Научная электронная библиотека. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в аспекте личностно ориентированного обучения Программа психологического сопровождения профильного обучения
Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в лицее «выбор профессии-выбор будущего»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫВ период взросления подростка перед ним неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. "Кем быть?" этот вопрос становится важным не только для самого обучающегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России.
Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя. В процессе профессионального самоопределения происходит самопознание личности относительно будущей профессиональной деятельности
Одной из основных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая обучающимся начиная с 6 класса определиться с направлением его дальнейшего обучения после окончания основной школы. Которое интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы и включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.
Данная система поддержки должна обеспечить формирование у школьников способности к сознательному и ответственному выбору, которая должна стать основой проектирования ими своего жизненного пути.
В основу программы положены следующие нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования
Устав лицея
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью создания условий для активизации и процесса формирования психологической готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Изучение психологических особенностей обучающихся 7-11 классов и оказание им психолого-педагогической помощи в развитии представлений о социальных ценностях
Расширение кругозора обучающихся среднего звена о мире профессионального труда
Обучение способам принятия решений в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности обучающихся
Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих выдвинуть версии о предрасположенности школьников к тем или иным направлениям образовательной деятельности
Развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа включает в себя 4 этапа психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Первый (ознакомительный) этап
- предполагает собой более широкую информированность обучающихся 6 класса о мире профессий, их различной спецификой, а также повышение мотивации обучающихся к обучению, как одной из составляющей к получению будущей профессии.
Одними из основных форм работы на данном этапе являются групповые мероприятия: познавательные игры, показ видеофильмов, викторины, часы общения.
Второй (социально-ориентированный) этап
– психолого-педагогическое сопровождение учащихся 7-8 классов, которое предполагает оказание информационной поддержки и консультационной помощи школьникам в определении их интересов к учебным предметам, сферам профессиональной и социальной деятельности.
Основные формы деятельности на первой ступени:
- анкетирование о предварительном запросе учеников, родителей, учителей;
- диагностика мотивов выбора, направленности личности, склонности и интересов.
- диагностика способностей: математических, речевых, социальных, творческих.
- составление карты совпадений предварительного запроса.
Результатом этапа является выявление интереса к предметно-образовательной сфере деятельности.
Третий (профильно-определяющий) этап
– представляет собой психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 9 классов, предполагающее оказание им помощи в планировании первоначального образовательного маршрута, а также развитие способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения.
Основными формами его осуществления являются:
- курс «Профессиональное самоопределение»;
- психолого-педагогическая диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации для родителей и учащихся;
- адресные рекомендации учащимся;
- элективные курсы.
Разнообразие форм работы дает возможность школьникам сделать свой первоначальный выбор дальнейшего образовательного пути: продолжить обучение в профильном или общеобразовательном классе, в учреждении начального или среднего профессионального образования. Результативность психолого-педагогического сопровождения оценивается путем анкетирования учащихся, родителей.
Четвёртый (профильно-адаптационный) этап
– это психолого-педагогическое сопровождение учащихся 10-11 классов, ориентированное на формирование у школьников готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру.
Основными формами сопровождения являются:
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся и родителей.
- психодиагностика личностных и профессиональных качеств;
- адресные рекомендации учащимся по результатам диагностики;
-элективные курсы;
- анкетирование учащихся по определению их готовности к профессиональному выбору;
- психологические странички, проводимые на классных часах.
Итогом последней ступени психолого-педагогического сопровождения является готовность учащихся к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры.
Этапы психолого-педагогического сопровождения
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся будут иметь представления:
- об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
- о процессе профильного обучения на старшей ступени школы; о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории; об образовательных учреждениях, в которых они могут получить полное общее среднее образование;
- о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития;
- о ситуации на рынке труда и тенденции её изменения.
Обучающиеся будут уметь:
- анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;
- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности
Литература:
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.
3. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 47. - 2000. - С. 6.
4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998. – 528
5. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - № 6.
6. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.
8. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
9. Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.
10. Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
11. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. – 80 с.
12. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
Введение
Актуальность программы
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим значительно возрастает ответственность ученика за свою учебную деятельность.
В условиях профильного обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору.
Многочисленные исследования показали, что одной из серьезных проблем перехода на профильное обучение является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и проектированию собственного жизненного пути. В реальной образовательной практике выбор профиля обучения осуществляется на основе показателей успешности обучения, а также на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.
Целью психологического сопровождения профильного обучения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.
Программа психологического сопровождения профильного обучения включает в себя два подраздела:
· Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 -9 классы)
· Психологическое сопровождение профильного обучения (10 – 11 классы)
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки
Цели и задачи:
1. Формирование у учащихся способности к сознательному ответственному выбору (развитие самостоятельности, внутренней свободы, адекватного восприятия действительности, независимости от внешнего окружения)
2. Профинформация
3. Профагитация
4. Профдиагностика
Блок «Профдиагностика»
Формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии предполагает самопознание и самодиагностику учащихся. Основной целью данного блока является помощь учащимся в самопознании.
Перечень возможных методик:
1. Беседы – интервью (как закрытые – интервью по строго обозначенным вопросам, так и открытые, в ходе которых можно несколько отвлечься от заранее заготовленных вопросов)
2. Опросники профессиональной мотивации
2.1. Анкета «Мои профессиональные намерения»
2.2. Анкета «Природа и я»
2.3. Опросник профессиональной готовности (метод 189/190)
2.4. Методика Йоваши (метод 79/80)
2.5. Методика Голланда (метод 77/78)
2.6. Карта профессиональных интересов (метод 187/188)
2.7. Мотивация профессиональной деятельности (метод 83/84)
2.8. Активизирующий опросник "Перекресток"
3. Личностные опросники
3.1. Опросник эмпатии (метод 51/52)
3.2. Методика Айзенка (темперамент, метод 81/82)
3.3. Мотивация достижения успеха (метод 89/90)
3.4. Мотивация аффилиации (метод 91/92)
3.5. СНС (метод 121/122)
3.6. Методика Ильина и Ковалева (метод 105/106)
3.7. Школьная тревожность (Филлипс, метод 125/126)
3.8. МПДО Леонгарда – Личко (метод 149/150)
3.9. Шкала нервно – психического состояния (метод 109/110)
3.10. САН (метод 97/98)
3.11. Поиск чисел (метод 111/112)
3.12. Опросник Басса – Дарки (метод 107/108)
3.13. Опросник Шуберта (метод 165/166)
3.14. Опросник Кейрси (метод 199/200)
3.15. Уверенность в себе (Райдас)
3.16. Опросник КОС
3.17. Тест К.Томаса
3.18. Активизирующий опросник "Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)
3.19. Активизирующий опросник "Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)"
4. Аппаратные методы исследования
4.1. ПСР (методы 53/54 и 55/56)
4.2. Порог восприятия стимула (методы 57/58 и 59/60)
4.3. Аппаратный теппинг тест (метод 221/222)
4.4. Сенсомоторные реакции (ПСР и ССР, метод 223/224)
4.5. Реакция на движение и время (метод 225/226)
5. Проективные тесты
5.1. Тест Люшера (методы: 73/74 и 75/76)
5.2. Цветовой тест отношений (метод 173/174)
6. Тесты способностей
6.1. ШТУР (метод 145/146)
6.2. Тест Амтхауэра (метод 181/182)
6.3. Таблицы Шульте
6.4. Проба Бурдона
6.5. «Лабиринт» (субтест детского варианта Векслера)
6.6. Тест Тулуз – Пьерона
6.7. Теппинг – тест
6.8. Тесты ручной умелости
6.8.1. Диски Вальтера
6.8.2. Прокалывание мишеней
6.8.3. Вырезание
6.8.4. Нанизывание бус
6.8.5. Тест Pointillage
7. Изучение межличностных отношений
7.1. Социограмма
7.2. Оценка отношений подростка с классом
8. Возможные занятия и игровые упражнения
8.1. Занятие «Исследование восприятия времени»
8.2. Занятие «Мои взаимоотношения со временем»
Блок «Личностное развитие»
Целью данного блока является развитие свободы и самостоятельности личности, развитие независимости человека от внешнего окружения, развитие адекватного восприятия действительности. В данном блоке также представлены занятия и игровые упражнения позволяющие развивать способности каждого учащегося.
Перечень возможных методик, игр и занятий:
1. Тренинг коммуникативной компетентности (тренинг общения)
2. Тренинг «Мои взаимоотношения со временем»
3. Занятие «Исследование восприятия времени»
4. Техники активного слушания
5. Занятие «План моего будущего»
6. Рисунок – мандала «Мои жизненные ценности»
7. Занятие «Эмпатия»
8. Круглый стол «Мои жизненные и профессиональные планы»
9. Социально – психологические игры:
9.1. «Выжить в пустыне»
9.2. «Создание государства»
9.3. «Слепой и поводырь»
10. Участие в акциях: «Мое трудовое лето»
11. Активизирующий опросник "Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)
12. Игровые упражнения:
12.1. «Cобеседование с работодателем»
12.2. «Официант»
12.3. «Покажи настроение»
12.4. «Остров сокровищ»
12.5. «А вот и Я»
12.6. «Человек – профессия»
12.7. «Поступь профессионала»
12.8. «Кто есть кто?»
12.9. «Мигалки»
12.10. «Зеркало»
12.11. «Обезьянки»
12.12. «Эмпатия»
12.13. «Угадай настроение»
12.14. «Муха»
12.15. «Сделайте вместе»
12.16. «Ловушки – капканчики»
12.17. «Светофор»
12.18. «Разговор»
12.19. «Комплимент»
12.20. Продажа лошади (лошадь, ковбой)
12.21. «Слепой и поводырь»
12.22. «Восковая палочка»
12.23. «Я такой же, как ты…»
12.24. «Живые картинки»
12.25. «Путь к цели»
12.26. «5 шагов»
12.27. «Атомы и молекулы»
12.28. «Заросли»
12.29. «Пальцы»
12.30. «Волшебное кольцо»
12.31. «Своя песня»
Психологическое сопровождение предпрофильной
подготовки. Учебный план.
Классы
Основной целью данной программы является профинформация и развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность и ответственность. Цикл занятий «Удивительный мир профессий» рассчитан на два учебных года (6 – 7 классы). Данный цикл позволяет познакомить учащихся с разнообразием профессий их классификацией, а также с требованиями, предъявляемыми человеку различными профессиями.
Предполагает (ориентировочно):
6 класс – 12 учебных часов
7 класс – 12 учебных часов
Класс
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Увлекательный мир профессий. Викторина «Мир профессий» | |||
Профессии типа «Человек – природа» (растительный мир). Экскурсия в ботанический сад | |||
Профессии типа «Человек – природа» (растительный мир). Личностные качества (Любовь к природе, терпение, аккуратность) | Анкета «Природа и я» (часть А) | ||
Профессии типа «Человек – природа» (животный мир). Экскурсия в зоопарк | |||
Профессии типа «Человек – природа» (животный мир). Личностные качества (Любовь к животным, эмпатия, внимательность, заботливость). Игры «Обезьянки», «Эмпатия», Угадай настроение» | Анкета «Природа и я» (часть Б) | ||
Встреча с людьми профессий типа «человек – природа» | |||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Поход в театр, в кино | |||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Личностные качества (воображение, артистизм, трудолюбие). Игра «Покажи настроение» | Мяч, карточки с заданиями | ||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Экскурсия в музей, на выставку | |||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Личностные качества (восприятие, самовыражение, наблюдательность). Игра «Что изменилось?». | |||
Профессии типа «Человек – художественный образ». Экскурсия на производство, связанное с художественными промыслами (роспись или резьба по дереву, гончарные мастерские, роспись по фарфору, роспись по ткани, вышивка, чеканка и т.д.) | |||
Встреча с людьми профессий типа «человек – художественный образ», «Мастер – класс», игра «Что – откуда?» |
Примечание:
1. Занятия, посвященные профессиям типа «человек – природа» позволяют формировать бережное отношение к природе, дают возможность решать вопросы экологического воспитания. Участие учащихся в таких акциях как: «Чистый берег», «Сделаем город зеленым» и т.д. также может быть включено в программу профессионального сопровождения.
2. При знакомстве с профессиями типа «человек – художественный образ» очень увлекательно проходят такие практические занятия как «мастер – класс». Это могут быть занятия организованные в школе совместно с преподавателем ИЗО, музыкальным руководителем, а могут быть занятия организованные непосредственно в художественных мастерских, в театральных студиях и т.д.
Класс
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Профессии типа «Человек – человек». Экстраверсия – интроверсия | |||
Профессии типа «Человек – человек». Личностные качества (эмпатия, сенситивность). Игра «Мигалки» | |||
Умеем ли мы общаться. Игра «Официант» | |||
Встреча с людьми профессий типа «человек – человек» | |||
Профессии типа «Человек – техника». Экскурсия на какое – либо производство (строительство, в автопарк) | |||
Профессии типа «Человек – техника». Внимание, переключаемость внимания, объем внимания | Таблицы Шульте, Проба Бурдона | ||
Профессии типа «Человек – техника». Координация движений, ручная умелость. | Тест Pointillage, нанизывание бус, вырезание | ||
Встреча с интересными людьми профессий типа «Человек – техника». | |||
Профессии типа «Человек – знаковая система». Игра «Остров сокровищ» | |||
Тренируем логику | |||
Конкурс «День защиты профессии» |
Класс
Цель работы психолога:
Создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной образовательной траектории.
- Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий.
- Сформировать у учащихся представление о своих психофизиологических качествах.
- Сформировать у учащихся умение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
- Развитие у учащихся самостоятельности и ответственности.
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Свойства нервной системы. Исследование типа нервной системы. СНС, Теппинг - тест | Опросник СНС, | ||
Тип нервной системы и выбор профессии | |||
Исследование моторной ловкости. Профессии, требующие высокого уровня развития моторной ловкости. | |||
Исследование ощущений (тактильных, зрительных) | |||
Исследование восприятия времени. (метод 225/226- отмеривание времени или тест «восприятие времени») | |||
Исследование памяти (объем кратковременной памяти, преобладающий тип запоминания). Профессии, требующие высокого уровня развития памяти. | |||
Исследование внимания (концентрация внимания, переключаемость внимания). Методика «Лабиринт». Профессии, требующие высокого уровня развития внимания. | |||
Исследование воображения | |||
Исследование эмоционально- волевых процессов (тревожность, настроение). Профессиональный успех и эмоциональное состояние. | Метод 125/126 (Тест школьной тревожности Филлипса) | ||
Психологический тип. Опросник Кейрси | Опросник Кейрси (метод 199/200) | ||
Профессиональные предрасположенности для каждого типа | |||
Всего часов |
Класс
Цель программы:
Создать психолого-педагогические условия для сознательного ответственного выбора учащимся своего дальнейшего образовательного маршрута.
- Определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса
- Расширение знаний учащихся о квалификационных требованиях предъявляемых профессией.
- Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг.
- Развитие самостоятельности, независимости от внешнего окружения
- Развитие навыков общения
- Психологическое просвещение родителей об актуальных проблемах учащихся 9-го класса
Курс рассчитан на 36 часов (34 часа - работа со школьниками, 2 часа – работа с родителями)
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Выбор профессии | |||
Вводное занятие. Заполнение анкеты. Анкета «Мои профессиональные намерения» | Анкета «Мои профессиональные намерения» | 1 час | |
Практическое занятие «Мой выбор». Основные ошибки при выборе профессии. Анализ «Как я делаю свой выбор?» | 2 часа | ||
Опросник профессиональной готовности (или методика Йоваши) | ОПГ (метод 189/190) или опросник Йоваши (метод 79/80) | 1 час | |
Понятие о профессиях и специальностях. Требования, предъявляемые профессией к человеку | |||
Многообразие профессий. Игра «Профессия на букву», упражнение «Человек – профессия» | 1 час | ||
Классификация профессий по предмету труда. Игра «Цепочка профессий» | 1 час | ||
Образ «Я» и профессия. Игра «Кто есть кто?», игровое упражнение «Советчик» | 1 час | ||
Схема анализа профессии, игра «Угадай профессию» | 2 часа | ||
Свойства личности и выбор профессии. Опросник Голланда. | Опросник Голланда (метод 77/78) | 2 часа | |
Игра «Самая – самая». Здоровье и выбор профессии | 1 час | ||
Труд в жизни человека. Игра «Один день из жизни» | 1 час | ||
Стереотипы восприятия определенных профессий. Игра«Поступь профессионала» | 1 час | ||
Самооценка и притязания | |||
Самооценка и ее значение в профессиональной деятельности. «Мотивация достижения успеха» (Мехрабиан). | Мотивация достижения успеха (метод 89/90) | 1 час | |
Влияние уровня притязаний на выбор профессии. Карьерный рост. Престижность профессии. | Методика «Оценка уровня притязаний» Хоппе | 1 час | |
Значение мотивации в профессиональной деятельности. «Мотивация аффилиации» (Мехрабиан). Путь к успеху. | Мотивация аффилиации» (метод 91/92) | 1 час | |
Карьерный рост и умение преодолевать препятствия. Игровое упражнение «Ловушки – капканчики» | 1 час | ||
Притязания и способности. Тест Амтхауэра | Тест Амтхауэра (метод 181/182) | 2 часа | |
Пути приобретения профессии | |||
Современный рынок труда и ученических мест. Сведения о возможных путях получения образования по выбранной профессии. Информация о различных типах учебных заведений и предприятиях района и города. | 1 час | ||
Ярмарка вакансий | 2 часа | ||
Профильное обучение в школе. Презентация элективных курсов | 2 часа | ||
Знакомство с условиями приема в учебные заведения. Работа со справочной литературой | 1 час | ||
Знакомство учащихся с информационно-поисковыми системами (ИПС), обучение учащихся современным методам поиска профессий, учебных заведений, рабочих мест | 2 часа | ||
Предварительное построение индивидуального профессионального плана | 1 час | ||
Вариант 1 - Родительское собрание: «Выбор профиля» Вариант 2 – индивидуальное собеседование с родителями учащихся | Анкета для родителей | 2 часа | |
Индивидуальное консультирование по вопросам выбора дальнейшего образовательного маршрута | 4 часа | ||
Заключительное занятие курса. | 1 час |
Психологическое сопровождение профильной
подготовки. Учебный план
Класс
Цель программы:
Создать психолого-педагогические условия для развития самостоятельной ответственной личности
· Исследование и развитие у учащихся коммуникативных навыков
· Развитие у учащихся ответственности и самостоятельности
· Развитие у учащихся навыков работы в коллективе
Курс рассчитан на 36 учебных часов.
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Исследование внутригрупповых отношений во вновь сформированных профильных классах | социометрические методики | 1 час | |
Формирование сплоченности в коллективе | |||
Социально-психологическая игра "Выжить в пустыне" | 4 часа | ||
Доверие. Игровое упражнение «Комплимент». | 1 час | ||
Формирование доверительных отношений в группе. Игровые упражнения: «Я такой же, как ты…», «Восковая палочка» | 2 часа | ||
Коммуникативная компетентность | |||
Исследование социального интеллекта (или опросник КОС) | 1 час | ||
Невербальные сигналы (мимика, жест). Игровые упражнения: «Светофор», «Сделайте вместе» | 2 часа | ||
Поза и качество общения. Игровое упражнение «Разговор» | 1 час | ||
Умение договариваться с другим человеком. Социально-психологическая игра «Продажа лошади (лошадь, ковбой)». Фазы беседы. Техника установления контакта. | 2 часа | ||
Формирование навыков успешного общения. Эмпатия. Присоединение по позе, по дыханию. Игровое упражнение «Живые картинки». Игровое упражнение «Волшебное кольцо» | Опросник эмпатии (Юсупов), метод 51/52 | 4 часа | |
Личность, жизненные ценности | |||
Уважение, дружба, любовь, самовыражение. Исследование ценностных ориентаций. Рисунок – мандала «Мои жизненные ценности» | Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (или «Особенности формирования ЦО» | 2 часа | |
Ответственность. Способность заботиться о другом. Способность доверять партнеру. Психологическая игра «Слепой и поводырь». | 2 часа | ||
Оценка уровня развития морального сознания. | 1 час | ||
Нравственный выбор. Отношение к нравственным нормам. Методика «Закончи предложение» | Методика «Закончи предложение» | 2 часа | |
Уверенность и самоуверенность. Тест «Уверенность в себе» | Тест «Уверенность в себе» | 1 час | |
Как высказать свое собственное мнение. Как сказать «нет». Игровое упражнение «Своя песня» | 2 часа | ||
Зависимости. Виды зависимостей. Как не попасть в зависимость. Пути выхода из зависимости. | 2 часа | ||
Принятие решений в группе | |||
Социально-психологическая игра «Создание государства». Нормы и ценности группы (класса, школы). Игровое упражнение «Пальцы» | 6 часов | ||
Класс
Цель программы:
Создать психолого-педагогические условия для профессионального самоопределения учащихся.
· Развитие навыков планирования
· Развитие навыков самопрезентации
· Расширение знаний учащихся о рынке труда
· Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг.
Курс рассчитан на 34 учебных часа
№ п/п | Наименование темы занятия | Перечень материалов | Кол-во часов |
Практическое занятие «План моего будущего», 1 часть. Вариант.2: круглый стол «Путь к профессиональной карьере», «Мое профессиональное будущее» | Карточки для девизов (в соответствии с количеством участников) | 1 час | |
Профессиональная успешность | |||
Формула успеха. Интерес. Способности. Подготовка. | 3 часа | ||
Как я принимаю решения | 1 час | ||
Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации. Игровое упражнение «Заросли». Факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта | Тест К.Томаса | 4 часа | |
Воля. Психологическая устойчивость. Игровое упражнение «Как стать неудачником» | 1 час | ||
Планирование | |||
Тренинг «Мои взаимоотношения со временем» | 4 часа | ||
Путь к своей цели. Правила планирования. Игровое упражнение «Путь к цели», «5 шагов» | 5 часов | ||
Усталость. Оценка своего состояния. Планирование отдыха. | САН (метод 97/98) или методика «Поиск чисел» (метод 111/112) | 3 часа | |
Внешний контроль и самоконтроль. Исследование уровня субъективного контроля | Тест- опросник УСК | 2 часа | |
Трудоустройство (поступление в учебное заведение) | |||
Игра «А вот и Я» | 1 час | ||
Знакомство учащихся с техниками активного слушания | Раздаточный материал: техники активного слушания | 2 часа | |
Письмо работодателю. Резюме | 1 час | ||
Формирование у учащихся практических навыков общения с работодателем. Ролевые игры «Cобеседование с работодателем» | Видеокамера, телевизор (желательно) | 4 часа | |
Подведение итогов | |||
Практическое занятие «План моего будущего», часть 2. (Индивидуальное собеседование с каждым учеником). | 1 час | ||
Заключительное занятие. Что такое «Портфолио» | 1 час |
Описание профориентационных игр, практических
занятий
Викторина «Мир профессий»
Цель занятия: В увлекательной форме сформировать у учащихся представление о многообразии профессий.
Игра проводится с целым классом. Весь класс делится на команды (например, по колонкам).
Основная игра.
Инструкция : «Молодцы. А теперь мы будем с вами отвечать строго по очереди, за каждый правильный ответ вы можете заработать для своей команды 1 балл. Сейчас я буду называть одну характеристику профессии. Ваша задача назвать профессию, отвечающую данной характеристике. Например, как вам кажется, какие профессии связаны с огнем? (Правильными ответами могут быть: пожарный, кочегар, металлург, сталевар, повар). Команды будут называть профессии по очереди. За каждую правильно названную профессию команда получает 1 балл. На первый вопрос отвечать начинает команда №1, на второй вопрос начинает отвечать команда №2 и т.д.
Итак, начинаем. Первый вопрос, начинает отвечать первая команда: Какие профессии связаны с природой?».
Вопросов должно быть кратно количеству команд. Если участвует 2 команды, то вопросов – 4 или 6. Если 3 команды, то вопросов – 3 или 6. Больше 6 вопросов задавать не стоит, так как игра может надоесть.
Варианты вопросов:
1. Какие профессии связаны с искусством?
2. Какие профессии связаны с риском?
3. Какие профессии связаны с историей?
4. Какие профессии связаны с водой?
5. Какие профессии связаны с общением с другими людьми?
6. Какие профессии связаны с большими физическими нагрузками?
Для наглядности баллы, заработанные командами, лучше всего писать на доске.
Обсуждение.
При обсуждении важно обратить внимание ребят на то, что у совсем разных профессий (например, сталевар и пожарник или водолаз и сантехник) может быть нечто общее. Можно предложить ребятам придумать, как такая профессия как музыкант может быть связана с риском (музыкант военного оркестра или артист цирка, который играет на скрипке стоя на проволоке и т.д.). Если остается время, можно предложить ребятам нарисовать человека какой-либо интересной профессии (кому какая профессия нравится). Это задание можно оставить в качестве домашнего, а затем устроить выставку рисунков.
Остров «Профессии неба».
Задание 1. «Напишите все летательные аппараты, которые вы знаете. За каждый правильный ответ – 1 балл. Можно писать и самые древние летательные аппараты»
Задание 2. «Напишите, какие вы знаете профессии, связанные с небом. За каждый правильный ответ – 1 балл»
Задание 3. «Я сейчас буду зачитывать вопрос и несколько вариантов ответа, выберите тот вариант ответа, который, по вашему мнению, является правильным. В своих листочках около номера вопроса проставьте букву, обозначающую выбранный вами вариант ответа».
1 вопрос – В Москве в музее Чуковского, под самым небом висит планер. Этому планеру больше:
а) 100 лет (+)
2 вопрос – На холме, с которого в последний раз спускался на своем планере Отто Лилиенталь, стоит:
а) часовня
б) памятник (+)
в) макет планера
3 вопрос – Первый эскиз вертолета был сделан более 500 лет назад. Его сделал:
а) Аристотель
б) Пифагор
в) Леонардо да Винчи (+)
4 вопрос – Первый космический корабль с человеком на борту был запущен в:
а) Англии
б) Америке
в) Советском Союзе (+)
5 вопрос - Николай Егорович Жуковский – известный ученый в области:
а) авиации (+)
б) космоса
в) ракетостроения
Процедура проведения.
Весь класс разбивается на несколько команд (можно по колонкам). Каждая команда получает два листочка, на одном листочке табличка с 2 столбцами, в первом столбце написаны географические названия населенных пунктов, второй столбец пустой. На втором листочке записаны предметы народного промысла, которые изготавливаются в одном из тех мест, которые перечислены в первом листочке.
Инструкция : «Перед вами листок с таблицей, в одном столбце которой записаны географические названия населенных пунктов. Ваша задача для каждого населенного пункта подобрать предмет, который прославил это место, из второго списка и записать его во втором столбце таблицы напротив названия населенного пункта. Начинаем работать по команде».
На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.
Список предметов народного промысла:
2. Матрешка
3. Финифть
4. Самовар
5. Вышивка гладью
6. Пуховый платок
7. Роспись по фарфору
8. Роспись по дереву
9. Кружева
10. Лаковая миниатюра
11. Глиняная игрушка
12. Поднос
Обсуждение результатов. Давайте подсчитаем правильные ответы (за каждый правильный ответ – 1 балл). Какие еще художественные народные промыслы вы знаете? (за каждый правильный ответ – 2 балла)
Варианты ответов: Богородицкая игрушка – резьба по дереву, плетение из бересты – Вологда, Каргопольская игрушка, Гусь хрустальный – художественное стекло и т.д.
«Покажи настроение»
Цель игры: Познакомить учащихся с эмоциональными состояниями человека, научить их распознавать эти состояния.
Процедура проведения : Игра проводится в круге. Лучше всего проводить эту игру в подгруппах с количеством участников не более 10 человек, чтобы каждый участник мог выполнить задание и у участников игры не пропадал интерес.
Перед игрой проводится небольшая разминка, чтобы вспомнить какие бывают у человека эмоциональные состояния. Ведущий кидает мяч и называет какое-либо состояние. Тот, кто поймал мяч, должен назвать следующее состояние и т.д. После завершения разминки ведущий может еще раз перечислить основные эмоциональные состояния человека и перейти к основному упражнению.
Каждому участнику раздаются карточки с заданием. На карточках написано несколько стихотворных строчек и указано настроение, которое надо показать, читая эти строчки. Например, прочитайте с гневом следующий текст: «Мороз и солнце, день чудесный, еще ты дремлешь друг прелестный?».
Инструкция : Представьте, что вы все артисты. Сейчас я каждому из вас раздам карточки с заданием. Вы эту карточку никому не показывайте. Каждый из вас в соответствии с заданием должен будет прочитать несколько строчек и при этом показать какое-либо состояние человека. Один участник выполняет задание, а остальные стараются угадать, какое состояние человека он показывал.
Ведущий раздает карточки с заданием, предлагает каждому ознакомиться со своей карточкой, спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы. Дает 2- 3 минутки на подготовку, а затем предлагает начать. Участники показывают свое задание по очереди (например, слева направо).
Для заданий лучше всего использовать такие состояния, которые достаточно легко показать, иначе ребенок может отказаться от выполнения задания, или никто не узнает, что он показывал.
Варианты заданий:
· Прочитайте с радостью
· Прочитайте со злостью
· Прочитайте с отвращением
· Прочитайте с пренебрежением
· Прочитайте с удивлением
· Прочитайте со стыдом
· Прочитайте с восторгом
· Прочитайте с нежностью
· Прочитайте со страхом
· Прочитайте с гневом
Лучше всего для заданий брать достаточно известные стихотворные строчки. В нескольких карточках могут быть одинаковые тексты, но не во всех.
«Зеркало»
Цель игры: Развитие эмпатии, развитие наблюдательности, развитие способности владеть своими мимическими реакциями.
Процедура проведения . Игра проводится в парах. Все участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один участник просто молча сидит, не стараясь ничего изображать, а второй участник старается отразить все, что он видит. Принять такую же позу, повторить мимику. По мере выполнения задания мимика и поза первого участника будет меняться, задача второго максимально точно повторять происходящие изменения, быть зеркальным отражением первого участника. Работать молча. Через 5 – 7 минут партнеры меняются ролями. Первый участник становится зеркалом второго.
Обсуждение . При обсуждении обращается внимание на то, насколько легко было быть «зеркалом», что было сложнее – быть «зеркалом» или смотреть на свое «отражение», какие чувства испытывал каждый из участников, находясь в каждой из ролей.
«Обезьянки»
Цель игры: В веселой непринужденной обстановке научить учащихся владеть своей мимикой. Формирование доброжелательной обстановки в группе.
Процедура проведения.
- Ведущий проводит разминку: массаж лица, различные мимические движения (поднимание бровей, надувание щек, различные движения губ и т.д.).
- Все участники разбиваются на пары. Один участник пары – строит различные рожи, используя только мимику, второй «обезьянка» - полностью копирует первого участника.
- Через 5 -7 минут участники меняются ролями.
Обсуждение . При обсуждении ведущий обращает внимание участников на следующие вопросы: насколько хорошо каждый из участников владеет своей мимикой, легко ли было повторять мимику другого человека, какие были сложности, что мешало.
«Эмпатия»
Цель занятия: познакомить учащихся с понятием эмпатии, создать условия для развития эмпатических навыков.
Процедура проведения. Ведущий предлагает учащимся прослушать стихотворение Ю.Саакяна «Горе козла». Предлагает обсудить, о чем это стихотворение, какое качество отсутствует у козла. Дает определение понятию «эмпатия». Ведущий предлагает учащимся обсудить, зачем нужна эмпатия. На доске записывают идеи учащихся. Каждый учащийся записывает у себя на листочке, в каких его поступках проявляется такое качество как эмпатия.
Ю.Саакян «Горе козла»
Сверчок горевал, свою участь кляня:
«Не сплю я, бессонница мучит меня!»
Казалось, он молча переживал.
Скорбела кукушка: «В конце концов
Осталась я в мире одна, без птенцов!»
Козел не ответил, он только жевал.
Казалось, он молча переживал.
Плакала мышка: «Беда, беда!
Мышиную норку разрыла сова!»
Козел не ответил,
Профильного обучения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.
Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения.
Работа с педагогическим коллективом.
Введение профильного обучения на старшей школьной ступени поставило перед старшеклассниками ряд проблем. Одна из них – проблема выбора профиля обучения, которая встает перед школьниками в девятом классе, а иногда и раньше. У старшеклассников возникает много сложностей психологического характера, таких как растерянность, неуверенность в своих силах, неопределенность, изменчивость интересов, незнание своих особенностей, склонностей, трудности в принятии конкретного решения, выбор профиля дальнейшего обучения. Разрешить многие из этих проблем самостоятельно они не всегда могут. Для более благоприятного прохождения процесса профессионального и профильного самоопределения старшеклассникам именно в этот период необходима помощь и поддержка взрослых – родителей, педагогов, психологов.
Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования психологической готовности школьников к выбору профессии в ходе образовательного процесса.
Идеология психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.
Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии;
- информационная поддержка педагогов в вопросах, касающихся профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников;
- повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог – ученик”;
- оказание методической и консультативной помощи по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
- формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
- разработка информационных материалов для психолого-педагогических семинаров, лекций, родительских собраний, презентаций.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. ППС профильных классов делится на два сопровождающих цикла: предпрофильный (8-й и 9-й классы) и профильный (10-й и 11-й классы).
Психолого-педагогическое сопровождение 8-х и 9-х классов.
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Цель работы психолога - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки педагогов, содействующей повышению психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с предпрофильной подготовкой школьников.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
- помощь педагогам в осуществлении информационной работы с учащимися;
- информирование классных руководителей и администрации ОУ о профильных и профессиональных предпочтениях учащихся;
- психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Педагогам результаты психологических исследований представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в
10-х и 11-х классах.
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения (10-й и 11-й классы).
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
Основная цель работы с педагогами в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения; при работе с 11-м классом - помощь в осуществлении информационной работы с учащимися; в определении и формировании социальной и профессиональной готовности старшеклассников.
Задачи:
- психологическое просвещение педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников;
- совместная с классными руководителями работа по программе адаптации учащихся 10-х классов в начале учебного года;
- создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей;
- психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов выпускников школы.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения педагогов – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога, но наибольший акцент ставится на следующие виды работы:
Психопросвещение и профилактика: по вопросам, выявленным как актуальные в ходе работы, осуществляется посредством:
- выступлений на педагогических советах и семинарах;
Подготовка методических материалов;
Совместной разработки уроков, подготовки к родительским собраниям;
Ознакомление с игровыми методами обучения, подбор литературы;
Помощь в проведении уроков, бесед, классных часов, в составлении индивидуального психологического портрета каждого ученика и класса;
Практических занятий с элементами тренинга;
Организационно-деятельностных игр.
Примерная тематика выступлений на педагогических советах и семинарах:
Выступления на педагогических советах:
- Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития.
- Уровень творческого мышления и воображения учащихся.
- Психологическая компетентность учителя.
- Психологические особенности адаптационного периода учащихся 10-х классов.
- Индивидуальные способности учащихся.
- Личностные качества обучающихся, приоритетные на личностно ориентированном уроке.
- Психологический портрет выпускника.
Психолого-педагогические семинары:
- Позитивная педагогика. Толерантность учителя.
- Стили мышления педагогов.
- Этика педагогического общения как необходимое условие. предупреждения эмоционального сгорания учителя.
- Психопрофилактика экзаменов.
- Психологическое здоровье педагогов.
- Конфликты в педагогической среде.
- Роль диагностических методик в работе классного руководителя.
Консультирование: это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:
- по вопросам школьной и социальной дезадаптации учащихся;
- по личным и профессиональным проблемам;
- по вопросам взаимоотношений в системе «учитель-ученик - родитель»;
- информирование классных руководителей о результатах диагностических исследований и об актуальных проблемах учащихся;
- индивидуальное обращение по вопросам: работы с семьей, с учащимися, личностного развития и т.д.
Подводя итог, надо сказать, что р езультатом совместной работы с педагогами по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения является:
Рост числа поступлений выпускников в профессиональные образовательные учреждения по профилю обучения;
Повышение уровня сформированности профессиональных планов обучающихся 9-11 классов.
Основным вопросом, с которого начинается планирование деятельности при реализации любых видов работ психолога, является определение цели и задач деятельности, анализ применимости результатов в учебно-воспитательном процессе. Важно определиться в том, что ни одна цель в воспитательно-образовательном процессе не может быть достигнута силами только школьного психолога или социального педагога. Компетентный подход к новым технологиям учителей-предметников, классных руководителей, заместителей директоров школы, родителей может обеспечить действительно эффективную целесообразную работу. В первую очередь это касается психолого-педагогического сопровождения профильного обучения.
Цель психологического сопровождения профильного обучения: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.
Задачи психологического сопровождения:
Мониторинг и своевременное устранение возможных
неравномерностей развития учащихся на протяжении
всего периода обучения;
Выявление интересов, склонностей и способностей уча
щихся, содействие в формировании представлений о мире
профессий и характере труда;
Психологическая диагностика при отборе учащихся в до-
профильные классы;
Психологическая поддержка углубленной профориента
ции учащихся на этапе перехода в профильные классы;
Содействие в профессиональном и личностном
самоопределении старшеклассников.
Основанием для организации психологического сопровождения профильного обучения является «Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы)» (далее - Концеп-
ция), утвержденная приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2004 г. № 893.
«Неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения» (Концепция).
Профильное обучение на старшей ступени 12-летней школы рассматривается как целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности (Концепция).
Ключевыми понятиями для педагогов-психологов в данном определении являются: «профессионально ориентированная подготовка», «дифференциация», «готовность к осознанному самоопределению». При этом подразумевается, что психолого-педагогические усилия будут распределены между допрофильной подготовкой учащихся, которая предполагает систему работы, содействующую самоопределению учащихся, и непосредственно профильным обучением, в процессе которого происходит либо подтверждение, либо опровержение ранее сделанного выбора.
Анализируя содержание задач, можно констатировать, что основная область применения психолого-педагогических технологий - это возраст, предшествующий непосредственно профильному обучению, когда идет процесс самопознания, самоопределения, формирования временной перспективы будущего. В школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях - речь может идти только об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.
Психологическая готовность к выбору профессии должна быть частично или полностью сформирована уже к началу профильного обучения. Фактически это предполагает ускоренную профориентацию подростка, что может сформировать деструктивные личностные противоречия.
Первая сторона противоречий связана с особенностями современного восприятия профессий. Еще десятилетие назад идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их профессиональными ценностями (это мог быть собирательный образ, но он обладал той степенью конкретности, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский,европейский, олигархический и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.
Все это может приводить к растерянности педагогов, родителей, от которых психологи часто слышат жалобы на старших подростков: «Ему ничего не интересно, ничем не увлекается, никак не планирует свою жизнь; потребностей - выше крыши, а цель не стремится достигнуть». Разными способами взрослые пытаются помочь учащимся, которые либо находятся в состоянии неопределенности, либо уже сделали некий, не вполне устраивающий взрослых, выбор.
Вторая сторона противоречий также связана непосредственно с личностью учащегося. Профильное обучение наиболее эффективно в тех случаях, когда нет времени на профессиональную подготовку в процессе работы. Для современных ко-роткоживущих профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Это значит, что необходимо более строгое, чем раньше, соблюдение принципа соответствия профессии, т. е. выбор должен быть осознанным, самостоятельным. Налицо парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, с другой - этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным. Подросток, оказавшийся под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Это означает, что профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любого профильного обуче-
ния. Причем профориентационная работа должна стать не только задачей психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса.
Третья сторона противоречий: ускоренная профориентация может способствовать преждевременному ограничению кругозора и самосознания сначала подростка, затем старшеклассника в связи с утилитарным и прагматическим отношением к образованию. По мнению российского психолога Н. Пряжникова, есть также опасность в том, что ориентация на подготовку узких специалистов ведет к ограничению возможностей в приобретении широкого кругозора. С другой стороны, множество учащихся из-за широты информационного пространства при обучении в старших классах не учатся, а мучаются и профилирование для них - реальный шанс укрепиться хотя бы в одной плоскости знания: они с большей охотой будут обучаться в профильной школе по тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, что тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатного) среднего образования, а в перспективе - всеобщего высшего образования достаточно устойчивы именно в цивилизованных странах, то определенные сомнения относительно ранней профилизации все-таки остаются.
Работа педагога-психолога по обеспечению данного вида деятельности начинается уже с первых лет обучения ребенка в школе, когда на этапе первого психодиагностического минимума анализируется структура общего интеллекта, выделяются группы детей, имеющих особенности интеллектуальной деятельности, в том числе повышенные умственные способности, специальные способности, определяются направления индивидуальной и групповой развивающей работы. Параллельно с этой работой на классных часах педагоги вводят школьников в мир профессий.
Цель допрофильной подготовки в рамках средней школы (5 7-е классы) - выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире профессий и характере труда. Уже в пятом классе могут быть предъявлены первичные карты интересов, анкеты. Безусловно, четкой картины предпочтений еще не будет, и это объясняется особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение ди-
намики формирования интересов и склонностей и дадут основу для рефлексии своих способностей школьниками.
Вопросы диагностической работы на этапе формирования допрофильных классов будут обсуждаться в разделе «Психодиагностические минимумы». При диагностике необходимо обязательно учитывать личный выбор самого подростка, принятие им решения о дальнейшей профессии. Выбор профиля обучения - совершение первичного профессионального самоопределения. От этого выбора в немалой степени зависит успешность обучения в старших классах и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом - и к будущей профессиональной деятельности.
Как отмечает И. В. Дубровина, при комплектовании классов дифференцированного обучения необходимо помнить, что интеллектуальное развитие учащихся происходит в разном темпе. Существенное значение для развития интеллекта в этом возрасте приобретает мотивация учения, которая в юношеском возрасте станет основанием для готовности к профессиональному самоопределению. Психолог может помочь педагогам в развитии мотивации учения учащихся, обращая внимание на возрастные и индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие формированию адекватной мотивации. При этом в развитии мотивации существенное значение приобретает общение с учителем как с человеком, заинтересованным и в предмете, и лично в школьнике.
В 7-8-х, и особенно в 9-10-х классах (по 12-летнему обучению) целесообразно использовать результаты психодиагностики для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию, тем более что в этом возрасте особо велик интерес к собственному Я. Даже если внешне подростки выглядят не ищущими ответов на вопросы «какой я?», «какие у меня качества?», «дадут ли они возможность стать тем, кем я хочу?», «видны ли мои недостатки?», - они мучительно, чаще в одиночку, переживают по всем этим поводам. Именно в период допрофильной подготовки, когда идет первичный выбор, важно создать условия для формирования доверия к себе, целенаправленности, самокритичности, умения делать выбор и нести за него ответственность. Подростки часто не желают идти на
контакт с педагогами и психологами по поводу планов на будущее. В таких случаях на помощь приходит спасительная диагностика. В допрофильных классах особая ценность диагностических мероприятий состоит в их психокоррекционных возможностях. Сегодня в психологической литературе предлагается широчайший спектр различных форм и методов с использованием психодиагностических средств, направленных на личностное и профессиональное самоопределение учащихся, формирование у них умения целеполагания, временной перспективы (см. книги Г. Резапкиной, Н. Пряжникова, газету «Школьный психолог»).
Особенно эффективны активизирующие групповые занятия, непродолжительные по времени, но четко служащие цели создания условий для формирования самосознания школьников. Не следует думать, что можно, придерживаясь традиционной урочной формы, решать психологические проблемы старшеклассников. Нужны принципиально новые формы проведения групповых занятий с детьми, опирающиеся на активные методы обучения: деловые профориентационные игры, большие психологические игры, использование мультимедийных технологий. В таких мероприятиях использование психодиагностических методик (например, методик описания себя «Кто я есть» и «Я через 5 лет», самооценочных методик, методик диагностики ценностных ориентации) может давать психокоррекционный эффект. Ранжирование высказываний относительно будущей работы может быть средством развития личностных механизмов, регулирующих активность, формирующих позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, принимать на себя ответственность, ориентироваться на свободный выбор и изменение в направлении будущего.
Важный аспект содействия готовности к выбору профессии - это широкая информированность:
О возможных способах получения желаемого образования
после школы;
Об усилиях, которые потребуется приложить для его по
лучения;
О наличии собственной практической готовности и
способностей для получения избранного образования;
О профессиях, которыми можно овладеть, благодаря по
лучаемому образованию;
О последствиях, которые могут иметь место по заверше
нии обучения (например, востребованности специалистов
с данным образованием на рынке труда, оплате труда,
возможностях для личностного роста и карьеры и др.);
О возможности реализовать свои жизненные цели и планы
через избранный способ образования и последующую
профессиональную деятельность.
Такого рода информирование скорее является аспектом деятельности социального педагога, классных руководителей, организаторов воспитательной работы. Тем не менее, часть информационной работы с родителями может взять на себя психолог: возрастные особенности учащихся, проблемы совершения выбора личностью, особенности взаимодействия с детьми во время разного рода испытаний - экзаменов, конкурсных отборов, переживания неудач.
Важно также, чтобы дети как можно раньше в доступной, интересной для них форме были ознакомлены с психофизиологическими особенностями выбираемых ими профессий.
В 9-10-х классах (12-летней школы) необходимо проводить углубленную профориентационную работу. В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого учащийся ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основании которой он сам примет решение. Психологу важно владеть приемами профконсультирования. Полноценная профориентационная работа помимо массовых форм и методов (с классом или подгруппами) обязательно предполагает индивидуальные профконсультации. Индивидуальное консультиро-
вание требует высокого уровня подготовки специалистов. Поэтому, планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесообразно учитывать широкий круг специалистов и учреждений района, города, способных включиться в совместную с вами деятельность.
Работа психолога с профильными классами чаще всего затруднена в связи с высокой загруженностью старшеклассников, и в целях сохранения психофизиологического здоровья нецелесообразно привлекать школьников к дополнительным занятиям. Однако, учитывая тот факт, что юношеский возраст сензитивен для определения жизненных планов, прояснения временной перспективы будущего, развития способности к це-леполаганию, задача психолога состоит в использовании возможностей школьных воспитательных мероприятий, классных часов, компьютерных и мультимедийных технологий для психологической поддержки старшеклассников.
Психологическое сопровождение учащихся профильных классов может заключаться и в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике социально-психологического климата в классах, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса. Психологическая работа в разных формах организации профильного обучения также различна. Например, мультипрофильное обучение предполагает достаточный уровень автономности личности. Автономность определяется умением вычленить себя из мира окружающих людей, умением отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к самореализации, уровнем реализма в принятии карьерных решений. Обретение автономности представляет собой процесс взросления, который может нанести ущерб в случае отсутствия адаптационных ресурсов личности. Речь идет о такой ситуации, когда профильное обучение начинается без предварительной подготовки учащихся и переформирование классов или переход в другую школу вынуждает подростка ориентироваться на новую социальную ситуацию и систему межличностного взаимодействия. Зачастую оказывается, что подросток лишается постоянного общения со своими
друзьями, выбравшими другой профиль, и это также снижает адаптивные возможности. Некоторым учащимся может потребоваться психологическая помощь в ситуации неопределенности или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям. Эти проблемы могут потребовать психологического консультирования.
Таким образом, мониторинговые мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся; профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор. Профконсультирование и возраст-на-психологическое консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.