Чем расплатился человек за прямохождение. Действительно ли люди должны ходить на двух ногах и чем мы платим за прямохождение. Борьба с гравитацией

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что изучают эти науки? Ответ напишите в виде кода (цифра-буква) Анатомия Физиология Эмбриология Гигиена Генетика Эволюционное учение А Б В Г Д Е 1Б2Г3Е4А5Д6В

Тема урока: Место человека в системе органического мира.

Актуализация знаний ЧЕЛОВЕК

Проблемный вопрос: Человек- это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?

Расположите систематические единицы в нужном порядке, начиная с наибольшего Подтип Подотряд Род Вид Тип Царство Класс Отряд Семейство

«Паспортные» данные человека Царство - животные Тип- хордовые Подтип- позвоночные Класс Млекопитающие Отряд- приматы Подотряд –гоминиды Семейство- люди Род- человек Вид- человек разумный (Homo sapiens)

Докажите родство человека с животными, пользуясь учебником Систематическая категория Общие признаки Методы Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Отряд Приматы Подотряд Человекообразные обезьяны

Определите методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.

Доказательства происхождения человека от животных: 1. Сравнительно- анатомические- а) клеточное строение, анатомическое сходство органов, места их расположения в организмах.

Доказательства происхождения человека от животных: б) наличие рудиментов- остаточных органов у человека.

Доказательства происхождения человека от животных: в) наличие атавизмов- признаков, характерных далеким предкам.

Доказательства происхождения человека от животных: 2. Эмбриологические- сходство зародышей человека и животных на ранних стадиях развития(закон К.Бэра)

Доказательства происхождения человека от животных: 3. Физиологические- сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др.

Доказательства происхождения человека от животных: 4. Генетические- сходство в строении хромосомного аппарата.

Специфические особенности человека: Прямохождение Развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатость стопы Подвижная кисть руки S - образный позвоночник с 4 изгибами Объемность мозга и сложное поведение, способность к мышлению, речи Бинокулярное зрение Ограниченная плодовитость

Закрепление материала Работа в группах в поисках ответа на вопросы: 1. Почему человека не выделяют в особое царство? 2.Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека? 3. Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми? 4.Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека? 5.Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными: гоминидами, дельфинами, слонами?

Домашнее задание: Стр. 5- 11

Рефлексия: с каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке?

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Место человека в системе органического мира.

Цель работы: ознакомить учащихся с характеристикой птиц; внешним строением птиц, отметив особенности связанные с полетом, формировать исследовательских умений учащихся.

Основные задачи:

  • Образовательная : сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными;
  • Развивающая : продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

Воспитательная : развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.

  • Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приемы и техники

Формируемые умения (личностные, общепредметные, предметные)

  1. Мотивация

Приветствие

Эмоциональ-ный настрой

Побуждение интереса к получению новой информации

Коммуникотив-ные, личностные

  1. Актуализация

Постановка познавательной задачи.

Написание определений, самопровер-ка

Развитие критического мышление

Личностные, регулятивные

  1. Целеполагание

Постановка проблемного вопроса. Вспомнить методы доказательства родства живых организмов.

Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.

Решение проблемных задач

Формулирова-ние цели и задачи

  1. Учебно-познавательная деятельность

Организация познавательной деятельности (инструкция по работе с учебником), выступления представите-ля

Обработка и систематизация информации, перевод информации в табличную форму, представление итогового продукта

Погружение в проблему, поисковый метод, работа с текстом в группе, публичное выступление

Синтез и анализ, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умение представлять результат своей работы, монологическая речь, умение доказывать свою точку зрения

  1. Коррекция

Заслушивание ответов обучающихся. обобщение, корректировка выводов, нацелить учащихся на решение кроссворда

Заслушивание ответов выступаю-щих, формулирова-ние выводов, корректиров-ка

Публичное выступление, подведение итогов

Формирование логического мышления, синтеза, анализа информации, монологической речи, умение доказывать свою точку зрения, умение использовать грамотно речевые средства и символы для предоставления результата

  1. Рефлексия

Оценивание результатов деятельности учащихся

Самоанализ, самооценка

Самоанализ, умение оценивать свой результат работы

  1. Домашнее задание

С. 3-5


«Социальная экология» - Человеческая личность есть существо социальное и космическое. Эскиз проблемы №1. Знания об окружающем мире в значительной мере неполные. Необходимо изначально разобраться в терминах «экология» и «экологическое» Человеческое измерение экологии - защита прежде всего человека. Как избежать абсурда? Термин «общественное здравоохранение».

«Потребности людей » - Гигиенические факторы. Политика фирмы. Наказание. 3 основные потребности. Позитивное подкрепление. Угасание. Служебное положение. Успех. Вознаграждение. Социальные связи. Потребность в безопасности. Устойчивость предпочтений человека относительно конкретного результата. Ответственность. Теория взаимосвязи личного восприятия и межличностного поведения.

«Образ жизни человека» - Мы за здоровый образ жизни!!! Каково значение двигательной активности человека? Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников. Насколько важно вести здоровый образ жизни? Вредные привычки.

«Здоровье человека» - Компьютер и физическое здоровье учащихся. Что такое здоровье компьютера? Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Что такое здоровье человека? Как компьютер заботиться о здоровье человека? Компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека. Как компьютер заботиться о здоровье.

«Поведение человека» - Крутой берег может быть хорошей горкой. Выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. При горении элементов ёлки опасен ядовитый дым. Избегай мест, где лёд может быть тонким. Как помочь провалившемуся под лёд? При встрече с преступником говорить спокойно и медленно, уверенно в себе. Жизнь и здоровье дороже любой вещи.

«Человек и культура» - «роль», «я», «другой», «генерализированный другой» (Дж. И стремление к разрушению неизбежно. Первый тип, или система А - жизнеутверждающие общества. Понятия/образы, которые являются результатом когнитивной организации: Переживание любви делает ненужными иллюзии. Индейцы рассматривают сексуальные отношения одновременно как приятные и как угрожающие.

Человечество не платит за прямохождение

В свое время К. Шморль обнаружил возрастные изменения костного аппарата позвоночника (деформирующий спондилоз). Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. Здесь же мы покажем, как сторонники теории остеохондрозов используют работы К. Шморля для искусственного нахождения новых сторон проблемы и искусственного утверждения вертеброневрологии.

Профессор Я. Попелянский: «Работы К. Шморля показали, что к шестому-седьмому десятилетию жизни человека остеохондроз в той или иной степени поражает весь позвоночник. Возникает же он главным образом в зоне шеи и поясницы».

Теория остеохондрозов трактует это так, что повреждения межпозвонковых дисков обычно происходят на границах подвижной части позвоночника с относительно неподвижным его отделом (поясничный по отношению к крестцовому, шейный по отношению к грудному).

На самом деле наиболее часты не повреждения дисков, а два основных вида мышечных блокад дисков позвоночника – поясничная и шейно-грудная мышечные блокады.

И объясняется это тем, что при совершенно здоровых межпозвонковых дисках мышечные блокады обычно случаются в тех отделах позвоночника, в которых имеет место наибольшее напряжение глубоких мышц спины в результате боковых наклонных и вращательных движений. Иными словами, чем более гибок, свободен в части боковых наклонов и вращений отдел позвоночника, тем более он подвержен мышечной блокаде. И тем больше он требует внимания и тренировки!

Подвижные и гибкие дети не знают мышечных блокад дисков позвоночника («остеохондрозов»), постоянные тренирующие нагрузки оберегают детей от этого заболевания.

Современные взрослые, проводя многие часы перед телевизором, да еще после сидячей или малоподвижной работы, сами себя буквально приговаривают к мышечным блокадам дисков позвоночника.

Мысль о том, что заболевание развивается главным образом в области поясницы и шеи, профессор Я. Попелянский сопровождает далее невероятными выводами, без раздумий повторяемыми теперь многими авторами: «Почему именно поясницы и шеи? Такова плата за прямохождение. С переходом в вертикальное положение человек потерял биомеханические преимущества равномерного распределения тяжести на многие позвонки и диски. Для позвоночника лошади или верблюда тяжесть не только собственного, но и перевозимого ими груза обычно не чрезмерна: на каждый диск падает лишь незначительная часть нагрузки. Встав на ноги и укрепив поясничный отдел на опоре таза, а шейный – на опоре малоподвижного грудного отдела, мы значительно осложнили положение тела в пространстве. Стремясь упасть вперед под влиянием земного притяжения, тело создает наибольшие нагрузки в зоне "точки опоры" – на границе подвижной поясницы и неподвижного таза. Происходит это в условиях неблагоприятного варианта рычага первого рода: короткое плечо – поясница ниже зоны опоры (нижние диски), длинное – все остальное тело. При вытянутых вперед руках это длинное плечо еще более увеличивается.

Подсчитано: когда поднимают на вытянутых руках предмет весом в 10 килограммов, на нижнепоясничные диски приходится нагрузка в 120 килограммов. Как же не выпячиваться тому самому "раствору между кирпичами" – диску между четвертым и пятым позвонками, между пятым позвонком и крестцом? Здесь, так же как и на нижнешейном уровне позвоночника, часто развивается остеохондроз. Вот почему в течение жизни каждый второй человек испытывает боли в пояснице или ноге, в глее или руке. В наименее совершенном звене организма чаще и происходит "поломка". Таким образом, остеохондроз не просто болезнь века, но и болезнь вида. К счастью, это не страшная болезнь: такой относительно малой дани прямохождение стоит».

Профессор Я. Попелянский добавляет, что в нижнепоясничном отделе позвоночника при подъеме тяжести с уровня пола вытянутыми руками возникает растягивающая сила, которая в десять с лишним раз больше нагрузки (благодаря соотношению длинного плеча и короткого плеча рычага, равному 1:9).

Мы вынужденно цитируем профессора Я. Попелянского, так как им допущены сразу несколько ошибок.

Во-первых, диски не повреждаются, когда предметы поднимают на вытянутых руках без боковых наклонов и вращательных движений позвоночника. При этом напрягаются главным образом мощные длинные мышцы спины и мышечные блокады дисков позвоночника не возникают. Они имеют место при боковых наклонах, вращательных движениях позвоночника. Необходимым условием их возникновения является несоответствие нагрузок и нагрузочных возможностей глубоких мышц спины. Если это случается при нагрузках, не выходящих за разумно допустимые пределы, нужно говорить в первую очередь о недостаточной тренированности глубоких мышц спины, о малоподвижности пострадавшего. Следовательно, мышечные блокады дисков позвоночника (остеохондрозы у Я. Попелянского) ни в коей мере не являются ни платой за прямохождение, ни болезнью вида, ни вечной болезнью. Подобные обвинения в адрес эволюции не имеют никаких оснований. Человечество платит мышечными блокадами дисков (остеохондрозами) не за прямохождение, а за малоподвижность!

Природа в процессе эволюции специально «укоротила» у человека одиннадцатое ребро и еще больше – двенадцатое, а от украшавших наших далеких предков поясничных ребер оставила совсем небольшие поперечные отростки, снабдив их межпоперечными мышцами. Умная природа специально сделала это для увеличения нашей гибкости и подвижности! Иначе человечество просто не смогло бы выжить.

Надо, в конце концов, почаще возвращаться к подвижности детей, если хотите, обезьян, ничего в этом зазорного нет, только польза. И те и другие не знают мышечных блокад дисков («дискогенных остеохондрозов»).

Во-вторых, профессор Я. Попелянский допустил примитивное толкование законов механики. Организм человека, поднимающего предмет с уровня пола на вытянутых руках, не может рассматриваться как рычаг первого рода с жесткими длинным и коротким плечами. Позвоночник человека не является жесткой конструкцией, жесткой балкой, это механически очень сложная гибкая изогнутая цепь с пружинящими элементами (диски, связочный аппарат), снабженная мощными мышечными гасителями нагрузок. Рассматривать такую систему даже приблизительно как рычаг первого рода недопустимо.

Эволюция отработала замечательную универсальную конструкцию гибкой цепи – позвоночника, снабдив ее пружинящими элементами и вариабельными мышечными гасителями нагрузки, конструкцию, одинаково хорошо работающую и в организме человека, и в организме лошади и верблюда.

Профессор Я. Попелянский не имеет никаких оснований заявлять, что при подъеме тяжести с уровня пола на вытянутых руках в нижнепоясничном отделе позвоночника возникает растягивающая сила, которая в десять с лишним раз больше самой тяжести. В абсурдности такого заявления можно убедиться, вспомнив о штангистах, берущих вес 200 килограммов и более. В этих случаях (особенно при неудачных попытках) растягивающая позвоночник сила составляла бы, по утверждению профессора Я. Попелянского, только в статике значительно более 2000 килограммов. Штангист при этом должен быть, скорее всего, просто разорван. Особенно учитывая удвоение нагрузки (итого почти 5000 килограммов!) при динамическом ее приложении, а не в статике, как у Я. Попелянского. Доказательство этому можно найти в любом курсе сопротивления материалов.

Профессор Я. Попелянский допустил еще и целый ряд чисто медицинских «вольных толкований». Среди них рассуждение о возможности обострения заболевания от ничтожных, но неожиданных нагрузок. Или заявление типа: «Заболевание сердца способствует усилению вертеброгенных болей в левой руке». Боли в левой руке при заболеваниях сердца не являются вертеброгенными, это, как известно, результат гипертрофии и дилатации левой половины сердца и вызываемого ими местного сдавливания левой подключичной артерии.

Свою статью в журнале «Наука и жизнь», № 5 за 1984 г. профессор Я. Попелянский назвал броско и претенциозно: «Остеохондроз: плата за прямохождение, или Вечная болезнь». Здесь мы позволим себе сказать – в этом названии ошибочно буквально все: это и не остеохондроз, и не плата за прямохождение, и не вечная болезнь!

Человечество не платит болезнями за прямохождение. Эволюция обеспечила нам прямохождение без болезней при одном условии: мы должны быть такими, какими она нас создала, мы должны быть разумно подвижными, разумно гибкими.

Впрочем, это требование эволюции к нам не единственное, есть и второе требование к прямоходящим! О нем мы будем говорить в следующей главе.

Здесь же рассмотрим еще один вопрос, который служит источником многих ошибок: почему мышечные блокады дисков («остеохондрозы») возникают в большинстве случаев в согнутом положении туловища, шеи? Не случайно ведущие специалисты этого отдела медицины стремятся понять роль согнутого положения туловища в этиологии заболевания. Не случайна и попытка приспособить к согнутому положению туловища закон рычага первого рода, который мы критиковали выше. В чем же здесь дело?

Теория мышечных блокад дисков дает на этот вопрос четкий ответ: в согнутом положении вынужденно растягиваются, а следовательно, и предварительно напрягаются глубокие мышцы спины. Они уже напряжены, но еще не приступали к исполнению своих основных обязанностей – сокращению для обеспечения боковых наклонов и вращательных движений. Перегрузка глубоких мышц спины (за этим следует рефлекторный их спазм) как раз и наступает чаще всего, когда осуществляется боковой наклон или вращение туловища в предварительно (или одновременно) согнутом положении, т. е. когда глубокие мышцы спины работают на боковой наклон, вращение в предварительно (или одновременно) напряженном за счет наклона вперед состоянии.

Всякое сгибание туловища, шеи отнимает у глубоких мышц спины часть их рабочих возможностей. Это равносильно выполнению боковых наклонов и вращений более слабыми глубокими мышцами спины. Отсюда неизбежное увеличение числа заболеваний в согнутом положении.

На том же основании назначение вытяжения при «остеохондрозах» поясничного отдела позвоночника в лечебных целях недопустимо, так как оно усиливает, закрепляет рефлекторный спазм перегруженных глубоких мышц спины.

Из книги Библия секса автора Пол Джоанидис

Из книги Сыроедение автора Аршавир Тер-Ованесян (Атеров)

Глава о неприличных словах Глава 3 Вы можете заинтересоваться, почему глава о неприличных словах расположена в самом начале этой замечательной в остальном книги. Наверное, в этой главе есть нечто больше, чем просто неприличные слова. Эта глава, так же как и другие в этой

Из книги Пластичность мозга автора Норман Дойдж

Современное человечество очень далеко от цивилизованного состояния До тех пор, пока люди будут продолжать настаивать на потреблении вареной пищи, не будет на земле ни действительной цивилизации, ни продолжительного мира. Это пищевые наркоманы порождают на земле все

Из книги Новый взгляд на остеохондроз: причины и лечение автора Марк Яковлевич Жолондз

Крысы спасут человечество Прошли годы с тех пор, как Марк Розенцвейг провел свои, столь вдохновившие Барбару, эксперименты с крысами, выросшими в «обогащенных» условиях. За это время в лабораториях самого Розенцвейга и других ученых было получено множество данных,

Из книги Система «Мудрый организм». 5 способов научить организм быть здоровым в любом возрасте автора Владимир Алексеевич Шолохов

Глава 8 Человечество не платит за прямохождение В свое время К. Шморль обнаружил возрастные изменения костного аппарата позвоночника (деформирующий спондилоз). Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. Здесь же мы покажем, как сторонники теории остеохондрозов

Из книги Китайская медицина для здоровья и долголетия автора Юнь Лун

Глава 2. Расплата за прямохождение Позвоночник – «ствол», от которого зависит здоровье всего организма. У него две взаимосвязанные функции: опорная и двигательная. Они постоянно взаимодействуют. Если неправильно двигается какая-либо часть тела, соответствующие участки

Из книги Боевой гимн матери-тигрицы автора Эми Чуа

Глава 8 41. «Весны и осени Лю Бувэя» («Люйши чуньцю») – один из важнейших памятников письменной культуры Древнего Китая III в. до н. э., вобравший в себя сведения по самому широкому спектру тем.42. «Чжуан-цзы». Философский трактат, названный по имени автора, одного из

автора Ефремов О. В.

Глава 15 59. «… в надписях на костях». Кости животных и панцири черепах использовались в Древнем Китае при гаданиях. Письменные знаки, обнаруженные на костях и панцирях, являются древнейшей китайской письменностью, изучение которых позволяет реконструировать некоторые

Из книги Холестерин: еще один великий обман. Не все так плохо: новые данные автора Олег Ефремов

Глава 4 Чуа Моя фамилия - Чуа (Кай - на мандаринском), и я люблю её. Мои близкие - выходцы из южной китайской провинции Фуцзянь, известной своими филологами и учёными. Один из моих предков со стороны отца, всесторонне образованный Чуа By Ненг, был астрономом императора Шэнь

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Сергей Михайлович Гладков

Из книги Тело как феномен. Разговор с терапевтом автора Юрий Иосифович Черняков

Незнание или умысел: что получит человечество вместо холестерина? По итогам всего, что было сказано в этой книге, пришла пора сделать выводы и дать хотя бы лично себе ответ на вопрос: все человечество, целый земной шар - они были обмануты «холестериновой войной»

Из книги Скрытые возможности нашего мозга автора Михаил Г. Вейсман

Из книги Природа человека (сборник) автора Илья Ильич Мечников

Головная боль - расплата за прямохождение Когда Вильям Гарвей в 1628 году предложил высокому собранию английских врачей свое «Исследование о движении сердца и крови у животных», он вряд ли предполагал, что три столетия спустя, в XX веке, нарушения этого движения станут

Из книги автора

Кора больших полушарий мозга: чем именно обязано ей человечество? Как и гематоэнцефалический барьер (а то и гораздо больше него), кора головного мозга заслуживает того, чтобы для разговора о ней выделить самостоятельную главу.Не существует двух разных людей с абсолютно

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц)

Н. И. Сонин, М. Р. Сапин
Биология. Человек. 8 класс

Дорогие друзья!

В этом году вы продолжите изучать основы биологии. Познакомившись в предыдущих классах с общими закономерностями строения и жизнедеятельности живых организмов, с многообразием форм жизни, вы готовы к познанию человека как высшей формы живой материи.

Человек – часть живой природы. Ему свойственны все процессы, присущие другим живым организмам, он подчиняется биологическим законам и сам является доказательством их справедливости.

Знания, которые вы получите на протяжении курса «Человек», не только интересны, но и необходимы для сохранения вашего здоровья и здоровья окружающих вас людей. Вы узнаете не только о строении собственного тела, о процессах, протекающих в вашем организме, но и получите сведения о месте человека в системе органического мира, о доказательствах эволюции, о человеческих расах и их происхождении. Но главное, вы узнаете, как сохранить своё здоровье, как уберечься от инфекции, как помочь самому себе и оказать первую помощь другим людям.

Знания, приобретённые вами при изучении данного курса, помогут вам понять, что организм – очень хрупкая система. Она может дать сбой или вовсе разрушиться под действием никотина, наркотиков, алкоголя, при несоблюдении режима питания, режима работы и отдыха, при неразумном риске здоровьем и жизнью во время занятий некоторыми экстремальными видами спорта. С другой стороны, возможности человеческого организма огромны. При разумном, грамотном с точки зрения биологических знаний отношении к своему организму вы можете достичь физического совершенства, развить свои умственные и творческие способности, совершенствовать эмоциональную сферу, сохранить здоровье и тем самым продлить свою жизнь.

Приступая к работе с учебником, вспомним, как следует им пользоваться. Учебник построен так, чтобы обучение было интересным. Каждая тема содержит основной материал, который обязателен для изучения, и дополнительный.

Внутри основного текста вам встретится материал в рамке. Обратите на него внимание. Эти дополнительные сведения важны при изучении основного материала темы. Текст, ограниченный сбоку бежевой полосой, содержит любопытные факты, которые расширяют кругозор и могут пригодиться в будущем. Многие темы учебника содержат ещё дополнительный материал для чтения – короткие рассказы, например «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова», «Пропорции тела», «Работы А. А. Ухтомского и П. К. Анохина» и многие другие.

Каждая тема заканчивается блоком вопросов и заданий. Они помогут вам проверить и обобщить полученные знания. Закрепить знания поможет выполнение заданий в рабочей тетради, решение тестов и проведение лабораторных и практических работ. Выполняя эти задания, вы будете работать с рисунками и схемами, таблицами и дополнительным материалом. Вы научитесь сравнивать и анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал и доказывать свою точку зрения.

В рабочей тетради каждая тема курса завершается большим блоком тренировочных заданий, построенных в полном соответствии с ГИА и ЕГЭ. Не забывайте выполнять их. Это поможет вам подготовиться и успешно пройти ГИА, а в дальнейшем и сдать ЕГЭ.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.

Этот материал поможет вам подготовить разнообразные проекты, сообщения и презентации. Список примерных тем для самостоятельной творческой работы вы найдёте в конце учебника. Многие из этих работ вы можете делать совместно с вашими одноклассниками. Для этого составьте план вашей будущей работы и распределите задачи.

Мы уверены, что изучать человека вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится вам в вашей жизни.

Желаем успехов!

Место человека в системе органического мира

Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.

Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далёких предков.

Вы уже знаете, что в системе животного мира учёные относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).




Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

ЧЕЛОВЕК – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ХОРДОВЫХ. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет – хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения – сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С МЛЕКОПИТАЮЩИМИ ОСОБЕННО ВЕЛИКО. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго – по несколько недель или даже месяцев – вынашивают плод в своём теле.



Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37 °С.

В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щёк; четырёхкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желёз с сосками.

ЧЕЛОВЕК, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТРЯДА ПРИМАТОВ, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабжёнными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).



РУДИМЕНТЫ И АТАВИЗМЫ – важное доказательство родства человека и животных.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные рёбра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения людей с хвостом или сильным оволосением всего тела и даже лица. Появление таких признаков называют атавизмом.

Всё это указывает на несомненное родство человека и животных.

Разумеется, – и это очевидно – между человеком и животными есть и принципиальные различия. Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека несравненно выше, чем у животных. Человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью, ему свойственно прямохождение. Есть у человека и другие отличия, особые, присущие только ему черты строения. Обо всём этом вы узнаете в следующем разделе книги.


Рудименты у человека (для сравнения показаны глаз птицы и ухо обезьяны)


Атавизмы у человека

В чём сила человека?

Есть расхожее выражение: «Человек – царь природы». Почему так говорят? Ведь человек слаб! Скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека. У орла зрение гораздо острее, чем у нас. Нашим ногтям и зубам не сравниться с мощными когтями и зубами льва и даже с коготками и зубками соболя и кошки, а наша сила, разумеется, значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более – леопарда, тигра, слона.

И всё же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду: это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объёмное цветовое зрение.

В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества.

Основная особенность человека – высокоразвитый головной мозг. Он очень крупный, его масса (примерно 1300–1500 г) составляет 1 / 40 от массы тела!



Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому и абстрактному мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движений.

Человек передвигается, в отличие от других животных, на двух ногах, поочерёдно перенося свой вес с пятки на пальцы ноги. Такое движение требует координированной работы мышц спины, таза и ног. Мы можем не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Мы пользуемся чуткими и гибкими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, чтобы сжимать предметы с необходимой силой. Используя те или иные орудия труда, мы можем гораздо эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие.

Глаза человека могут отчётливо фокусировать изображения, очень точно определять расстояния и различать не только цвет, но и форму и яркость освещения предметов. Такими способностями обладают очень немногие млекопитающие. Мы можем следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, значительно возвышаясь над поверхностью земли, позволяет нам видеть гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров.


Нога и ступня действуют подобно рычагу


Человек обладает бинокулярным зрением


Руки человека

Чем человек заплатил за прямохождение

В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Однако, к сожалению, одновременно с этим появились и предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний.

Упругость многочисленных связок и хрящевых прослоек между позвонками делает позвоночник прочной и гибкой опорой для тела. Однако поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это, в свою очередь, приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке и, наконец, к нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит – и к разным заболеваниям.

При больших, чрезмерных нагрузках (избыточная масса тела, длительное стояние) происходит ослабление сводов стопы. Своды стопы прогибаются – развивается плоскостопие. В результате изменяется походка, появляются неприятные ощущения, даже боли в области стоп.

В стенках тела (особенно брюшной полости) имеются участки, которые при плохом физическом развитии, отсутствии нагрузок могут стать «слабыми местами» и как результат – зонами образования грыж (паховой, бедренной, диафрагмальной и др.). Здесь через слабые участки брюшных стенок под кожу могут выпячиваться петли кишки, большой сальник и другие органы.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Кровь, чтобы вернуться от ног обратно к сердцу, должна преодолеть силу тяжести на протяжении более 1 м. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведёт к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям.

Проверьте свои знания

1. Какими признаками хордовых обладает человек?

2. С животными какого класса у человека можно обнаружить наибольшее сходство? Перечислите эти черты сходства.

3. Почему великий систематик К. Линней включил человека в отряд приматов?

4. Какие органы человека называют рудиментарными? Приведите примеры таких органов.

5. Дайте определение понятия «атавизм». Какие атавизмы могут встречаться у людей? Выясните, характерны ли атавизмы для животных. Если да, то какие?

6. Приведите примеры действий, которые человек выполняет лучше, чем животные; хуже, чем животные.

7. Приведите доказательства общности происхождения человека и животных.

Работа с компьютером

http://ru.wikipedia.org (Рудиментарные органы. Атавизмы)

Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный.

Рудиментарные органы – доказательство родства человека и животных. Рудименты – это органы человека, со временем утратившие своё значение (хвостовые позвонки, ушные и хвостовые мышцы, волосяной покров на теле).

Атавизм – появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае – у человека) признаков, которые существовали у их отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Эволюция человека

История появления человека сложна и противоречива. Многие современные учёные считают, что эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Широко распространённая во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный.

Учёным трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых останков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид.

РАМАПИТЕК. Ряд учёных полагают, что только 14 млн лет назад на нашей планете появилось животное, которое можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, Восточной Африки. Его коренные зубы были более широкими и плоскими, чем зубы первых человекообразных обезьян, а между резцами и коренными зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.

АВСТРАЛОПИТЕК. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Их многочисленные останки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст останков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120–130 см, масса 25–45 кг), с плоским лицом и объёмом мозга, равным в среднем 530 см 3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека человеком ещё нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда – один из основных признаков человека).



ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ. В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объём его головного мозга был значительно больше – до 650–1100 см 3 . Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам. Значит, он мог держать в руках орудия и использовать их в работе. Действительно, учёным удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Учёные дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.

В дальнейшей эволюции человека большинство учёных выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди, современные люди.

ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ. Останки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке. Значит, люди этого типа были широко расселены по нашей планете. Всех их объединяют под общим видовым названием Человек прямоходящий, и они являются бесспорными представителями рода Человек. Они жили от 1 млн до 300 тыс. лет тому назад. Первые ископаемые останки человека прямоходящего были обнаружены голландским учёным Е. Дюбуа в 90-х гг. XIX в. на о. Ява. Это было существо среднего роста (160 см) с объёмом головного мозга до 1100 см 3 . Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. В то же время череп его имел многочисленные отличия: низкий лоб, над глазами мощные надбровные дуги, массивная и тяжёлая нижняя челюсть, слабо выделяющийся подбородочный выступ.


Австралопитек


Человек умелый


Древнейшие люди вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения, мясо. Жили они группами – так легче было защищаться от врагов, находить пищу, охотиться, строить жилища. Находки, сделанные в Китае, говорят о том, что древнейшие люди могли пользоваться и огнём.

Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и зачатков речи.

НЕАНДЕРТАЛЕЦ. Стадия древних людей представлена большим числом находок (свыше 100) в Европе, Азии, Африке. Жили древние люди 300–400 тыс. лет тому назад. Все они относились к одному виду – Человек неандертальский, названному так в честь долины Неандерталь (Германия), где в горах были обнаружены скелетные останки этого древнего человека. Череп неандертальца был более куполообразным и вмещал мозг объёмом до 1600 см 3 . Несмотря на это, во внешнем облике неандертальца было ещё много примитивных черт. Так, надбровные валики всё ещё выступали над глазами, подбородочный выступ был развит не очень сильно.

Рост неандертальцев достигал 170 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время – в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду.

Жили неандертальцы небольшими группами, по 15–20 человек. У них существовало разделение труда: взрослые мужчины охотились на крупных животных (например, оленей) и даже на таких гигантов, как мамонты; женщины и дети поддерживали огонь, собирали съедобные растения, охотились на мелких животных и птиц. Неандертальцы изготавливали из камня различные инструменты – скребки, ножи, топоры и молотки, наконечники для копий.

Люди современного типа, как полагают учёные, появились примерно 40 тыс. лет назад. Постепенно они заселили всю Землю и какое-то время существовали одновременно с неандертальцами.

КРОМАНЬОНЕЦ. Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами (в честь местности Кро-Маньон, Франция, где впервые были найдены останки людей современного типа в Европе). Это были высокие, рослые люди (до 180 см), объём их мозга достигал 1800 см 3 . Кроманьонцы обладали всеми признаками современного человека: высокий лоб, хорошо развитый подбородочный выступ. Они изготавливали сложные костяные и каменные орудия, строили жилища и добывали огонь. Кроманьонцы приручали и разводили животных, занимались земледелием. Развивалось искусство.

За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду – Человек разумный. К нему же относимся и мы с вами.


Неандерталец


Кроманьонец

Проверьте свои знания

1. Какие основные доводы приводят учёные, утверждающие, что человек произошёл от обезьян?

2. Какое древнее животное, обитавшее на нашей планете более 10 млн лет назад, является возможным предком человека?

3. Назовите особенности внешнего строения австралопитеков.

4. Чем человек умелый отличался от австралопитека? Какие признаки указывают на то, что человек умелый стал родоначальником рода Человек?

5. Охарактеризуйте человека прямоходящего. Почему он получил такое название?

6. Что указывает на более высокий уровень организации неандертальцев в сравнении с древнейшими людьми?

7. Какие орудия могли изготавливать неандертальцы?

8. Как называют первых ископаемых людей современного типа? Когда они появились? К какому виду их относят?

9. Какие ещё взгляды на происхождение человека вам известны?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

1. http://www.antropos.msu.ru/ (Научно-исследовательский институт и музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова)

2. http://www.ebio.ru/che01.html (Люди каменного века)

Предшественниками человека были ископаемые высшие обезьяны, обитавшие в Южной и Восточной Африке.

Человек умелый – очевидно, первый представитель самых древних людей – уже изготавливал каменные орудия.

В процессе эволюции человека выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди и современные люди.

Представителем древнейших людей является человек прямоходящий, древних – неандерталец, современных – кроманьонец.

Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.

Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далеких предков.

Вы уже знаете, что в системе животного мира ученые относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).

Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Человек представитель хордовых. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней - первичная кишка.

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения - сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

Сходство человека с млекопитающими особенно велико. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго - по несколько недель или даже месяцев - вынашивают плод в своем теле.

Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37°С.

В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды - диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щек; четырехкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желез с сосками.

Человек, как представитель отряда приматов, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабженными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела- короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Рудименты и атавизмы - важное доказательство родства человека и животных.

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные ребра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения людей с хвостом или сильным оволосением всего тела и даже лица. Появление таких признаков называется атавизмом.

Все это указывает на несомненное родство человека и животных.

Разумеется, - и это очевидно - между человеком и животными есть и принципиальные различия. Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека несравненно выше, чем у животных. Человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью, ему свойственно прямохождение. Есть у человека и другие отличия, особые, присущие только ему черты строения. Обо всем этом вы узнаете о следующем разделе книги.

В чем сила человека?

Есть расхожее выражение: "Человек - царь природы". Почему так говорят? Ведь человек слаб! Скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека. У орла зрение гораздо острее, чем у нас. Нашим ногтям и зубам не сравниться с мощными когтями и зубами льва и даже с коготками и зубками соболя и кошки, а наша сила, разумеется, значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более -- леопарда, тигра, слона.

И все же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду: это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объемное цветовое зрение.

В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества.

Основная особенность человека - высокоразвитый головной мозг. Он очень крупный, его масса (примерно 1300-1500 г) составляет 1/40 от массы тела!

Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому и абстрактному мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движений.

Человек передвигается, в отличие от других животных, на двух ногах, поочередно перенося свой вес с пятки на пальцы ноги. Такое движение требует координированной работы мышц спины, таза и ног. Мы можем не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Мы пользуемся чуткими и гибкими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, чтобы сжимать предметы с необходимой силой. Используя те или иные орудия труда, мы можем гораздо эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие.

Глаза человека могут отчетливо фокусировать изображения, очень точно определять расстояния и различать не только цвет, но и форму и яркость освещения предметов. Такими способностями обладают очень немногие млекопитающие. Мы можем следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, значительно возвышаясь над поверхностью земли, позволяет нам видеть гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров.

Чем человек заплатил за прямохождение

В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Однако, к сожалению, одиоврсмсппо с этим появились и предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний.

Упругость многочисленных связок и хрящевых прослоек между позвонками делает позвоночник прочной и гибкой опорой для тела. Однако поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это, в свою очередь, приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке и, наконец, к нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит - и к разным заболеваниям.

При больших, чрезмерных нагрузках (избыточная масса тела, длительное стояние) происходит ослабление сводов стопы. Своды стопы прогибаются - развивается плоскостопие. В результате изменяется походка, появляются неприятные ощущения, даже боли в области стоп.

В стенках тела (особенно брюшной полости) имеются участки, которые при плохом физическом развитии, отсутствии нагрузок могут стать слабыми местами и как результат - зонами образования грыж (паховой, бедренной, диафрагмальной и др.). Здесь через слабые участки брюшных стенок под кожу могут выпячиваться петли кишки, большой сальник и другие органы.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Кровь, чтобы вернуться от ног обратно к сердцу, должна преодолеть силу тяжести на протяжении более 1 м. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям.

Проверьте свои знания

  1. Какими признаками хордовых обладает человек?
  2. С животными какого класса у человека можно обнаружить наибольшее сходство?
  3. У животных какого типа центральная нервная система имеет трубчатое строение и располагается ближе к спинной поверхности тела?
  4. Какие животные имеют диафрагму?
  5. Что общего у человека и человекообразных обезьян?
  6. Какие органы человека называют рудиментарными?
  7. Какие вы знаете рудиментарные органы?

Подумайте

Почему великий систематик К. Линней включил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?

Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный.

Рудиментарные органы - доказательство родства человека и животных. Рудименты - это органы человека, со временем утратившие свое значение (хвостовые позвонки, ушные и хвостовые мышцы, волосяной покров на теле).

Атавизм - появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае - у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.