника.

Литургия таинства крещения детей

В первые три века после Христа дары Духа с знамением языков широко распространены среди последователей Христа. Игнатий Антиохийский написал Поликарпу: «Что касается того, что невидимо, молитесь, чтобы Бог открыл его вам, чтобы вы ничего не пропустили, но в изобилии даровали вам весь духовный дар». Послание Игнатия к Поликарпу.

Джастин пишет в своем диалоге «Диалог»: «Пророческий подарок остается с нами до сих пор». «Теперь среди нас есть женщины и люди, которые обладают дарами Божьего Духа». Джастин, Диалог. Эти отдельные свидетельства подчеркивают пятидесятническую природу ранних христианских церквей в течение первых двух столетий. Во втором и третьем веках, с стремлением сохранить живую веру во Христа, реформистское пятидесятническое движение монархистов особенно заметно. Один из его последователей, ярый сторонник возрождения духовных даров и чистоты веры, является талантливым христианским писателем Тертуллианом.

Литургия состоит из четырёх частей.

1 часть. Обряд принятия ребёнка

Крещение совершается, как правило, в воскресенье, поскольку в этот день Церковь празднует Пасхальную тайну. Детей, родившихся за последнее время , желательно крестить одновременно, в присутствии родственников и знакомых.

Предстоятель либо служитель таинства спрашивает родителей ребёнка:

В качестве неотъемлемой части из девяти даров автор подтверждает дар языков, которые Маркиз также приписывает другой силе. В связи со словами апостола Павла к Коринфянам: В законе написано: «Конечно, с кровавыми устами и на другом языке поговорите с этим народом», Тертуллиан отмечает.

«Как уже упоминалось» закон написано «что Творец будет говорить с другими языками и иными устами, это действительно подтверждает дар языков, непостижимо то, что он говорит, что этот дар дается Богом.» Опять. Тертуллиан свидетельствует о распространении духовных даров, включая языки, среди христиан своего времени.

С. Какое имя вы выбрали для своего ребёнка?

Родители отвечают: N.

С. Чего вы просите у Церкви Божией для N?

Родители отвечают: Крещения.

В приведённом выше диалоге предстоятель может использовать и другие слова. На второй вопрос родители также могут ответить другими словами, например: «Благодати Христовой», или «Принятия в лоно Церкви», или «Жизни вечной». Этот ответ даёт каждая из семей в отдельности.

Пусть Маркион, чтобы показать его бог дал ли дары пророков, которые говорят не человеческий разум, и Дух Божий не только предвещают грядущие события, но и выражают тайны сердца, пусть интерпретации языков проявить псалом видение или молитву Дух, в экстазе или возмущении: все эти признаки, без каких-либо проблем, существуют на моей стороне и согласуются с правилами, порядками и приказами, установленными Творцом.

Тертуллиан глубоко возмущен римскими католическими лидерами, которые проповедуют, что римский епископ имел право простить почти все грехи, в том числе блудники и прелюбодеи, и освободить их от своей вины. Реформатор защищает библейскую истину по этим вопросам в своей работе «О скромности», в которой он выступает против зарождающегося папства. В главе 21 Тертуллиан утверждает, что церковь - это не собрание епископов, и что право прощать грехи - это только Бог. Вот почему многие называют его «первым протестантом».

Предстоятель либо служитель таинства обращается к родителям:

С. Дорогие родители, испросив крещения для вашего ребёнка, вы принимаете на себя обязанность воспитывать его в христианской вере, учить его любить Бога и ближних. Осознаёте ли вы свою обязанность?

Родители отвечают вместе: Осознаём.

Затем предстоятель или служитель таинства обращается к восприемникам со следующими словами:

Тем не менее, папизм широко использовал свои сочинения, прежде чем обратиться к инженерам, чтобы оправдать католические учения. Служения слуги - апостольская простота - чтение и проповедь слова, духовные песни и молитвы. «Читая Библию, пение псалмов, проповедуя слово, во время молитвы - все эти духовные служения видят видения».

Частично фрагменты пророчества ассемблеров, которые цитируются в трудах Тертуллиана и других авторов, сохраняются - например, в которых Бог призывает Его последователей не бояться мученичества. Если вы подвергаетесь презрению к людям, это для вас: ибо тот, кто не непослушны людям, будет презирать перед Богом: не стыдитесь, что праведность ведет вас с поля зрения, почему вам стыдно что вы получаете славу?

С. Дорогие восприемники, готовы ли вы помогать родителям этого ребёнка в их христианском воспитании?

Восприемники отвечают вместе: Готовы.

С. N, христианская община с большой радостью принимает тебя. От имени этой общины я осеняю тебя знамением креста. После меня и вы, родители и восприемники, запечатлейте на вашем ребёнке знак Иисуса Христа, нашего Спасителя.

«Не смей умирать на своих кроватях в результате несчастного случая или утолить больных лихорадкой, но умереть от мученичества, чтобы прославить того, кто страдает за тебя». Тертуллиан, Убегая от преследования. Движение быстро распространяется и выигрывает у многих сторонников. У Ирини, надзирателя гэльской церкви в Лионе, есть дружеские отношения с инженерами. Нигде в своей знаменитой работе «Против Ереси» он не обвиняет ассасинов.

В 197 году Римский епископ принимает пророчества собравшихся людей и решает дать свободу духовным дарам Римской церкви, но вредоносный исповедник Праксасейс, оказавший на него влияние, отговаривает его. В то время епископ Рима собирался принять пророчества Монтаньи, Прискиллы и Максимилилы и, как результат, предложил мир церквям в Азии и Фригии, но этот человек, прибегая к вымышленным утверждениям о самих пророках и их церквях, решения предыдущих епископов заставили его вернуть мирные письма и отказаться от своих планов получения духовных даров.

Затем он молча налагает большим пальцем знак креста на лоб ребёнка, после чего то же самое делают родители и восприемники.

2 часть. Литургия Слова

Священник читает отрывки из Священного Писания и произносит короткую проповедь, призывая родителей и восприемников с готовностью принять обязанности, связанные к принятием детей в Церковь. Затем призывает всех к особой, тихой молитве. Затем следует молитва верных, на воззвания которой присутствующие отвечают: Услышь нас, Господи.

Молитва завершается воззваниями о заступничестве Святых, на которые отвечаем: Молись о нас (или: Молитесь о нас).

Грехопадение наших первородителей было вызвано искушением сатаны. Из-за него человек утратил жизнь Божию - состояние благодати. Поэтому священник молится затем об освобождении ребёнка от злого духа. В завершение молитвы мы отвечаем: Аминь.

Затем присутствующие идут в процессии к купели, где происходит крещение ребёнка.

3 часть. Литургия таинства

По пришествии к купели служитель таинства напоминает участвующим повеление Божие, Который восхотел душу и тело человека освятить водой. Например, говорит:

С. Помолимся всемогущему Богу, чтобы Он даровал этому ребёнку новую жизнь от воды и Святого Духа.

С. Дорогие родители и восприемники, Бог любит вашего ребёнка и дарит ему (ей) в таинстве крещения новую жизнь от воды и Святого Духа. Старайтесь воспитывать его (её) в вере так, чтобы сохранить в нём (ней) Божественную жизнь от тлена греха и создать условия для её постоянного развития. Поэтому, если вы, руководствуясь своей верой, готовы принять на себя эту обязанность, то, вспоминая собственное крещение, отрекитесь от греха и исповедайте веру в Иисуса Христа, веру Церкви, в которой ваш ребёнок примет сегодня крещение.

Затем спрашивает их:

С. Отрекаетесь ли вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?

Родители и восприемники отвечают: Отрекаюсь.

Затем служитель таинства спрашивает родителей и восприемников об их вере:

Родители и восприемники отвечают: Верую.

Все отвечают: Аминь.

Служитель таинства приглашает семью подойти к купели и просит назвать имя ребёнка. Затем спрашивает родителей и восприемников:

С. Желаете ли вы, чтобы N принял (приняла) крещение в христианской вере, которую мы только что вместе исповедали?

Родители и восприемники: Желаем.

После этого служитель таинства совершает крещение, произнося:

N, Я КРЕЩУ ТЕБЯ ВО ИМЯ ОТЦА,

погружает ребёнка в воду или льёт ему на голову воду в первый раз,

погружает ребёнка или льёт ему на голову воду вторично,

И СВЯТОГО ДУХА.

погружает ребёнка или льёт ему на голову воду в третий раз.

После этого участвующие произносят или поют краткое славословие:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Если крещение совершается через возлияние воды, рекомендуется, чтобы ребёнка во время крещения держали мать или отец.

Однако там, где этого требуют традиции, ребёнка может держать крёстная или крёстный. Они же должны поднять ребёнка из воды, если крещение осуществляется через погружение.

Обряд дополняется помазанием елеем, что означает включение крещёного в царственное священство и введение его в общину Народа Божия.

С. Бог всемогущий, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший тебя водою и Святым Духом и даровавший тебе отпущение всех грехов, Сам дарует тебе помазание спасения, чтобы, сопричтённый ко святому Его народу, ты пребывал в единении со Христом - Священником, Пророком и Царём - ради жизни вечной.

Все отвечают: Аминь.

Служитель таинства помазывает святым миром темя ребенка.

Обряд завершается возложением белой одежды и вручением зажжённой свечи, принесённой крёстными.

Служитель таинства говорит:

С. N, ты стал (стала) новым творением и облёкся (облеклась) во Христа. Прими белую одежду и сохрани её незапятнанной вплоть до суда Господа нашего Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную.

Все: Аминь.

На ребёнка надевается белая одежда (либо что-то, символизирующее её), которую должны были принести с собой родственники ребёнка.

Зажигается свеча от пасхала, и вручается родителям. Служитель таинства, обращаясь к ним, говорит:

С. Примите свет Христов.

Затем говорит:

Дорогие родители и восприемники, вам доверяется хранить этот свет, чтобы ваш ребёнок, озарённый светом Христа, всегда поступал как сын (дочь) света и, сохранив твёрдость веры, вместе со всеми святыми мог (могла) встретить грядущего Господа в Царстве Небесном.

Если восприемники во время крещения держали ребёнка, они передают его матери.

4 часть. Завершение обряда

Если крещение совершалось вне пресвитерия, совершается процессия к алтарю, во время которой несётся зажжённая свеча крещёного ребёнка. Можно петь соответствующую песню.

Предстоятель, встав перед алтарём, обращается к родителям, восприемникам и всем присутствующим:

С. Дорогие братья и сёстры! Этому ребёнку, возрождённому в таинстве крещения, дарована новая жизнь, ибо он теперь стал чадом Божиим. В таинстве миропомазания он обретёт полноту Святого Духа, а в святом причащении станет участником Трапезы Господней и вместе со всеми верующими будет называть Бога своим Отцом. Поэтому помолимся от имени этого ребёнка, как научил нас Господь Иисус Христос.

Все поют или произносят вместе с предстоятелем Молитву Господню:

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

Мать, держа на руках ребёнка, подходит вместе с отцом к предстоятелю, который благословляет сначала мать, затем отца, а после - всех присутствующих. Если возможно, после благословения все поют соответствующую песнь, выражающую пасхальную радость и благодарение, или «Величит душа Моя Господа».

Крещение ребёнка при угрозе смерти, когда нет священнослужителя. При опасности смерти, крестить ребёнка может любой верующий.

Для крещения надо приготовить воду (может быть, даже не освящённую).

Возле больного ребенка собираются его родители, восприемники и, если это возможно, также родственники и близкие.

Один из верующих, имеющий определённую подготовку, начинает читать следующую молитву:

Попросим всемогущего Бога о милосердии к этому ребёнку, который должен получить благодать святого крещения, к его родителям и восприемникам, а также ко всем крещёным.

Просим Тебя об этом ребёнке: через святое крещение прими его в общину Своей Церкви.

Просим Тебя, даруй ему через святое крещение дух усыновления.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, соделай его через святое крещение общником смерти и воскресения Христа, Сына Твоего.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя, обнови во всех, здесь присутствующих, благодать святого крещения.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Просим Тебя обо всех учениках Христа, объединённых святым крещением в одну общину: сохрани их в единой вере и любви.

Все отвечают: Услышь нас, Господи.

Молитва заканчивается такими словами:

Боже, Источник жизни и любви, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Ты утешаешь родителей в их тревогах и окружаешь Своей опекой больных детей. В Своей любви Ты возрождаешь их для жизни вечной. Благосклонно прими наши моления. Не допусти, чтобы грех овладел этим ребёнком, яви Своё милосердие и прими его в Царство Твоего Сына.

Сделай так, чтобы этот ребёнок, которому мы даём имя N, возродившись от воды и Духа Святого, уподобился Христу в тайне Его смерти и воскресения и, причисленный к избранным Твоим, получил наследие Христа и обрёл радость в общении с Тобою, Который живёшь и царствуешь с Единородным Твоим Сыном и со Святым Духом во веки веков.

Все отвечают: Аминь.

Следует исповедание веры. Совершающий крещение обращается ко всем присутствующим:

Вспоминая собственное крещение, исповедуем веру в Иисуса Христа. Это - вера Церкви, в которой этот ребёнок принимает крещение.

После этого он спрашивает:

Веруете ли вы в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?

Все отвечают: Верую.

Веруете ли вы в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

Все отвечают: Верую.

Веруете ли вы в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

Все отвечают: Верую.

Можно также исповедовать веру, прочитав Апостольский Символ веры.

Совершающий таинство, троекратно возливая воду на голову ребёнка, крестит его во имя Пресвятой Троицы:

N, Я КРЕЩУ ТЕБЯ ВО ИМЯ ОТЦА,

льёт воду на голову ребёнка в первый раз,

льёт воду на голову ребёнка вторично,

И СВЯТОГО ДУХА.

льёт воду на голову ребёнка в третий раз.

Опуская все другие обряды, можно совершить облачение в белую одежду. Совершающий крещение произносит:

N, ты стал (стала) новым творением и облёкся (облеклась) во Христа. Прими белую одежду и сохрани её незапятнанной вплоть до суда Господа нашего Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную.

Все отвечают: Аминь.

В заключение читается Молитва Господня.

Отче наш…

В случае близящейся смерти достаточно, чтобы совершающий крещение, опуская другие обряды, возлил на ребёнка воду, произнося при этом обычную формулу крещения. Желательно, чтобы это происходило в присутствии одного или двух свидетелей.

Если ребёнок выживает, его необходимо принести в храм для восполнения обряда.

Обновление крещальных обетов

В день Первого причастия, миропомазания, принятия таинства больных, в годовщину крещения и в иных случаях мы обновляем свой завет с Богом.

С. Спрашиваю каждого из вас: отрекаетесь ли вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?

В. Отрекаюсь.

С. Отрекаетесь ли вы от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над вами?

В. Отрекаюсь.

С. Отрекаетесь ли вы от сатаны, виновника и князя греха?

В. Отрекаюсь.

С. Веруете ли вы в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?

С. Веруете ли вы в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

С. Веруете ли вы в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

С. Такова вера Церкви. Такова наша вера, исповедание которой является нашей славой в Иисусе Христе, Господе нашем.

С. Через крещение вы стали храмом Божиим, и в знак благодарности за полученные блага произнесём все вместе:

В. Во имя Пресвятой Троицы, во имя Отца, сотворившего нас, и Сына, искупившего нас, и Святого Духа, освятившего нас, перед Пресвятой Девой Марией, Непорочной Богородицей, перед нашими Ангелами Хранителями, нашими святыми Покровителями и всеми Святыми, перед собравшимися здесь верующими мы обновляем принятый при крещении завет. Обещаем жить и умереть в святой христианской вере. Будем верны Иисусу Христу и Его Евангелию. Отче Предвечный, даруй нам для этого помощь Твою. Молим Тебя через Христа, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою в единстве Святого Духа, Бога, во веки веков.

Молитва о верности благодати крещения

Господи, силою смерти и воскресения Твоего Ты возродил меня к новой жизни в таинстве святого крещения и принял в общину Церкви Твоей, позволил мне стать чадом Божиим и наследником исполненной радости вечной жизни.

Будь прославлен, Боже в Пресвятой Троице единый, за дар Твоего призвания. Обнови во мне благодать святого крещения, чтобы соблюдая учение Иисуса Христа, я навсегда пребывал в Его любви и смело возвещал Его Евангелия.

Соделай, дабы я всегда был живым членом Церкви и вместе со всеми христианами пребывал в единстве веры, свидетельствуя о ней своей жизнью. Аминь.

В католической церкви таинству Крещения посвящена особая церковная служба — Литургия Крещения детей. Крестят чаще всего в воскресенье. Отличие католического обряда в том, что на крещении должны присутствовать как родители ребенка, так и его крестные. Маленьких детей крестят по вере родителей. Воцерковленность семьи и понимание католического вероучения играет важную роль. Начинается служба обрядом принятия ребенка в церковную общину. Обряд принятия представляет собой диалог священника и родителей, в котором родители свидетельствуют о своей вере и понимании значения церкви и таинств.

Священник спрашивает: «Какое имя вы выбрали для своего ребенка?» Родители называют имя. Священник: «Что вы просите у Церкви Божией для (имя)?» Родители отвечают: «Крещения». Священник может начать диалог по-другому, родители не обязаны отвечать по общепринятой формуле. Они говорят в данном случае то, что думают. На второй вопрос они могут ответить: «Божьей Благодати», «Жизни вечной» или «Принятия в лоно Церкви Христовой». Священник продолжает, обращаясь к родителям: Дорогие родители, испрашивая принятия ребенка в лоно Церкви, вы берете на себя ответственность по воспитанию его в вере Христовой, вы должны учить его любить Бога и ближних, соблюдать заповеди. Сознаете ли вы свои обязанности? Родители отвечают: Сознаем. После чего совершитель таинства обращается к восприемникам: Дорогие восприемники, готовы ли вы помогать родителям в христианском воспитании этого ребенка? Восприемники отвечают: готовы. Священник говорит о том, что община такого-то храма с радостью принимает (имя ребенка) и осеняет его крестным знамением. Примечательно, что родители и крестные, вслед за священником, совершают начертание креста на челе ребенка. Ребенок становится членом церковной общины и начинается вторая часть крещальной службы — Литургия слова. Священник читает отрывки из Нового завета и произносит краткую проповедь, в которой более развернуто говорит об обязанностях родителей и крестных в воспитании детей. Затем священник призывает всех присутствующих к общей молитве. Предстоятель читает тексты молитв, а все молящиеся на воззваниях отвечают «Услышь нас, Господи!» Литургия слова заканчивается молитвами ко всем святым.

Третья часть — Литургия таинства, — начинается шествием всех молящихся, во главе с предстоятелем, к купели. Священник совершает чин освящения воды, читает благодарственные молитвы, а затем происходит обряд отречения от сил зла. На вопросы священника отвечают и родители, и восприемники. Священник спрашивает: «Отрекаетесь вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божьих?» Родители и восприемники отвечают вместе: «Отрекаемся». После отречения от соблазнов и сил зла, следуют вопросы об исповедовании веры, на которые также отвечают родители и крестные.

Вся семья и восприемники подходят к купели и священник еще раз задает ритуальный вопрос: «Желаете ли вы, чтобы (имя ребенка) принял крещение в христианской вере, которую мы только что вместе исповедовали?» Родители отвечают: «Желаем». Священник погружает ребенка в купель трижды. Крещальная формула в католичестве звучит так: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». После чего крестные принимают ребенка из купели. Если крещение совершается возливанием воды на голову ребенка, держать его могут как родители, так и крестные.

Таинство завершается облачением ребенка в белую одежду, которую крестные должны подготовить заранее. Белую одежду можно заменить отдельным элементом — белым шарфом, накидкой. Священник зажигает крестильную свечу от пасхала и вручает родителям со словами: «Примите свет Христов». Затем вся процессия идет к алтарю, впереди несут крестильную свечу ребенка. Все поют молитвы. В заключение священник произносит напутственную проповедь и благословляет родителей ребенка, а также самого крестника.

Таинство Миропомазания в католической церкви

В католическом учении говорится: «Верные… таинством миропомазания совершеннее сочетаются с Церковью, наделяются особой силой Святого Духа и тем самым, как подлинные служители Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом».

Миропомазание или обряд конфирмации совершается в латинской церкви, когда ребенок достигнет 13-14 лет. Конфирмация («confirmatio») в переводе с латыни означает «утверждение». В католическом учении это имеет смысл сознательного утверждения в вере.

Совершает таинство епископ. Священник может совершить его только в экстренном случае, по поручению епископа. Поскольку конфирмация предполагает сознательное исповедование веры, человек может участвовать в нем достигнув сознательного возраста.

Таинство Миропомазания включает чтение Священного Писания (Литургия Слова), исповедования кандидатами желания принять Святого Духа, и обновление крещальных обетов.

Литургия таинства совершается возложением рук на кандидатов и чтением особых молитв. Затем епископ налагает на чело каждому знамение креста — помазывает святым миром и произносит: «Прими знамение дара Святого Духа». Миропомазанный отвечает: «Аминь».

Обряд конфирмации часто совершается перед святой мессой, на которой всем прошедшим конфирмацию подается причастие Святых Тайн. Вне мессы таинство миропомазания завершается благословением епископа.

1. Что празднуем, господа?

Начну с того, что когда-то давно, первые Христиане отмечали три праздника: Рождество Христово , Святое Богоявление и Крещение Господне - в один день. В наши же дни, 19 Января каждого года, Русская Православная Церковь отмечает теперь два события в один день. А именно: Крещение Господне - о котором слышал практически каждый российский житель, и Святое Богоявление - менее известное российскому обывателю событие из жизни Иисуса Христа. Этот праздник в России, как и Пасха с накрашиванием куриных яиц, пришёлся по душе и младу, и стару, и верующему, и атеисту, и оккультному эзотерику, и агностику…

Стоит отметить одну интересную, на мой взгляд, особенность. Дело в том, что в литургическом календаре Римско-Католической Церкви эти две даты (Крещение и Богоявление ) значатся в разные дни: 6 января каждого года католики празднуют Святое Богоявление . Крещение же Господне имеет подвижный характер, и отмечается в последующее воскресенье, после Богоявления . Причём, отметим, что Богоявление - является Торжеством , а Крещение - Праздником 1 . Да и смысл Богоявления в Русской Православной Церкви по сравнению с Римско-Католической, совсем иной: на 13-й день после Рождества (25 Декабря ), католики празднуют не Крещение , которое в принципе с рождественскими событиями не связано (Иоанн крестил Христа приблизительно в 30 лет ), а Торжество Богоявления (греч. Эпифания, Теофания ) - день, когда три короля-волхва пришли поклониться Младенцу Иисусу и принесли ему дары: золото, ладан и смирну. В этот день в католических храмах освящают ладан и мел, которым по традиции благочестивые католики на дверях своих домов пишут три латинские буквы через крестики и номер текущего года: С+М+В+2011 . Буквы означают "Christus Mansionem Benedicat! " ("Христос благословляет этот дом! "), хотя часто в народе их трактуют, как имена трёх королей - Каспар , Мельхиор и Балтасар … Но, вернёмся всё-таки, к рассмотрению российского празднования "православного" Крещения.

Первый интересный факт, касающийся этого праздника, я заметил, когда провокационно-невзначай на работе задал своим светским коллегам вопрос, когда они заговорили о том, что сегодня Крещение: «А какое Крещение мы отмечаем: Руси или Иисуса Христа? ». Сначала, люди были в растерянности от неожиданного вопроса и не сразу пришли к единому мнению; но потом один бывалый сотрудник, в возрасте около шестидесяти лет, ответил уверенно, что всё-таки Крещение Христа. Как видно, многие просто даже не разбираются, что пытаются отмечать, и с чем друг друга поздравляют.

Как ещё мной было замечено: в русском Православии (не знаю как в других православных автокефалиях), особое внимание уделяется именно Крещению Господа в реке Иордан. Даже, если провести простой социологический опрос и спросить, как называется церковный праздник, отмечаемый 19 января - то многие ответят, что "Крещение ", и лишь немногие скажут про Богоявление . А уж, сказать, что такое Богоявление смогут, наверное, вообще единицы. Также, видим, как в этот день православные упорно крестят водоёмы и водопроводы, чтобы святая вода проникла в каждый дом, в каждый душ. Отсюда делаю вывод, что Крещение и Богоявление для православных - это не "синонимы" и не одно и то же, а что именно Крещение Господне более важно, чем Богоявление .

2. Игра славянских слов.

Второе, о чём хотелось бы сказать, это то, что многие люди уверены в том, что слово «крещение » образовано от слова «крест »: от того самого деревянного креста, на котором был распят Иисус. Другие недоумевают: «Как мог Иоанн Предтеча крест ить, если тогда ещё не было известно, что Иисус будет распят именно на крест е? ». Также, среди народа встречается мнение, что слова: «Христос », «крещение » и «крест » - вообще однокоренные! Вся эта путаница происходит оттого, что недостаточно дословно был сделан перевод Нового Завета на русский язык.

Иоанна Крестителя можно также ещё назвать «Иоанн Баптист » (в английском языке так и есть - «John the Baptist »). В отрывке из Евангелия читаем: «…Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ». Здесь, в греческом тексте Евангелия, слово крестить/креститься звучит, как «баптизо » и дословно означает «погружать (в воду) », «омывать ». Отсюда, кстати, и происходит название одной из протестантских христианских деноминаций - «Баптисты », которые в свое время восстановили библейскую форму крещения взрослых людей через полное погружение в воду в противовес крещению младенцев через кропление или поливание водой.

Итак, как видим, «крещение », которое совершал Иоанн Креститель в водах реки Иордан, не имеет никакого отношения ни к слову «крест », на котором распяли Иисуса, ни к слову «Христос ». Деревянный крест Спасителя в греческом языке обозначается словом «ставрос »; а греческое слово «Христос » («Χριστός ») есть перевод ивритского «משׁיח » («Маши́ах ») и арамейского «משיחא » («Меши́ха ») и означает «помазанник » (мессия ).

Итак, кратко поясню, что крещение (то есть - погружение в воду, омовение) в иудейской древней традиции очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Так, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воровство, или кто сделал какое-нибудь другое преступление, того оно не освобождало от вины. Но кто касался костей умершего, кто вкушал пищу, запрещенную законом, кто приходил от заражённого, кто общался с прокаженными, тот омывался водой и до вечера был нечист, а потом очищался.

Крещение же от Иоанна значило несколько больше: это было духовное покаяние человека и признание своих грехов. Вода, и вообще большие водоёмы, в те дни символизировали смерть. Погружение в воду («водное крещение ») означало, что человек умирает для греха (погружаясь в воду ) и вновь рождается чистым (выныривая из воды ), раскаявшимся и свободным, с намерением жить уже новой жизнью. Фонетическое созвучие, на первый взгляд «однокоренных» слов, проявляется в основном только в славянских языках. Дело в том, что, принимая таинство Крещения , человек становится христианином : то есть, как бы, возлагает на себя крест духовного обновления и готовится понести его через всю свою жизнь, что часто бывает не так-то и легко. Не удивительно также, что в русском языке созвучны слова «крест » и «Христос ». Недаром основное население Руси - землепашцы , издавна называются «крестьянами », т.е. несущими свой тяжкий крест. Игра слов, плюс не совсем дословный перевод: и люди в наши дни начинают путаться в понятиях.

3. Водная феерия.

Освящение воды на Крещение - ну, это вообще отдельный, длинный разговор. Самым распространённым заблуждением относительно освящения вод, является вера народных масс в «святую воду» везде и вся: и из любого водоёма, и из любого источника, и из растопленного в этот день снега, и даже, как бы это ни было парадоксально - «из-под крана»! Легенды о непортящейся и не зацветающей десятилетиями воде, набранной на Крещение из-под водопроводного крана, особенно вдохновляют некоторых православных «христиан»: это же и ходить в церковь не надо - святая вода с доставкой на дом! Также есть некий тип «прихожан», что приходят в церковь раз в год - «за водичкой»! Однако всё это далеко от действительности и противоречит не только христианским традициям, но и здравому смыслу.

Основные народные заблуждения относительно свойств святой воды:

● в Крещение в любом водопроводе течёт святая вода;
● любая освящённая вода приобретает: целебные благодатные свойства и «правильную» структуру, вследствие чего от неё нельзя заболеть или отравиться;
● в водоёмах и «в кране» вода начинает быть святой 18 января в 23:59:59, и перестаёт быть святой 19 января ровно в 23:59:59;
● святая вода, набранная на Крещение, всегда хранится годами и не портится;
● если в ёмкость с обычной водой добавить воду святую, то в ёмкости получится тоже святая вода, таким образом, святую воду можно разбавлять;
● при освящении воды необходимо, чтобы хотя бы капелька воды с кропила священника, попала в новый сосуд с водой;
● чтобы набрать святой воды не надо идти в церковь - можно набрать её в Крещение дома «из крана»;
● набранную святую воду можно пить только по утрам натощак по две-три столовых ложки.


Рассмотрим основные заблуждения детально. Вода освящается не во всяком источнике и водоёме, а только в том, в котором её освящают - так комментируют вопрос по поводу святой воды «из-под крана» некоторые священники. В то же время среди православного духовенства находятся и те, которые заявляют, что в Крещенское время абсолютно вся вода во всех состояниях (твёрдая, жидкая, газообразная) становится освящённой. Тут, как это можно пронаблюдать в обсуждениях на дискуссионных теле- и Интернет-площадках, нет абсолютного мнения как среди мирян, так и среди духовенства. Получается непонятный парадокс: с одной стороны - сторонники теории о «святом водопроводе » призывают относиться к освящённой воде с уважением и благоговением, принимая её только с утра и натощак, что тоже является народным поверьем; а с другой стороны - не задумываются над тем, что «святая вода» из водопровода подаётся также и в сливные бочки их унитазов, и прочие, не совсем уместные для святыни, места!

Даже, если допустить, что водопроводная вода является освящённой, то можно задуматься: разве «комфорта» ждет от нас Спаситель? Для того ли был установлен Им и святыми апостолами праздник Крещения и Богоявления? Он установлен, прежде всего, для того, чтобы мы могли действительно приобщиться к благодати, открывшейся в этот день две тысячи лет назад на Иордане... Дар освящения, который подается нам и через святую воду нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором. Самый верный вариант - это покаяться, исповедаться и причаститься в Церкви в канун праздника Крещения.

Доводилось мне часто встречаться с мнением, будто любая освящённая вода становится полезной и благодатной, и не может, вследствие этого, нанести человеку вреда. Однако, это совсем противоречит как здравому смыслу, так и церковной традиции. Люди зачастую набирают в Крещение воду из сомнительных источников, пьют её и от этого отравляются. Многие просто не задумываются о том, что если набрать воды из лужи или из болота, и даже если освятить её - то она не станет от этого ни чистой, ни полезной. Какой бы яд не освятил священник, он от этого не перестанет быть ядом. Поэтому, надо хорошо задумываться, откуда набирать воду, и полезна ли она будет для организма после приёма вовнутрь. Кстати, что интересно, этот миф (о полной безопасности для здоровья «освящённого» предмета ) иногда распространяется, в том числе, и некоторыми не очень компетентными православными священниками. Я лично был свидетелем того, как после крестин моей племянницы в Храме Кирилла и Мефодия в Самаре, батюшка рассказывал родственникам всякие экстремальные православные истории о том, как нательный крестик спасал на войне солдат от смерти, так как пуля не могла пробить его; и как священник освящал яд и нейтрализовывал его ядовитые свойства, и многие другие истории…

Красивое, но не имеющее место существовать в реальной жизни, поверье о, якобы, «правильно структурированной » Крещенской воде, было сформировано в умах наших соотечественников псевдонаучным фильмом «Великая тайна воды » телеканала «Россия ». В фильме приводились отрывки интервью малоизвестных «учёных», которые на протяжении всего фильма рассказывали зрителю, что у воды есть «память» и что вода реагирует на наши мысли и слова, образовывая правильные и неправильные структуры кристаллов. Весь фильм, на сто процентов уверенный в своей правоте, голос диктора внушал зрителю откровенные сказки о некоторых свойствах воды. Умудрились даже умело нарезать отрывки из какого-то интервью Патриарха Кирилла, да так, что по смыслу получилось, что и Патриарх, якобы, поддерживает идею о «памяти» воды. Именно благодаря подобным лживым фильмам о воде, а также народной поговорке, что «капля океан освящает », и проникшей в сознание россиян концепции гомеопатии 2 , "материальности мысли" и прочих идей, навязываемых оккультным движением New Age 3 , у многих появилась уверенность в том, что новую святую воду можно приготовить и самим - достаточно лишь добавить в неосвящённую воду капельку святой. Всё это - народная самодеятельность, к сожалению, частенько поддерживаемая и со стороны необразованного православного духовенства!

Однажды, как-то даже в католическом храме, где намного спокойнее относятся к различного рода «чудесам», мне удалось наблюдать следующую картину. Одна бабушка, которая принесла на праздник Крещения бутылочку воды, забыла открутить крышку бутылки! Священник освятил, выставленные на скамье, бутыли и прочие ёмкости прихожан, в том числе и закрытую бутылку той бабушки. После Мессы, взволнованная старушка подбежала к священнику и сказала, что её бутылка была закрыта, и попросила его заново освятить воду! Священник, конечно, был в шоке, но, собравшись с мыслями, сказал, что вода и так уже освящена. Неужели, благодать Господа не проникнет сквозь пластмассовую крышку и пластиковые стенки бутыли…? Над этим случаем стоит задуматься многим!


4. Верующий? Русский?! Православный?!! А ну, быстро в прорубь!

Православные коллеги по работе каждый год в январе меня спрашивают, купаюсь ли я в проруби на «католическое Крещение »? Когда я даю отрицательный ответ - они недоумевают или начинают подкалывать: мол, «Как же так? » «Ты что - не Христианин? » «Не верующий? » и т.д. В их сознании, как и почти всего российского народа, присутствует стереотип, что истинный русский православный верующий должен обязательно идти и купаться на Крещение в проруби, набираться здоровья и очищаться, таким образом, от грехов. На самом деле, всё это - такие же поверья, не имеющие никакого отношения к истинному вероучению Церкви, и являющиеся некими народными традициями, пришедшими в Россию относительно недавно, и относящиеся, скорее всего, к русскому народному православному экстриму .

В заблуждения об обязательной необходимости купаться на Крещение в проруби также входят следующие мнения, что:

● без народного купания в проруби праздник Крещения не состоится;
● при купании в проруби на Крещение смываются все грехи ныряющего;
● при купании на Крещение дома в ванной (под душем), смываются грехи купающегося, так как вода в водопроводе тоже святая;
● в Крещение нельзя простудиться и заболеть даже при большом морозе, так как вода в водоёме освящённая, а Бог в этот день особенно сильно хранит ныряющих в прорубь;
● купаясь в проруби в России в мороз можно заболеть, а вот другое дело - если искупаться в реке Иордан, где крестился Сам Иисус.


Массовое купание в проруби на Крещение, как и массовая покраска яиц на Пасху - основная «фишка » празднования россиянами праздника 19 января. Бытует мнение, что купание в проруби в виде креста, называемой «иорданью », на Крещение - обязательное действие любого православного христианина, особенно глубоко верующего. На самом же деле всё очень далеко от истины. Купание в проруби в праздник Крещения пошло от обычая Иерусалимской Церкви, где до сих пор иерусалимский Патриарх и верующие выезжают из Иерусалима в верховье реки Иордан, и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. Оттуда, из Палестины, относительно недавно обычай перешел во все Православные Церкви. На Востоке купание безопасно для верующих, поскольку там не бывает таких морозов, как у нас. У нас же купаться в проруби на Крещение - значит требовать от Бога чуда и пренебрегать своей жизнью и здоровьем, что граничит с грехом, и Святая Церковь никогда не поощряла этого обычая. Во всяком случае, он не является обязательным и желательным с церковной точки зрения. «В Древней Руси на Крещение купались те, кто занимался на святках гаданием, ряжением, суеверно приписывая такому купанию, способность очищения от этих грехов. Во что превращаются крещенские купания в наше время, стыдно и говорить: толпа пьяной молодежи, мат, курево, спиртное... Верующему человеку там делать нечего » - отвечает в интервью газете "Православная вера " клирик Духосошественского собора города Саратова, преподаватель литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакон Михаил Беликов . И он абсолютно прав. Не считая моржей, весь год подготавливающихся к зимним купаниям в проруби, на праздник Крещения в иорданью погружаются в основном люди «навеселе» и просто, мало имеющие отношение к истинному Православию, да и вообще христианской вере.

Многие наши соотечественники разделяют это мнение и говорят, что ни за что не погрузились бы в холодную воду вырубленной во льду иорданьи в России, а вот в настоящей реке Иордан , на том самом месте, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа, с удовольствием бы искупались… Но, об этом в следующем параграфе.

5. На Святой Земле, в реке Иордан, я бы с удовольствием!

Многие противники российского зимнего православного экстрима заявляют, что они с удовольствием искупались бы в водах реки Иордан, на том самом месте, где когда-то Иоанн Креститель крестил Самого Спасителя. Однако, видимо, они до сих пор представляют себе то место неким райским уголком с широкою рекою с прозрачною водою, где можно безмятежно плескаться и пить святую воду прямо из реки. На самом деле, с каждым годом, на том самом месте дела обстоят совсем не так.

В это трудно поверить, но узкая и мелкая протока с заросшими камышом берегами и мутной и грязной водой - это и есть то самое место на священной реке Иордан, где около двух тысячелетий назад крещение приняли первые христиане. Медики сейчас бьют тревогу, ведь смертельную опасность для здоровья представляет не только глоток воды из Иордана, но даже и простое погружение в реку.

На израильской стороне Иордана, каждый год при строительстве подходов к воде для туристов-паломников, арабы-строители сбрасывают весь строительный мусор прямо в реку. Еще полвека назад священная река была точно такой же, как и во времена Иисуса, — полноводная, широкая, с чистейшей питьевой водой. Но всего за несколько лет Иордан стремительно изменился.


«Два притока реки были полностью осушены, всю воду забирали евреи, палестинцы и иорданцы, занимающиеся крестьянскими работами, чтобы поливать урожай на полях. А потом вода с пестицидами и удобрениями стекала обратно в Иордан. Сейчас здесь настоящая таблица Менделеева, в пробах воды присутствуют все элементы! Верующие люди полагают, что омовение в священной реке очистит их. Но ведь здесь больше 20 кишечных инфекций! Человек, рискнувший искупаться в Иордане, наверняка заработает сыпь » - комментирует сложившуюся ситуацию Мира Эдельштейн , член международной организации «». Но для верующих окунуться с головой в воды Иордана, перекрестившись троекратно - мечта и благодать. Их не остановить и не напугать ничем. Прибыль, которую приносят паломники, составляет значительную часть государственных доходов. Экологические организации призывают свои правительства немедленно заняться спасением Иордана, они с цифрами в руках доказывают, что это самое прибыльное вложение.

Да, от полноводного, стремительного Иордана, описанного в Священном Писании, сегодня мало что осталось. Основной проблемой стала нехватка чистой воды. «То, что сегодня является Иорданом - во многих местах практически неочищенная канализация » - говорит Гидон Бромберг , другой эксперт из экологической организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке ». По оценкам экспертов организации, на сегодняшний день русло Иордана составляет лишь 2% от его первоначального объема. Причину специалисты видят не только в «водозатратном» сельском хозяйстве Израиля, но и в обеспечении нужд 250 тыс. иорданцев, 60 тыс. палестинцев, а также 30 тыс. израильтян, использующих воды библейской реки в качестве канализации.

Озабоченность экологов вызывает и тот факт, что в результате проблем Иордана падает уровень Мертвого моря.

6. Но, паломники же привозят замечательные фото с места крещения Христа!!?

Так куда же всё везут и везут туристов-паломников туристические агентства? Место, хорошо известное российским туристам, называется Ярденит . Расположено оно рядом с озером Кинерет , что в верховьях Иордана. Как правило, не моргнув и глазом, гиды рассказывают паломникам, что крещение Иисуса проходило именно тут. Возможно, этот обман продиктован заботой о здоровье россиян, ведь куда безопаснее плавать в чистейшей воде среди толстых, лениво переваливающихся через ограждение сомов. Но, только дело всё в том, что Ярденит - не является географически тем самым местом, где крестил Иоанн Предтеча, хотя, действительно, заводь Ярденит отличается сравнительно чистой водой. «Мы отдавали воду ученым для анализа - она чистая » - аргументирует представитель официальных властей.

Всего же в паре километров от популярного места, где совершается священный для туристов-христиан обряд, сталкиваешься с печальной реальностью: относительная чистота вод вверх по течению объясняется наличием дамбы Алумот , за которой вода больше напоминает фекальную жижу.

Иордан стал еще одной жертвой ближневосточного конфликта. Экологи из организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке» разрабатывают в этой связи совместно с учеными из Йельского университета идею «острова мира » между Иорданом и рекой Ярмук , что способно сблизить, по крайней мере, израильтян и иорданцев.

Несколько лет назад власти Израиля, Палестины и Иордании попытались договориться о совместном проекте спасения реки. Но очередное обострение палестино-израильского конфликта свело на нет все усилия. Купание в священной реке там, где действительно крестился Иисус, по-прежнему дело богоугодное, но смертельно опасное, как впрочем, и купание зимой в российской проруби!

7. Заключение.

Проанализировав всю ситуацию, складывающуюся в России вокруг празднования Крещения и Святого Богоявления, можно сказать следующее. Самое главное в день праздника Крещения Господня - это быть на Литургии в храме. Что же касается традиции народных купаний, то нужно помнить, что эта традиция не имеет общеобязательного значения, ей не обязан следовать каждый и, конечно, ошибочно думать, что праздник не состоится без такого купания.

В любом церковном празднике необходимо различать его христианский смысл и сложившиеся вокруг него народные традиции и поверья. В празднике Крещения Господня главное - это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, появление гласа Бога-Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный » и Духа Святого, сходящего на Христа в виде голубя.

Главное для настоящего христианина в этот день - это присутствие на церковной службе, покаяние в своих грехах, исповедь и Причащение Святых Христовых Тайн. А сложившиеся традиции купания в холодных прорубях и набирания воды на весь год из водопровода - не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к неким магическим обрядам.

* * *

Напоследок: Ещё более двадцати четырёх дней, после 19-го Января, жители города Астрахань имеют возможность набирать святую воду из водопроводного крана!

Протяжённость реки Волга = 3530 км;
Максимальная скорость течения = 6 км/час.
3530 км : 6 км/час = 588,33 часов ;
588,33 часов : 24 часа = 24,51 суток .


* * *


Это, пожалуй, самое главное и важное, что мне хотелось бы вам сказать, и с Праздником!


________________________________________ ________________

1 - Память, Праздник и Торжество - градация знаменательных дат в литургическом календаре Римско-Католической Церкви по важности и торжественности события;

2 - концепция гласит, что для того чтобы получить лекарственный гомеопатический препарат, не обязательно добиваться определённых его концентраций: достаточно лишь растворить в воде пару капель вещества, как чудом вся вода станет лекарственным препаратом за счёт того, что другие молекулы воды "запомнят" информацию от молекул капель растворённого вещества;

3 - общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера, сформировавшихся в XX веке.