Модест Колеров: «Любая наличная власть хуже идеи государства. Модест Колеров: «Любая наличная власть хуже идеи государства Издания вне серий

Модест Алексеевич Колеров родился 12 апреля 1963 года в городе Кимовске Тульской области. В 1989 году окончил исторический факультет МГУ, в 1992 году – аспирантуру истфака МГУ.

Работал дворником, редактором издательства "Прогресс", журнала "Вопросы философии", в Институте национальных проблем образования, завотделом изучения и публикации документов Госархива, обозревателем отдела "Искусство" газеты "Сегодня". В 1994-1996 годах – замруководителя службы информации программы "Деловая Россия" РТР. С февраля 1996 года в ОНЭКСИМ-банке: руководитель пресс-службы, глава центра общественных связей, замначальника управления информационного обеспечения. Организовал информационную поддержку группы ОНЭКСИМ при проведении конкурсов по "Связьинвесту", "Норникелю", "Сиданко" и во время банковских "информационных войн". С октября 1997 по июнь 1999 года – начальник управления общественных связей банка "МФК "Ренессанс"", пресс-секретарь Бориса Йордана. 7 июня 1999 года возглавил информагентство "Русика-известия". В том же году участвовал в создании и множества информационных интернет-проектов: Rusoil.ru, Polit.ru, Regions.ru, Rbn.ru, ABC.enter, "ВолгаИнформ", NEWSpb, Knews, "СеверИнформ" и др. Большинство интернет-проектов господин Колеров в 2000 году продал.

С августа 2002 года – главный редактор информационного агентства Regnum (специализируется на освещении региональных тем). В 2002-2003 годах – профессор кафедры информационной политики Высшей школы экономики. Параллельно занимался политконсультированием и PR: в 1999 году был советником губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, в 2000 году – президента Чувашии Николая Федорова, в 2001-м – губернатора Красноярского края Александра Лебедя, в 2002-м – членом предвыборного штаба кандидата в губернаторы Красноярского края Александра Хлопонина, в ноябре 2004 года руководил кампанией Игоря Провкина на выборах губернатора Псковской области (не вышел во второй тур).

С 1996 года – редактор-издатель серии "Исследования по истории русской мысли". Автор, составитель и издатель многочисленных научных и публицистических проектов. Кандидат исторических наук (тема диссертации – "Петр Струве и русский марксизм. Опыт политической биографии (1888-1901)"). Владеет английским, испанским и немецким языками. Женат. Супруга Юлия окончила истфак МГУ, работала главным редактором газеты "Базар", издавала приложение к изданию "Вечерний клуб", была ведущим куратором Центра современного искусства. Трое детей.

По некоторым данным, Модест Колеров – автор идеи конкурса карикатур явной антилатвийской направленности, который провели российское федеральное информационное агентство Regnum и сайт Caricatura.ru. По его мнению, в рамках конкурса под девизом "Смерть фашистским оккупантам!" Caricatura.ru опубликовала несколько рисунков. Многие запомнили рисунки, изображающие президента Латвии Вайру Вике-Фрейбергу, "украшенную" свастиками, статую Свободы в Риге со свастикой, государственный флаг Латвии, стилизованный под свастику, а также марионетку в национальном костюме, которой управляет кукольник со свастикой в руках.

Модест Колеров – историк, издатель, действительный государственный советник 1 класса.

Модест Алексеевич, недавно на одном из интернет порталов Вы отметили, что Россию ждет вызовы трех «К» – Курдистана, Карабаха и Казани. Понятно, что имеется в виду с Курдистаном и Карабахом, а почему Казань?

Вполне вероятен взрыв исламского экстремизма в Поволжье. Этого раньше не было, а сегодня уже гремучая смесь, которая может до предела накалить обстановку внутри России. Взрыв исламского радикализма происходит не только там, где происходит социальная нищета, но там где традиционный ислам не находит достаточно эффективного диалога с властью, где власть пытается использовать более радикальные формы ислама для укрепления своих позиций, где широко открыты ворота для иностранных проповедников. В Поволжье эти ворота открыты уже более 20 лет. В конце концов, накапливается критическая масса, когда эти десятилетние заигрывания приводят к тому, что правила диктует радикально-исламистское подполье, а потребность во власти становится минимальна. Здесь основную роль играет Саудовская Аравия – ваххабизм. Это те государства, которые целенаправленно «убивают» Сирию.

Недавно прошли президентские выборы в Нагорном Карабахе. Поучаствовав в качестве наблюдателя, Вы резюмировали, что выборы, в отличие от многих государств бывшего СССР, прошли открыто, честно и демократично. Как можно объяснить, что такая маленькая непризнанная республика показывает высокий уровень демократических ценностей?

Традиционно Карабах строил свою политическую систему под воздействием трех мощнейших факторов: многопартийной диаспоры, мощного влияния партии «Дашнакцутюн», с прицелом на дальнейший карьерный рост в Ереване. Это порождает одновременно и особую партийную солидарность тех, кто делает карьеру, особое внимание многомиллионной диаспоры к прозрачности происходящих там событий, в третьих для «Дашнакцутюн» Карабах – всегда витрина, и чем более скромны их успехи в самой Армении, тем важнее успехи в Карабахе. Это соединение ежедневно воюющего фронта с задачей выстроить политическую, экономическую и гуманитарную витрину и создает поле острой конкуренции, когда любая ошибка, попытка свернуть политическое развитие на более традиционные для региона рельсы, пресекается. С этой точки зрения я склонен рассматривать историю с Самвелом Бабаяном, чья бонапартистская карьера, направленная на построение некой полудиктатуры, была так жестко пресечена. Это была акция самозащиты политического класса карабахцев. Соединение этих факторов и дает ту самую смесь повышенной прозрачности.

Очевидно, что на начальном этапе Армения недооценила в должной мере значимость информационной войны. Как Вы считаете, в чем причина подобной политической близорукости?

Я бы уточнил формулировку. Армения недооценила не важность СМИ, напротив, усилия Микаэла Минасяна сложно чрезвычайны и весьма успешны. Недоучет происходит не в технике СМИ, а в контенте, в содержании. Это проблема не столько медийщиков, сколько самой политической философии армянства. Имеется в виду политическая философия осажденной крепости, когда «мы» все белые, кругом – все враги. Во-вторых, есть специфическое давление диаспоры. Наибольшие радикалы армянские живут не в самой Армении. Они рассматривают боевые задачи Армении, как штабные офицеры. Есть, конечно, фидаины, но их заведомое меньшинство. Есть «Восканяны», но их еще меньшее меньшинство. В этом смысле армянский патриотизм очень напоминает шахматную игру, и это скорее недостаток. Когда начинаешь знакомиться с ситуацией на местности, оказывается чтобы иметь союзников, нужно тщательно выбирать слова и перестать считать себя единственными святыми и правыми. Нельзя давние традиционные проблемы с Грузией просто замалчивать, надеясь, что они рассосутся. Да, в отношении с Грузией Армения, безусловно, безвыходный заложник – это очевидно. Но и заложник согласно известному стокгольмскому синдрому в итоге также приобретает право голоса и террорист начинает его использовать в торге с властями. Здесь нужно действовать как-то иначе, тем более что армяно-турецкое инвестирования в Батуми – тоже фактор.

В интервью азербайджанским СМИ Вы отметили, что в случае военной агрессии Азербайджана война в Карабахе продлится несколько дней и что по итогам не изменится линия фронта. На основании каких данных Вы делаете такой вывод?

Чисто географически азербайджанские войска смогут продвигаться на равнинной местности, более всего видимо они смогут продвинуться в агдамской равнине, т.к. она уязвима с точки зрения топографии. Однако если даже в некоторых местах азербайджанцы сумеют пробить оборону, это им сильно не поможет, поскольку в конфликт вмешаются американцы. Не исключено, что они используют новый аэропорт в Степанакерте для высадки “миротворцев”, и Нагорный Карабах перейдет под фактический протекторат Запада.

Россия Вы считаете не поможет Карабаху?

У нее нет на то оснований. Россия, как государство, не может помочь Карабаху, как государству. В случае, если боевые действия прокатятся на территории Республики Армения, Россия будет в обязательном порядке защищать своего союзника. Говоря простыми словами, Армению защищать будем!

Фактически, получается, что США и их союзники надолго закрепит свое влияние на территории Арцаха?

Безусловно. Это будет место долгосрочного военного контроля для западных миротворцев антииранского, антибакинского.

Почему антибакинского?

Потому что все прогрессивное человечество ждет смены власти в Баку. И главными действующими лицами здесь опять же будут американцы…

Изменится ли ситуация в стране после возможной смены власти?

По всей видимости не изменится. Хотя это и не важно, американцы же не застыдились сменой власти в Египте Мубарака и заменой его исламистами. Никто не чихнул. Они создают систему обновления элит для усиления их марионеточного содержания. Даже там, где к власти приходят исламисты, они не очень сильно переживают, поскольку на смену этим исламистам придут другие. Их задача в поддержания состояния постоянной нестабильности.

Как Вы считаете реальны ли утверждения азербайджанской стороны о населении в 9 млн. Человек?
Это не важно. Например, в Латвии государственная статистика является предметом манипуляций. Даже там, где нет 2-х млн. перепись натянули на 2 млн. Делалось это для того, чтобы можно было претендовать на определенные субсидии. Даже в Литве, где население явно не достигло 3 млн. вдруг по команде президента население увеличилось сильно больше 3 млн. Так чего же вы хотите от азербайджанцев. Здесь точно также пропаганд истыкай тезис о том, что их будет скоро 90 млн. Ну, будет когда-нибудь, просто большая часть их будет в России.

Из Ваших слов можно сделать вывод, что Вы очень тепло относитесь к Карабаху, а есть ли у Вас там любимые места?

Я очень люблю каньон возле Шуши. А в Армении мне почему-то нравится маленькая площадь возле кинотеатра Москва. Кроме площади Шарля Азнавура, вся улица Абовяна, наверное, и есть мое любимое место.


Какие первые ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите словосочетание армянский народ, какие первые ассоциации у Вас возникают?

Моя жена!

В 1981-1983 годах срочная служба в рядах Советской Армии.

В 1993-1995 годах - начальник отдела изучения и публикации документов Государственного архива РФ . Одновременно Колеров работал обозревателем газеты «Сегодня ». В 1994-1996 годах - заместитель руководителя службы информации ВГТРК . Был руководителем пресс-службы ОНЭКСИМ-банка и МФК-Ренессанс Бориса Йордана.

В 1999-2000 годах - совладелец интернет-издания Polit.ru , создатель информационного агентства Regions.ru .

В 1999-2001 годах Колеров был советником губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева , президента Чувашии Николая Фёдорова , губернатора Красноярского края Александра Лебедя . Принимал участие в различных предвыборных кампаниях, в частности, в 2002 году участвовал в избирательной кампании Александра Хлопонина .

В 2002 году - соучредитель и главный редактор информационного агентства REGNUM , профессор кафедры информационной политики Высшей школы экономики .

В 2005-2007 годах - начальник управления Президента России по межрегиональным и культурным связям.

С 24 июля 2009 года - главный редактор информационного агентства REGNUM .

Примечания

Ссылки

  • Биографическая справка и публикации Модеста Колерова на сайте «Русский журнал»
  • Лекция Колерова в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» 29 июня 2006
  • Колеров М. Из СНГ в свободную Россию // Эксперт, 26 октября 2007
  • Модест Колеров: Локальная война в Карабахе продлится 3-5 дней и не изменит линию фронта Интервью для Vesti.Az без сокращений . 20 августа 2010 года.
  • Ошибки и победы России в выстраивании отношений на постсоветском пространстве: онлайн-конференция Модеста Колерова , ИА REX, 07 июля 2011 года.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 апреля
  • Родившиеся в 1963 году
  • Общественные деятели России
  • Историки России
  • Издатели России
  • Преподаватели ВШЭ
  • Выпускники исторического факультета МГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Колеров, Модест Алексеевич" в других словарях:

    - (р. 12.04.1963) спец. в обл. истории рус. филос.; канд. ист. наук. Окончил ист. ф т МГУ (1989) и асп. там же (1992). Консультант ж. "ВФ", зав. отделом изучения и публикации документов Гос. архива РФ. Канд. дисс. "П.Б.Струве и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1963) российский историк, издатель и общественный деятель. Биография Родился 12 апреля 1963 года в городе Кимовск Тульской области. В 1989 году окончил исторический факультет МГУ, в 1992 году аспирантуру. В 1991 1994 годах работал в журналах… … Википедия

    Модест Алексеевич Колеров (р. 1963) российский историк, издатель и общественный деятель. Биография Родился 12 апреля 1963 года в городе Кимовск Тульской области. В 1989 году окончил исторический факультет МГУ, в 1992 году аспирантуру. В 1991 1994 … Википедия

    Колеров, Модест Алексеевич Модест Алексеевич Колеров (р. 12 апреля 1963(19630412)) российский историк, издатель и общественный деятель. Биография Родился в городе Кимовск Тульской области. В 1989 году окончил исторический факультет МГУ, в… … Википедия

    Модест Алексеевич Колеров (р. 1963) российский историк, издатель и общественный деятель. Биография Родился 12 апреля 1963 года в городе Кимовск Тульской области. В 1989 году окончил исторический факультет МГУ, в 1992 году аспирантуру. В 1991 1994 … Википедия

    - (лат. modest скромный) мужское имя. Именины, святые покровители. 28 (15) июня мученик Модест. 31 (18) декабря Св. Модест, архиепископ Иерусалимский, угодил Богу подвигами поста, молитвы и заботами о восстановлении… … Википедия

    Модест Алексеевич Колеров (р. 1963) российский историк, издатель и общественный деятель. Биография Родился 12 апреля 1963 года в городе Кимовск Тульской области. В 1989 году окончил исторический факультет МГУ, в 1992 году аспирантуру. В 1991 1994 … Википедия

    Модест Алексеевич Колеров (р. 1963) российский историк, издатель и общественный деятель. Биография Родился 12 апреля 1963 года в городе Кимовск Тульской области. В 1989 году окончил исторический факультет МГУ, в 1992 году аспирантуру. В 1991 1994 … Википедия

    Указывается дата присвоения классного чина (до 2005 г. квалификационного разряда) действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса, номер Указа Президента Российской Федерации, которым присвоен чин (разряд) и… … Википедия

Андрей Тесля: За последний год у вас вышли три книги, так или иначе связанные со сталинской эпохой, - «Социализм в одной стране», «Сталин. От Фихте к Берия. Очерки по истории языка сталинского коммунизма» и «Тоталитаризм. Русская программа для западной доктрины». Вы неоднократно говорили, что это - часть итогов растянувшегося на двадцатилетие изучения сталинизма.

Но в 1990-е вы приобрели репутацию выдающегося исследователя русской мысли начала XX столетия, ваша монография «Не мир, но меч» (1996), посвященная истории русских идейных сборников от «Проблем идеализма» 1902 года до «Вех», вышедших в 1909 году, стала классической и необходимой в арсенале любого исследователя интеллектуальной истории этого периода. Аналогично - основанная вами в 1997 году серия «Исследования по истории русской мысли», продолжающаяся по сей день, стала одним из авторитетнейших изданий по истории русской философии конца XIX - первой половины XX века, причем преимущественно фокусируясь на персоналиях, относимых к истории т.н. русского религиозного ренессанса, и на первом поколении добровольных или вынужденных эмигрантов из России после Гражданской войны.

Чем вызвано подобное долговременное смещение центра исследовательского внимания? Почему интеллектуальная история сталинизма оказалась приоритетной перед вопросами, гораздо более вам, насколько я могу судить, созвучными?

Модест Колеров: Исследование Сталина стало для меня своеобразным «долгом историка» после того, как, будучи сотрудником Государственного архива РФ, я по службе стал ответственным редактором каталога «Особой папки» Л.П. Берии (и автором предисловия к нему), который помещал на карту институциональной истории России и СССР НКВД-МВД как ведомство и принудительный труд как одну из его сфер ответственности. Мне много помог мой личный опыт изучения старой России, и я счел себя обязанным написать книгу о месте принудительного труда в экономике СССР. Здесь я счел себя профессионально обязанным описать его исторические и доктринальные предпосылки хотя бы в рамках предисловия, где уже в моих руках была некоторая «естественная монополия», прежние и параллельные занятия историей русского марксизма и трансмарксизма в его развитии и контексте. Их я и стал применять к сочинению предисловия, в итоге выросшего в 50 печатных листов, которые вылились в отдельные теперь книги. Такое соединение идейной истории России и истории государственных институтов СССР я считаю счастливой случайностью для нашей науки. Оно оказалось полезным, ибо говорит о реально едином их ландшафте.

Издание книжного магазина "Циолковский", 2017

Тесля: Одним из распространенных упреков в адрес ваших последних работ служит обвинение в том, что, представляя «сталинский коммунизм» логической частью западного модерна, вы не только объясняете его, но и представляете своего рода исторической неизбежностью и тем самым оправдываете. Снимая последнюю часть упрека, хочу уточнить - в какой степени действительно вы склонны рассматривать развитие советской системы в 1920-х - 1930-х не только как подчиненное внутренней логике, но и как неизбежное?

Колеров: Более всего это партийные упреки тех, кто не имеет достаточно мужества видеть весь ужас нашей истории. Тот, кто читал мои книги, не может сказать, что я оправдываю Сталина, - просто потому, что я не адвокат его и не поклонник. Но я действительно не вижу общемодерной, общеколониальной, общеисторической альтернативы сталинскому рабству в середине ХХ века. Осознать это мне, воспитанному в антисталинском и даже антикоммунистическом духе, стоило большого душевного труда. Из этого осознания и вытекает мое нынешнее понимание, что в истории гораздо больше смертей народов и государств, чем их линейного пути к высотам прогресса.

Прямо же отвечая на ваш вопрос, скажу, что большевики пришли к власти исходя из внутренне понятной и мотивированной их собственной картины мира, а превратилась их власть в сталинскую - исходя из непрошибаемой реальности мира, с которой они неизбежно столкнулись. В этом мире не было никакого управляемого интернационализма, а были только железные челюсти империализма и колониализма, в нем не было места и шанса для России вообще, кроме как стать одной из этих великих держав, к чему большевики были доктринально не готовы, а Сталин оказался исторически готов и способен. То есть не внешняя ленинско-троцкистская логика интернационализма проиграла внутреннему сталинскому этатизму, а внутренняя провинциальная игра большевиков в мифический интернационализм проиграла сталинской воле к власти в одной стране , единственной перспективе, которую ей открывал «интернационализм» реальный.

Модест Колеров, 2017

Тесля: «Социализм в одной стране» говорит об идеократии, но трактует преемственно стоящие перед империей задачи - в первую очередь, проблему сохранения или восстановления своего статуса или скатывания к периферийному, полуколониальному положению. В этом плане правомерно ли утверждать, что логика политического целого является преобладающей? Ведь традиционное возражение обычно звучит в том ключе, что речь идет о благе индивидов - и если цена, заплаченная за место в мировом целом, слишком велика, то благом был бы более скромный выбор. Что для вас означает и насколько оправданна подобная дискуссия о «цене»?

Колеров: Благо личности - высшая ценность , нормативный измеритель. Не более. А реальность состоит в том, что - вне пещеры, в мире-в-трусах - государство является единственным гарантом и создателем общественной свободы. Потому логика и ценность целого безусловно доминирует среди факторов выживания любого реального государства. Для России достойное место в мире было и остается равным государственному выживанию. Да, цена бывает чрезмерна. В таком случае народ и государство проигрывают и не выживают. У них - несмотря на апелляции к ценностям - просто нет выбора: они либо живут дальше, либо нет. Сам разговор теперь о том, что жертвы России и СССР были чрезмерны, не имеет исторического смысла - и ведут его в России (или после России) те, кто сам живет (или жил) исключительно потому, что страна принесла эти чрезмерные жертвы и осталась жива. При этом ясно, что речь не об оправданности или неоправданности параноидального Большого террора: он воистину параноидален, неуправляем и кратно больше даже изначально кровавых планов. Речь в принципе о безальтернативности мобилизационной практики военного и предвоенного, колониального и империалистического модерна, который в России/СССР не был уникален. В этом историческом времени бессмысленно помещать Россию в один ряд с Англией, ей место - рядом с Британской Индией со всеми вытекающими из этого последствиями.

Тесля: В «Сталине» вы останавливаетесь на рассмотрении ряда аспектов советской национальной политики и ее эволюции. В какой мере советский опыт «империи национальностей» вам представляется успешным - или же он видится вам как единственно возможный способ пересборки империи в условиях первых десятилетий XX века?

Колеров: Пересборка империи в рамках СССР на основе советских национальных государств была исполнением общего задания европейского XIX века, и они ничем принципиально не отличались от созданных победителями в Первой мировой войне «лимитрофов» в Европе и протекторатов в Азии. Об этом - мое следующее сочинение, оно уже издано и войдет также в состав новой книги о сталинизме. Я не могу судить об успешности европейского национализма: он служил справедливости, но породил фашизм. Не могу также судить об успешности советского национального строительства: оно тоже служило справедливости, но уничтожило СССР и на его обломках построило массу этнократий разной степени варварства, которые завтра либо естественно вымрут, либо утонут в крови.

Издание книжного магазина "Циолковский", 2018

Тесля: Ваши последние работы, в особенности объемный «Сталин», посвящены, в первую очередь, истории языка, тому, как формируется и в силу какой логики развивается «язык сталинского коммунизма». Как вы оцениваете свою позицию по отношению к истории понятий - правомерно ли рассматривать ваши работы в рамках этого исследовательского направления и в какой мере вы разделяете методологические установки Скиннера или Козеллека?

Колеров: В исследовании исторического языка я ученик и не мню себя даже ремесленником, достигшим виртуозности во владении инструментом. Скиннер для моей задачи слишком прост, а Козеллека я бы штудировал больше. Но я больше не вернусь к теме исторического ландшафта как исторического языка , я лишь продолжу ее в двух новых прикладных штудиях о сталинизме.

Тесля: Ваши работы воспринимаются зачастую как преимущественно актуальные высказывания, обращенные к текущему моменту, - в какой степени, на ваш взгляд, это верно? В какой степени вы рассматриваете исторические исследования как способ говорить о современном?

Колеров: Нет, не рассматриваю. И если они так воспринимаются, то мне очень жаль, в том числе - таких воспринимателей. В чем состоит «актуальное высказывание», например, моих архивных публикаций переписки великих? Ясно, что в любом исследовании велика доля актуальной публицистики или актуальных ценностей, но исследование без «сухого остатка» науки - просто мусор.

Тесля: Описывая и анализируя интеллектуальную жизнь прошлого, вы постоянно говорите о борьбе и противостоянии - эта ситуация, на ваш взгляд, во многом обусловлена временем или логика борьбы является сквозной, основной во всех делах человеческих?

Колеров: Оба главных периода моего исследовательского интереса - русская мысль конца XIX - начала XX века и сталинский СССР - это периоды острой борьбы, революций и войн. Изучать благодатный «золотой век» мне не суждено, да и неинтересно. В юности, когда я выбрал первый свой предмет, у меня, как у многих из нас, была, конечно, презумпция того, что культура начала XX века - недостижимая утраченная вершина. Но с тех пор я много потратил перьев, чтобы описать, насколько на деле была пронизана эта вершина социализмом. И в этом смысле Серебряный век и Сталин - родные братья.

Что же до личной философии, то да, без борьбы человеческая жизнь - ноль.

Тесля: Не так давно под вашей редакцией вышла книга Николая Устрялова «Национал-большевизм». В обширном предисловии вы не только останавливаетесь на интеллектуальных перипетиях, но и говорите очень сильно о судьбе и выборе Устрялова, о том, что он с готовностью принес жертву, но она оказалась «жертвой не государству, а власти, которая не гарантировала и не собиралась гарантировать жертвователю оправданности жертвы и следования государственным интересам». Насколько можно выбрать между этими сторонами жертвы - или, иначе говоря, что в этом случае - добросовестная ошибка или ситуация, в которой нет возможности пожертвовать государству, не пожертвовав одновременно наличной власти?

Колеров: Исторического выбора здесь нет. Государство, несмотря ни на что, остается «холодным чудовищем». Но государство твоей страны в тех наличных условиях - единственное средство выживания твоего народа. Можно пожертвовать собой, можно квакать из эмиграции, можно стать предателем и служить врагу твоего народа. В конечном счете от этого в жизни государства и народа ничего не изменится, но в каждую конкретную историческую секунду именно личные поступки создают этот конечный счет. Бывают и поступки внутри власти. Но это не исторический, а непредсказуемый по историческому весу моральный выбор. Любая наличная власть хуже идеи государства. Потому и не стоит возлагать на нее слишком много надежд. Держа здоровую дистанцию по отношению к власти, можно быть трезвым государственником. Но Устрялов не хотел дистанции, он хотел власти, и потому его выбор был прост: идти к власти на казнь, чтобы ею оплатить свои слова, или нет. Сделанное Устряловым в интеллектуальной сфере уже не требовало его самоубийства. Но он решил иначе.

Тесля: В своих работах, опубликованных в последнее время, вы, предметно занимаясь историей идей и историей понятий, обращаетесь во многом к индивидуальным судьбам. Делая краткие замечания или более или менее развернутые суждения, вы, мне кажется, следите за человеческой доброкачественностью лица. Важно не только «что говорится», но и «кто говорит».

В связи с этим - кто для вас выступает наиболее человечески интересным из тех персонажей, кем вы предметно занимаетесь? И вместе с тем из тех, чьи жизни выступают в качестве должным образом прожитых, - кто и благодаря чему сумел выдержать урок?

Колеров: Я все больше присягаю Семену Людвиговичу Франку и все меньше - Петру Бернгардовичу Струве. Первый выдержал испытание, а второй - нет. При этом важно, что Франк готов был остаться в Советской России и здесь умереть, а Струве готов был уничтожить Советскую Россию вооруженным путем и - вероятно - в итоге сойти с ума. Мне очень дорого наследие Павла Ивановича Новгородцева. Я, с молодости восхищенный Тихомировым, с годами все больше открываю для себя Плеханова. Я счастлив присутствовать при том, как быстро на наших глазах превращается в национального гения Василий Васильевич Розанов. В советское время пошедший на службу к большевикам Брюсов и смирившийся с ними Блок невольно совершили культурно-исторический подвиг: благодаря их лоялизму для советского режима и, следовательно, для всех нас, советских людей, был спасен и оправдан почти весь Серебряный век. Розанов же кратно сложнее - он еще послужит нашей национальной культуре своей сложностью и полифонией. Он один сможет держать на плаву пару гуманитарных наук, как некогда издаваемое советское Полное собрание сочинений Достоевского дало жизнь советским же научным сборникам «Достоевский: материалы и исследования».

А в общем, судить великих нехорошо: нам всем еще предстоит много неприятных уроков, и вот тогда мы увидим - кто квакающий клоун, а кто самоубийца.

Архив новейшей истории России. Том IV: «Особая папка» Л.П. Берии. Из материалов Секретариата НКВД-МВД СССР 1946-1949 гг. Каталог документов / Ответственный редактор М.А. Колеров. - М., 1996. 681 с.

Модест Колеров фотография

С 1981 года по 1983 год проходил срочную службу в Вооруженных силах СССР.

Занимался историей русской философии начала XX века. Был автором (вместе с Николаем Плотниковым) предисловий к "перестроечным" изданиям сборников "Вехи" и "Из глубины".

В 1991-92 гг. работал в издательстве "Прогресс"

В 1992-94 гг. - старший научный сотрудником Института национальных проблем образования, редактор журнала "Вопросы философии", корреспондент в газете "Сегодня", заведующий отделом изучения и публикации документов Государственного архива РФ (ГАРФ).

В конце 1993 года стал одним из учредителей право-либеральной организации "Союз 4 октября" (названа в честь дня расстрела и штурма Белого дома; среди учредителей также Дмитрий Шушарин, Андрей Быстрицкий, Андрей Немзер, Александр Архангельский).

С 1994 по 1996 год занимал пост заместителя руководителя Службы информации телеканала "Деловая Россия" на канале РТР

С февраля 1996 по октябрь 1997 года - руководитель пресс-службы, руководитель Центра общественных связей, заместитель начальника Управления информационного обеспечения ОАО АКБ " ОНЭКСИМбанк" Владимира Потанина.

Лучшие дня

Занимался PR-проектами: "Письмо 13-ти", приватизация РАО "Норильский никель", ОАО "Связьинвест" и др.

25 октября 1997 был назначен на должность начальника управления общественных связей ФПГ "Международная финансовая компания" (МФК).

В мае 1999 года стал одним из учредителей Internet-агентства "Полит. Ру". Занимал должность управляющего директора агентства.

В апреле 1999 года стал учредителем информационного Internet-агентства "Россия.Регионы" (REGIONS.RU). С 1999 года - генеральный директор агентства.

Совладелец сетевого информационного проекта "Москва. Хозяйство".

С октября 1997 по июнь 1999 г. - начальник управления общественных связей банка МФК "Ренессанс", пресс-секретарь Бориса Йордана.

В июне 1999 года покинул "МФК Ренессанс" и с 7 июня 1999 года был назначен генеральным директором информационного агентства ЗАО "Информационная фирма "Руссика-Известия". Занимал эту должность до июля 2000 года.

С сентября 1999 года по 2000 г. - советник (на общественных началах) по связям с общественностью губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.

С 2000 года - совладелец ресурса "Русское бюро новостей" (основной владелец РБН - Xanadu Studio, обладает 60% акций).

На 2000 год - советник президента Чувашии Николая Федорова.

В июле 2000 года продал свою долю в ЗАО "ПОЛИТ.РУ" (40%) Кириллу Рогову и Дмитрию Ицковичу. В июле 2000 года покинул пост управляющего директора и вышел из состава учредителей "Полит.Ru". Заявил, что намерен сосредоточится на проектах "Регионы.Ru" и "Лента.Ru ". В 2000- 2002 гг. – гендиректор ЗАО «Р.РЕГИОНЫ».

В ноябре 2000 года продал акции проекта "Нефть России" (www.russoil.ru) "одному из ведущих сетевых информационных агентств".

В 2001-2002 гг. - советник губернатора Красноярского края Александра Лебедя.

В 2002-2003 годах – профессор кафедры информационной политики и информационных исследований государственного университета Высшей школы экономики.

В 2002-2003 годах - профессор кафедры информационной политики Высшей школы экономики.

С августа 2002 по 2005 г. – главный редактор ООО Информационное агентство «Регнум».

Осенью 2004 руководил предвыборной кампанией экс-сенатора Игоря Провкина на пост губернатора Псковской области.

С марта 2005 по октябрь 2007 года – начальник Управления Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами.

Действительный государственный советник РФ 1-го класса (присвоен указом Президента РФ от 1 декабря 2006 года).

Автор, публикатор и составитель более 100 исследователей и публикаций по истории русской историко-философской мысли конца XIX - начала XX века, в том числе 13 книг. Публикуется в философско-литературном журнале "Логос".

Свободно владеет испанским, а также английским языками.

public
enot 16.08.2009 05:52:53

Я вместе с этим господином служил в в_ч44113 в стройбате.Весьма колоритный господин-молодой,а уже лысый!А Бог шельму метит!Мы работали на благо господ-генералов в военном городке Загорск-7;строили для них дом-объект №605!Выжимали из нас тогда все силы!!!А г.Колеров рисовал,стенгазету писал,вообщем был под чутким руководством майора Радкевича.Где ты,майор?Наверное в аду!И,теперь,я понимаю,почему у нас(в стране),ничего хорошего с такими советниками не выходит!Чего он может хорошего посоветовать!С приветом т.Колеров!