Сценарий праздника реки волги «ее величество река волга. матушка великой руси». Сценарий концерта, посвященного великой русской реке - волге Сценарий мероприятия для детей про волгу

Как по Волге –матушке, по реке –кормилице

Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована при проведении различных просветительных, воспитательных, массовых мероприятий по экологии, краеведению, как сценарий для внеклассных мероприятий,классных часов в учреждениях дополнительного и общего образования.

Мероприятие рассчитано для детей 8 -15 лет. Продолжительность 60 минут.

Мероприятие разработано с целью развития экологической культуры учащихся, воспитания бережного отношения к природе, привлечения детей к активным действиям по ее охране и познанию окружающего мира.

Задачи: Образовательная цель: - расширить знания учащихся о реке Волга, источнике реки Волги, ее богатствах и ее экологических проблемах, а также о способах решения этих проблем силами подрастающего поколения; - побудить познавательный интерес к изучению истории реки Волги, к происхождению ее названия; - расширить представления учащихся о использовании вод реки для нужд человека. Воспитательная цель: -воспитывать патриотизм, любовь к Родине, родному краю, его природе; - формировать интерес к истории реки Волги; -вырабатывать активную жизненную позицию в деле охраны природы; - повысить уровень экологической культуры учащихся, создать атмосферу единения зрителей и участников; - способствовать развитию коммуникативных навыков поведения. Развивающая цель: -заинтересовать детей предметом "Экология", "Краеведение", "География"; - обеспечить содержательный досуг детей, настроить их на дальнейшее саморазвитие. -содействовать укреплению межпредметных связей; - способствовать развитию у детей творческого мышления, слухового восприятия,творческой инициативы, речи, памяти, внимания, расширению кругозора.

Форма проведения: экологический информационно-познавательный час;

Методы используемые при проведении мероприятия:
- словесные (рассказ с элементами поисковой беседы); - наглядные (демонстрация иллюстративного материала, просмотр видеоролика, слайдовая презентация и слайдовая викторина); - практические (работа с раздаточным материалом)

Новизна: Новизна мероприятия заключается в организации информационного мероприятия для воспитанников разного возраста.

Актуальность данной разработки в том, что во время мероприятия происходит переосмысление значимости реки Волга в жизни россиян, активизация познавательных интересов в области экологии, краеведения, географии.

Сознательная любовь к Родине начинается с познания нового и интересного об объектах природы родного края. Расширив и углубив знания о реке Волга и ее значении, у учащихся возникает желание стать защитником природы, а возможно и желание получить профессию "Эколог".

Методические приемы: - логические (составление пословиц, выводы, обобщения); - организационные (работа групповая, индивидуальная) - технические (видеофильм, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение)

Оборудование:

1) карта Ивановской области,

2) карточки со словами Плес, Кинешма, Юрьевец, Пучеж, Приволжск, Заволжск, Наволоки., Афанасий Никитин, И.И.Левитан, Ф.И.Шаляпин, А.Н.Островский, А.П.Чехов,

3) компьютер; проектор; экран; микрофоны; презентация; видеофильм о реке Волга; стихи, поговорки о Волге; записи песен о Волге и музыкальных заставок,

4) гербы Ивановской области: Плеса, Кинешмы, Юрьевца

5) выставка книг и репродукции с картин И.Репина « Бурлаки на Волге»

Ожидаемый результат:

Развитие активного познавательного интереса к получению информации о истории реки Волга, ее значении в жизни человека и влиянии человека на экологическое состояние реки;

Утверждение в сознании обучающихся экологических правил поведения в природе;

Желание учащихся принимать активное участие в природоохранных мероприятиях;

Повышение интеллектуальной, творческой активности учащихся;

Расширение зоны творческих возможностей и круга интересов учащихся;

Развитие коммуникативных навыков поведения;

Улучшение эмоционального состояния от участия в мероприятии;

Методическая разработка может быть переработана, видоизменена и проведена в любой другой форме: урока - знакомства, урока - путешествия, праздника, альманаха и т.д.

Структура мероприятия:

Организация мероприятия.

Информационный блок.

Закрепление полученных знаний.

Подведение итогов.

Ход проведения мероприятия

Организационная часть.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, учителя, гости. Сегодня мы готовы открыть вам тайны реки Волга. Почему именно сегодня? Выбор сегодняшней даты не случаен, посмотрите как много знаменательных дней в октябре Всемирный день сельскохозяйственных животных.

Неделя в защиту животных.

Всемирные Дни наблюдения птиц.

День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы.

Всемирный День охраны мест обитаний.

День Российских заповедников.

Последняя неделя октября - Дни Волги.

Сейчас идет последняя неделя октября, а значит мы не можем не говорить о Волге.

Информационная часть.

Ведущий: Ребята, какие вы знаете реки, протекающие по территории нашей области? Какая самая большая река? Кто из вас был на Волге? Какое впечатление она произвела на вас?

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Волге, побываем в городах нашей области, которые расположены на этой реке. Волга –одна из самых больших рек в России. Много столетий несет она свои воды с севера на юг. За большие и щедрые дары ее назвали матушкой-рекой. На берегах великой реки находили приют убежавшие от жестоких хозяев простые люди. Ее воды бороздили струги Степана Разина. Бурлаки тянули бечевой баржи с товарами.

На ее берегах расположены такие города нашей области как Плес, Кинешма, Юрьевец, Пучеж.

Река Волга берет начало в краю лесов и озер, где климат влажен и дожди часты. Ее родина - Тверская область, село Волговерховье. Если от села спуститься вниз к болоту, то можно увидеть деревянный сруб- это маленькая часовенка.

У колодца надпись:"Исток Волги», Ключ, который хранится в этой часовне, является родником Волги.

Он вырывается из земли маленькой, серебристой струйкой воды. От нее веет прохладой даже летом, когда припекает солнце. Трудно себе представить, что ручеек без имени превратится в могучую полноводную реку, по ней поплывут корабли и баржи, ее воды наполнят поля и заставят вращаться турбины электростанций. Как жизнь человека начинается с детства, так и наша великая русская река на Валдае начинается с маленького родничка.

Ученик:

А было так: часовня на болотце
И окающий говор знатока.
Отсюда Волга-матушка берется,
Великая российская река.

Окно воды – само себе начало,
И наши лица виделись в воде.
О, если есть божественность начала,
То здесь оно, бесспорно, как нигде.

Да, только здесь, где как глазищи совьи,
Глядят кувшинки в годы и века,
И Волга начинается в часовне
Едва приметным пульсом родника.

Ведущий. Волга одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры.


А подробнее нам про Волгу расскажет 7б класс.

Ученик 1: Волга – крупнейшая река нашей страны. Волга течет по зоне лесов, затем по лесостепи, степи и далее до Каспийского моря по полупустыни. У Волги очень много крупных притоков. Они питают красавицу реку и делают полноводной (учащийся сопровождает текст показом на карте).

Ученик 2: Волга – река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города, способствует развитию экономических связей.

По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. По берегам ведутся разработки песка. Волга дает много рыбы.

Ученик 3: Животный мир Волги насчитывает около 580- видов. В ней обитает до 75 видов рыб, из них 40- промысловых: вобла, волжская сельдь, лещ, судак, сом, сазан, чехонь, жерех. плотва, густера, налим, окунь, щука. Ценные породы рыб: белуга, осетр, севрюга, стерлядь лотос (

Ученик 4: По берегам Волги и в самой реке растет тростник, камыш, кубышка, рогоз и, конечно, лотос (учащийся сопровождает текст показом на слайде).

Презентация (примерные слайды)

Жестовая песня « Золотые маковки церквей над рекою..» Исполнитель: Виктория Черенцова

Ведущий: Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтобы отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой.

Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга кормилица, она и поит людей, растения, животных. По берегам Волги издавна селились люди. На берегах Волги стоит 440 городов.

Ученик: И открывается с откоса, сбегая к Волге под откос,

Над синей –синей гладью плеса в густой росе зеленый Плес

Презентация про город Плес. (частичная)

Экскурсовод –ученик 6 б класса: Плес- один из очаровательных уголков на Волге. Ему дано немало определений: жемчужина Волги, изумруд севера, северная сказка, город-улыбка. По преданию на месте Плеса существовал город Чувиль. Был он назван по имени певчей птички чувильки. Город Плес был построен московским князем Василием I в 1410 году как сторожевая крепость. Одним из основных занятий его жителей была рыбная ловля.

Рыбаки из Плеса поставляли к царскому двору.

Второй экскурсовод-ученик: У Плеса есть свой герб, река на гербе обозначает широкий волжский плес.

Ведущий: Летом 1888 года еще мало кому известный молодой пейзажист Исаак Левитан плыл по Волге из Нижнего Новгорода.

Художник был грустен, даже уныл. И вдруг взгляд живописца привлек внимание маленький городок, убегавший от воды в зелень берез и елок. На бугре стояла бревенчатая церковка, а вокруг нее –темный лес.

Сценка (два ученика одеты в костюмы капитана и живописца)

Что за место?

Город Плес, точнее сказать городишко…

Третий экскурсовод-ученик: Так случайно И.Левитан встретился с Плесом. Левитан ездил в Плес три лета подряд. Написал несколько больших полотен и около 50 этюдов. В городе Плесе находится музей И.Левитана(демонстрация портрета и его репродукций)


Ведущий : А наше путешествие продолжается …

Ученик:

Свежим ветром потянуло от реки,

Окунулась чайка в зыбкую волну.

Где-то близко пароходные гудки

Предрассветную вспугнули тишину.

Все на свете города не перечтешь,

Только, кажется, нет Кинешмы милей,

Ты и в будни, ты и в праздники хорош-

Порт сегодняшних и завтрашних морей.

(Н. Михеев)

Презентация про город Кинешма. (частичная)

Четвертый ученик –экскурсовод 11б класса : Кинешма имеет многовековую историю. Сначала это было небольшое рыбацкое поселение. Название « Кинешма» появилось во второй половине 14 века. В 17 веке Кинешма представляла из себя селение из 285 дворов, обнесенное высокой деревянной стеной и валом.

Пятый экскурсовод –ученик: В Кинешме регулярно устраивались ярмарки. Именно поэтому на гербе изображены два свертка полотна в знак того, что город « оными производит знатный торг» (демонстрация герба)

Ведущий: Кинешму посещали А.Н Островский, А.П.Чехов, Ф.И. Шаляпин

Запись песни «Вниз по матушке - по Волге» в исполнении Ф. Шаляпина.

Ученик

А внизу, пред подножием глинисто-рыжих холмов,

Полон бодрого гула,

Расстилается Юрьевец лентой садов и домов,

Унжа к Волге прильнула…

(Д.Семеновский)

Презентация про Юрьевец.


Шестой экскурсовод-ученик 9 б: С высокого волжского берега далеко видно во все стороны: не движется ли где ладья, не грозит ли какая беда. Здесь в 19225 году великий князь владимирский Юрий II Всеволодович основал город и назвал его « во свое имя» Юрьевом. Не раз город сгорал дотла во времена монголо-татарского нашествия и вновь отстраивался. Здесь всегда была большая пристань. Через город шли баржи с товарами вниз по Волге. Вереницу бурлаков в лохмотьях и в разбитых лаптях, в перекинутых через плечи и грудь лямках изобразил в картине «Волга под Юрьевцем» А.К.Саврасов.

Ведущий: На гербе Юрьевца изображена крепостная башня. Цвета лазури, золота и серебра обозначают красоту, величие и верность.

Ведущий: последняя остановка в нашем путешествии по Волге –город Пучеж.

Ученик:

Сколько света, сколько сини,

Льны да льны на сто дорог…

Пучеж – звездочка России,

Славный волжский городок.

(А. Ильичев)

Презентация про город Пучеж.

Седьмой ученик –экскурсовод 10б класс: Первое упоминание о Пучеже относится к началу 17 века. Название города происходит от слова « пучина» , «пучища», « пуща», что означает – низина, топкое место. Его жители занимались торговлей, рыболовством, огородничеством. Герб города.

Город Пучеж существует и по сей день, но вся его старая часть ушла под воды Горьковского водохранилища в 1955–1957 годах.

В связи с грядущим затоплением города было принято решение о переносе Пучежа на более высокое место. Часть деревянных зданий была перенесена в новый город, а все каменные постройки были разрушены. Отстроенный заново город существует и сегодня: на 2017 год его население составляет 7624 человек.

Восьмой ученик –экскурсовод : В Пучеже проходили большие ярмарки. Торговали лесом, льном, деревянными изделиями и вышивками. Пучежская строчка была знаменита на мировых рынках. Поэтому символика герба не случайна. Пучежские мастерицы славились своей вышивкой-строчкой. Сказочная птица на гербе, как птица Феникс, возрождающаяся из пепла по легенде, появляется из речной водной глади Волги. Красное поле с синей оконечностью указывает на то, что при строительстве Горьковского водохранилища город был полностью затоплен, а потом на высоком берегу был построен новый Пучеж.

Ведущий Мы много говорили о том, как прекрасна Волга, чем она богата, но у нее не все так идеально, у нее большие экологические проблемы. Всего 60 лет назад наша волжская вода считалась питьевой. Теперь она очень грязная. Наш дом – река Волга красавица в опасности. С каждым годом вода становится все грязнее. Кто же загрязняет Волгу?

Ученик: Основные источники загрязнения воды связаны с человеком: нефтепереработка, только 1 литр нефти способен отравить миллион литров воды.

Ученик: Загрязняет воду транспорт, ядохимикаты пластиковый мусор..

Ученик: По берегам Волги в городах расположено множество заводов и фабрик, которые сбрасывают грязные воды в реку. Рыба в такой грязной воде болеет и погибает.

Ученик: Река перегорожена плотинами, поэтому рыбы не могут свободно проходит по течению Волги.

Ученик: Вокруг Волги горят леса, они загораются от оставленных костров.

Ученик: В бассейне Волги живут 60 млн. человек, которые тоже сильно загрязняют Волгу.

Ученик: И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.

Ведущий. Вода – это дар природы. Без воды жизнь на земле невозможна! Пресная, чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится наше государство.

Закрепление полученных знаний.

Примерный план:

    Викторина «Что? Где? Когда?

    Конкурс пословиц про Волгу.

Раздаются конверты со словами, из них надо правильно составить пословицы о реке Волге.

Волга – добрая лошадка, все свезет. Волга – плыть долго.
Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь. Волга – всем рекам мать

Пока учащиеся составляют пословицы звучит песня о Волге)

3.Конкурс «Узнай и назови».

На экране появляются слайды, учащиеся должны узнать и назвать город, герб.

4.Как мы можем помочь нашей красавице? Назовите правила поведения на отдыхе.

Не бросать в воду мусор.

Не оставлять мусор на берегу. Не сжигать и не закапывать стеклянный, пластиковый, металлический мусор.

Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды.

Не разбрасывать лишние удобрения и ядохимикаты.

Установить современные очистные сооружения на заводах и фабриках.

Расчищать родники и ручьи.

Беречь воду.

Оберегать растения – не рвать кубышки и другие растения.

Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз.

По – возможности помогать животным:

1. Зимой во льду делать лунки, чтобы поступал кислород и рыбам было легче дышать.

2. Весной после разлива в лужах погибает много мальков – вылавливать их и в банках или ведрах переносить в реку.

Ведущий: Дети не бросайте мусор в Волгу, не оставляйте его на берегу!

Давайте будем сохранять воду в Волге чистой, для себя и будущих поколений.

Подведение итогов.

Всем ученикам выдаются памятные буклеты.

Ведущий : Я благодарю всех учащихся и педагогов. Вот и подошел к концу наш экологический информационно-познавательный час. Хочется верить, что информация, которую мы подготовили для вас осталась в памяти каждого. Мы надеемся, что вы не будете равнодушными к проблемам реки Волги и каждый из вас будет, стараться относиться к ней бережно! Берегите и любите нашу Волгу -матушку!

Список источников информации.

1.Азбелева, С.Н., Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней/ С. Н. Азбелева.- Москва: Советская Россия Русская книга, 1992. - 605с.

2.Вардугин, В.И, Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней/ сост. В. И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.-686с.

3.Кожина Т. Н..Рек, озер краса, глава, царица...: Волга как прецедентный знак русской культуры./ Т. Н. Кожина, Н. В. Лекомцева.//Русский язык за рубежом- 2003.-№3, http://www.gramota.ru/biblio/magazines/ryzr/rzr2002-03/

4. Прохоров А.М.. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 160.

5. Пятин В.А., Природа и история Астраханского края./ под ред.В.А. Пятина.- Астрахань: Издательство Астраханского пед. ин-та, 1996.-346 с.

Информационные ресурсы:

1. http ://www . learningrussian . gramota . ru / http ://newciv . relarn . ru /work /2-41/library /dic /v . htm - Происхождение названия реки Волга

2. http://www.interfisher.ru/volga.html - Описание реки Волга

3.http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/gde-naxoditsya-istok-reki-volgi/ -

Где находится исток Волги?

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EB%E3%E0 - Волга, материалы википедии

Поговорки о Волге

Волга – добрая лошадка, все свезет.
Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь.
Волга – плыть долго.

Волга – всем рекам мать

В ложке Волги не переедешь

Волгу переплывет тот, кто опирается на народ.
Нечем платить долгу – ехать на Волгу.
Толокном Волгу не замесишь.
На словах - Волгу переплывет, а на деле – ни через лужу.
Просит осетр дождя, в Волге лежа.

Волга – рекам Родина царица, ни одна не может с ней сравниться.

Популярные песни о Волге

А я без Волги просто не могу! Музыка Е.Мартынова. Слова А.Дементьева

В кольце Жигулей. Слова и музыка Б. Вахнюка

Весной Волга разольется, р.н.п.

Вечерние звезды. Музыка Ю. Якушева. Слова Б. Дубровина

Вниз по Волге-реке. Слова А. Шаховского

Вниз по матушке по Волге, р.н.п.

Волга - главная река. Музыка А. Киселева. Слова В. Татаринова

Волга - песня сама! Музыка В. Челнокова. Слова И. Олениной

Волга в сердце впадает мое. Музыка Б. Савельева. Слова М. Пляцковского

Волга. Музыка В. Казенина. Слова Ф. Лаубе

Волга-реченька. Музыка Г. Пономаренко. Слова Н. Палькина

Волжская лирическая. Музыка Г. Левкодимова. Слова В. Степанова Волжские зори. Музыка А. Климова. Слова М. Агашиной

Дорогой широкой. Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача Душа России. Музыка А. Абрамова. Слова Р. Плаксина

Если Волга разольется... Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача

Есть на свете река. Музыка Ю. Блинова. Слова В. Семернина

Из-за острова на стрежень, р.н.п. Как по Волге-матушке. Слова и музыка В. Высоцкого. Запись мелодии П. Гринчука

Любовь России. Музыка Ю. Маркелова. Слова Е. Евтушенко

Меж крутых бережков. Слова М. Ожегова

Над Волгой. Музыка В. Голикова. Слова В. Макашева

Над Волгой. Музыка В.Федорова. Слова А. Яшунской

Над Волгой. Слова и музыка А. Краснопольского

Нам не жить без России. Музыка С. Нагибина. Слова И. Олениной

Не страшна мне Волга-матушка. Обработка М. Балакирева. СловаА.Кольцова

Пересохни, Волга-речка, р.н.п.

Песня о Волге. Музыка Б. Мокроусова. Слова С. Острового

Песня о Волге. Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача Песня-Волга. Музыка И. Ефремова. Слова В. Семернина

Разлилася Волга широко, р.н.п.

Сормовская лирическая. Музыка Б. Мокроусова. Слова Е. Долматовского

Спасибо, Волга. Музыка Е. Бикташева. Слова Н. Палькина

Течет Волга. Музыка М. Фрадкина. Слова Л. Ошанина

Ты взойди, солнце красное, р.н.п.

Ты скажи, скажи, Волга-матушка. Слова П. Рублева. Музыка Г. Пономаренко

Утес Степана Разина, р.н.п.

Хорошо на Волге жить, р.н.п.

Эй, ухнем! р.н.п.

Стихотворения о Волге

ВОЛГА

Мы русские. Мы дети Волги.
для нас значения полны
Ее медлительные волны,
Тяжелые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена
И Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в нитках света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России это
Гораздо больше, чем река.
И жить мне молодо и звонко,
И вечно мне шуметь и цвесть,
Покуда ты, Россия, есть.

(Евгений Евтушенко)

ВОЛГА
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.

Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.
(Татьяна Лаврова )

РУЧЕЕК

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Скольких разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

(Н.Якушев)

НА ВОЛГЕ- РЕКЕ
Лечу, скользя по водной шири.
Недвижны в небе облака.
Что может быть прекрасней в мире
Тебя, великая река?!

Взлетают чайки, чтобы скоро
Вдали растаять и пропасть.
Неизмеримого простора
Всепобеждающая власть!

По-русски скромная природа
Чарует тихой красотой,
На синем шелке небосвода
Сияет купол золотой.

Как чешуя на сонной рыбе,
Как полированная сталь,
Переливаясь, блещут зыби.
Все шире делается даль.

Перед лицом громадной мощи
Неспешно движущихся вод
Смотрю спокойнее и проще
На то, что душу так гнетет…

И вот я снова на причале,
Но Волга в море унесла
Мои тревоги и печали,
Которым не было числа.
(Дмитрий Степанов)

ВНИЗ ПО ВОЛГЕ

Какая ширь, какая даль!..
Не потому ль, не оттого ли
Так жадно просит сердце воли,
И так томит его печаль?!

Так вот и кинулся ба птицей
Туда - за дальний кругозор,
Где в безднах неба тонет взор -
Над Волгой, русских рек царицей.

Нет! Это чувство - не печаль:
С ним повстречался я впервые...
Привет тебе, родная даль!..
Тебе - могучая стихия!..
(Аполлон Коринфский )

«К Волге»

Конец благополучну бегу!

Спускайте, други, паруса!

А ты, принесшая ко брегу,

О Волга! рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

О Волга, пышна, величава!

Прости!.. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!

Исполнены мои обеты:

Свершилось то, чего желал

Еще в младенческие леты,

Когда я руки простирал

К тебе из отческия кущи,

Взирая на суда бегущи

На быстрых белых парусах,

Свершилось, и блажу судьбину:

Великолепну зрел картину!

И я был на твоих волнах!..

поэт XVIII в. И. Дмитриев

Тополя высокие, стройные стоят,
И на Волгу –матушку
С нежностью глядят.
Я хожу по берегу, вижу корабли,
Но они от берега ой как далеки!
Волга, Волга- матушка,
Русская река, города на Волге-
Родина моя!

Люблю твои закаты золотые

И лунную дорогу у воды,

Рассветы утром, ночи голубые

О Волга, чем богата ты.

Солнышко в воде купалось,

Туманы застилали берега.

И нежная любовь осталась,

Во мне на все века.

Внеклассный час по экологии, 3 класс


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9,
г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию классный час, который поможет молодому поколению видеть красоту родного края, а именно реки Волги. Кроме того, данный материал способствует привлечению внимания к проблемам охраны водоёмов, к их загрязнению. Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям оздоровительных санаториев при проведении внеклассных мероприятий. Классный час ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп. На мой взгляд, воспитывать любовь к своему краю, родным просторам мы должны с раннего детства.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Реки».
Задачи:
- расширять и углублять знания детей о реках в целом и о реке родного края;
- познакомить с проблемами загрязнения воды в реках;
- прививать элементарные навыки экологической культуры;
- воспитывать нравственные ценности: любовь и бережное отношение к природным богатствам своего края; а также чувство гордости за то, что мы - Волжане.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, оформление доски и помещения, деление на группы.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня, я приглашаю Вас посетить необычную фотовыставку. Обратите внимание: на всех этих фотографиях изображена одна замечательная река.
(Ребята рассматривают фотографии Волги в разное время суток).





Учитель:
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут её все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями:
Речку ту узнали Вы?"
Дети: Да! Это река Волга!
Учитель: Нет ни одного жителя нашего города, кто бы, не бывал на Волге, не видел её широты и раздолья, величия и богатства. Бескрайняя ширь Волги подобна русской душе!
(Далее следует информация о реке Волги.
Рекомендуется использовать медиапроектор).


Примерная информация о реке Волге.
Волга самая крупная река в европейской части России и самая большая в Европе. Берёт она своё начало в селе Волго-Верховье, находящееся в Тверской области на Валдайской возвышенности. Протяженность реки - 3530 км. Река протекает по всей территории центральной России, начиная с Тверской области, и впадая в Каспийское море. Около 250 кубических километров воды ежедневно приносит Волга в Каспийское море. Древние называли Волгу – Ра, хотя у них было мало сведений о её точном местоположении и особенностях. Геродот упоминал её, как Араке. Птолемей описывал Волгу, как реку с двумя устьями – в Азовском и Каспийском морях. Хотя для него Дон и Волга это была одна река. У арабов Волга называлась Итиль, что в переводе означает «река». В Средневековье называли реку и Волгой, и Ра, и Етемия, и Ердиль. Мордва именовала реку Рау, татары – Идел, черемисы – Иуль.
Учитель: Наш класс в честь реки Волги носит название «Волжане». Предлагаю вспомнить наш девиз:
«Мы – Волжане!
Смелые! Добрые! Умелые!
Как Волга наша течёт река,
Мы первые во всём, всегда!».

(Дети исполняют песню «Издалека долго течёт река Волга»).
Учитель: 14 марта во многих странах мира отмечается «Международный день рек», ранее этот праздник назывался «Международный день борьбы против плотин, за реки, воду и жизнь», а также «Международный день действий против плотин». И сегодня на классном часе мы с Вами будем говорить о реках. Для начала давайте вспомним строение реки, её части.


Учитель: Всему миру известны слова Константина Бальмонта, который в своем очерке «Волга» написал так: «Вода – зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у неё есть Волга».
Учитель: Я хочу прочитать Вам одну легенду. Послушайте, пожалуйста, внимательно.
Легенда «Волга и Вазуза».
Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почета. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. «Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придет к морю Хвалынскому, та из нас и умнее, и сильнее, и почету достойнее». Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза потихоньку, убежала от Волги, выбрала себе дорогу и прямее и ближе, и потекла. Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять её к себе на руки и снести в море Хвалынское. А все-таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна.


Учитель: Вот такая наша река Волга. А сейчас давайте послушаем ребят, они подготовили стихи о Волге.
(Далее следуют стихи о Волге. Стихи Е. Евтушенко, Т. Лавровой и других авторов).
Примерные стихи о Волге:
Ученик 1:
Мне Волга с рожденья близка и знакома.
Она перед окнами нашего дома.
Налево вода и направо вода,
Качает она облака и суда.
Ученик 2:
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
Её медлительные волны,
Тяжёлые, как валуны.
Ученик 3:
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
И Ангара, и Енисей.
Ученик 4:
Люблю её всю в пятнах света,
Всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России - это
Гораздо больше, чем река.


Ученик 5:
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечёт.
Ученик 6:
Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.
Ученик 7:
Города и сёла умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой весёлой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.
Ученик 8:
Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить!

Учитель: Дорогие ребята, давайте украсим нашу фотовыставку Вашими работами. Предлагаю Вам нарисовать нашу родную, матушку – Волгу.
(Звучит песня о Волге. Дети рисуют свои картины.)


Учитель: Международный день действий против плотин отмечается по инициативе общественной организации «Международная сеть рек» (США). «За реки, воду и жизнь» – вот девиз этого дня и нашего классного часа. Теперь поговорим немного об истории этого праздника.
(Далее следует рассказ об истории праздника.
Рекомендуется использовать медиапроектор.)

Примерный рассказ об истории Международного дня рек.
Следует отметить, что всё началось в 1998 году. Именно в этот день акции протеста прошли в более чем 20 странах мира. Неравнодушные люди Бразилии, Индии, Таиланда, Австралии, России, Японии, США приняли участие в демонстрациях, объявив всему миру свой протест.
Известен такой факт, что из 177 крупнейших рек мира только треть не имеет дамб или других сооружений на своем главном русле. Строительство дамб на реках - это довольно таки опасная тенденция, которая угрожает природе всей планеты. Строительство дамб может влиять не только на реки, но и на другие объекты природы. Дамба задерживает ил, песок и прочие отложения на дне, обедняя луга и болота вниз по течению, а это является основной причиной опустошения земель и гибели флоры и фауны. Сейчас трудно оценить будущий ущерб от изменения естественного течения реки, однако точно известно, что последствия жителей планеты точно не будут радовать.
Все проблемы происходят из самой цели строительства угрожающих миру сооружений – подъёма уровня воды в естественном водоеме и создания водохранилища посредством изменения нормального течения реки. Однако наиболее чудовищным последствием могут стать небывалой силы ураганы, оставляющие без крова, а иногда – и лишающие жизни десятки тысяч невинных людей. Одним из ярких примеров природного отмщения за действия человека явился ураган Катрина: река Миссисипи словно бы восстала против нарушения её экосистемы и смела с лица земли Новый Орлеан.
Таким образом, строительство дамб на всех крупных реках – это серьёзный риск, угрожающий всей жизнедеятельности планеты. Активисты движения против плотин во всём мире добились значительных успехов.
Кроме того, важно понимать, к каким последствиям может привести прорыв крупных плотин, в том числе - к возможным жертвам и разрушениям.

Учитель: И сегодня в Международный день рек мы тоже попробуем привлечь внимание населения всей планеты к довольно острой природной проблеме, по снижению уровня нанесения вреда естественным водам Земли. Как это сделать? Предлагаю Вам, дорогие ребята, создать свой знак «Не навреди!».
(Дети работают в группах. Каждая группа рисует свой знак.
Затем каждая группа защищает свой знак.)

Учитель: Вывод, который мы можем сделать: Берегите природу – она дает людям пищу и кров. Акция 14 марта – это способ призвать к устранению намечающейся мировой катастрофы как можно большее количество землян. Борьба же за сохранение естественного состояния окружающей среды должна происходить изо дня в день усилиями миллиардов людей.

Учитель: В нашей Ульяновской области в Международный день рек проходит единый экологический день.


Учитель: В этот день специалисты проводят обследования технического состояния потенциально опасных гидротехнических сооружений прудов, а также ряд акций по бережному отношению к водным объектам и рациональному использованию водоёмов.
Главной задачей проведения единого экологического дня является привлечение внимания жителей нашего региона к проблемам охраны водных объектов: загрязнению водоёмов, капитальному ремонту гидротехнических сооружений, мониторингу экологического состояния вод, очистке берегов рек и ручьев, сохранению их биоразнообразия.
Все действия проводятся под лозунгом: «Пусть вода несёт жизнь, а не смерть!».
Учитель: В своём стихотворении Жанна Синючкова отметила следующие изменения в Волге. Внимательно послушайте!
И всё же должна я признаться, ребята,
Что Волга другая сейчас, чем когда-то…
От стоков бесхозных огромных объёмов
Становится грязным она водоёмом.
Естественный ход у реки был нарушен.
Ей «доктор» серьеёный и опытный нужен.
В ней рыб промысловых скудеют запасы…
Спасать её надо! Не медлить ни часа!
Пусть будут прозрачными волжские воды!
РЕКА - НЕ КАНАВА ДЛЯ СЛИВА ОТХОДОВ!


Учитель: Ещё один из лозунгов Международного дня рек говорит о необходимости поддерживать чистоту водоёмов, организовывать их расчистку. Что мы можем сделать, для того, чтобы Волга стала чище?
(Обсуждение данного вопроса в форме круглого стола).
Учитель: Следующее задание, продолжите пословицы о Волге.

Волга – добрая лошадка, всё … (свезёт).
Не проплывешь Волгу – Родину не … (увидишь).
Волгу переплывет тот, кто опирается на … (народ).
Волга – плыть … (долго).
Толокном Волгу не … (замесишь).
Волга – всем рекам …(мать).
Волга – рекам Родина царица, ни одна не может с ней … (сравниться).

Учитель: Предлагаю Вам ответить на вопросы. Викторина о Волге.
1. Длина Президентского моста в Ульяновске через Волгу? (5825 метров).

И жить мне молодо и звонко,
И вечно мне шуметь и цвесть,
Покуда есть на свете Волга,
Покуда ты, Россия, есть.

Евгений Евтушенко.

Много в нашей стране рек величественных и полноводных. Каждая из них по-своему прекрасна и непременно издревле играет роль народной кормилицы. Но лишь одна «водная магистраль» выделяется на фоне сети рек русских – это Волга-матушка. Ее можно смело назвать не только кладезем жизни, но и источником вдохновения для людей творческих. В знак искреннего к реке уважения в 2008 году был учрежден особый праздник 20 мая – день Волги.


История праздника День Волги

Отмечают знаменательное событие - праздник День Волги - ежегодно 20 мая. Инициатором создания праздника выступили три крупных организации: Международный социально-экологический союз, московское представительство бюро ЮНЕСКО и коммерческая фирма «Кока-кола Эйч Би Си Евразия». Отмечать День Волги начали, как уже было сказано выше, 6 лет назад, старт традиции был положен в Нижнем Новгороде. Там празднование знаменательной даты приурочили к периоду проведения 10-го научно-промышленного форума «Великие реки-2008» международного плана. Ну, а в 2009 году и в последующие годы ряд участников экологической акции значительно пополнился: в него вступили Астрахань, Самара, Татарстан, Волгоград – практически все поволжские города и области.


Цель организаторы праздника День Волги преследовали весьма прозрачную: донесение до российской общественности важности роли Волги в отечественной речной системе, для жизни населения страны. Задачи перед знаменательной датой стоят глобальные:

  • объединить и направить усилия на сохранение реки в данном состоянии и качестве;
  • проводить природоохранные мероприятия, посредством которых возможно обеспечить стабильное функционирование водоема;
  • осуществление реабилитации тех участков реки, которые нуждаются в восстановлении.

От того, насколько результативны будут принимаемые заинтересованными субъектами меры, зависит развитие всего Поволжского региона. А проблем действительно много. Одна из главных: с каждым годом все более возрастает тенденция к обмелению, загрязнению «водной магистрали», благодаря активной промышленной деятельности человека.

Как отмечают День Волги в регионах, имеющих прямое отношение к матери всех рек? Прежде всего, праздник проходит под эгидой экологических природоохранных мероприятий. К ним относятся:

  • субботники, проводимые с целью ликвидации загрязнений прибрежной зоны – добровольцами в том числе;
  • семинары, дискуссии, научные конференции;
  • фото- и картинные выставки на данную тематику, в рамках просветительской деятельности;
  • благотворительные концерты;
  • ярмарки, где мастера демонстрируют результаты своего творчества – в основном народные промыслы.

В Самаре, например, в День Волги обещает стать традиционным Круглый стол с публицистами и репортерами Самарского союза журналистов, а также представителями региональных органов власти и специалистов в области экологии. Цель мероприятия – найти практические ответы на злободневные вопросы, касающиеся дальнейшей судьбы и нынешнего состояния Волги-матушки.

История реки Волги


Свою историю Волга ведет еще со времен античного мира. По крайней мере, точно установлено, что в V веке до н.э. об этой водной магистрали человечеству уже было известно. Первым, кто упомянул великую русскую реку в своих трактатах, был историк Геродот из Древней Греции. Это был рассказ о том, как царь Дарий шел войной на скифские племена. В документе Волга значилась под названием Оар. Другой автор Диодор Сицилийский, живший также до н.э., называл современную Волгу Араксом – так полагают исследователи.


Начало второго тысячелетия ознаменовалось тем, что для идентификации российской реки использовали в основном термин «Ра» (щедрая) или «Рав» (поток воды). Арабы называли Волгу-матушку «Атель» или как вариант «Итиль» (река рек). Русское наименование происходит от праславянского Vьlga (влага). Принимая во внимание обилие наименований водной магистрали, можно сделать следующий вывод: с самого начала своего существования она пользовалась у человечества огромной популярностью и уважением. Причиной тому служила полноводность и выгодное географическое положение. Каждый из вас наверняка помнит о волжском пути, каким являлась Волга в далеком прошлом. В этом качестве река сформировалась к VIII веку н.э., играя роль крупнейшей торговой магистрали. В X веке на берегах полноводной красавицы расположились известные торговые центры, например, булгарский Булгар, Итиль, принадлежавший хазарам. Нельзя не упомянуть некоторые русские поволжские города: Муром, Суздаль, Тверь, Новгород. С течением времени роль реки как торгового пути усилилась, вследствие чего и число городов на ее побережье выросло. В XVI – XVII вв. появились прославленные в дальнейшем Саратов, Самара и будущий Волгоград – Царицын. Известна Волга и тем, что представляла собой в XVII – XVIII вв. «арену», на которой происходили казацкие бунты и крестьянские восстания.


В XIX веке наблюдалось прогрессивное развитие «водной магистрали» как великого торгового пути. Основные события того периода: функционирование бурлацкой армии, создание речного флота. Гражданская война принесла матушке-Волге неусыпный контроль большевиков, Великая Отечественная война – славу Царицыну, который в связи с героический обороной переименовали в Сталинград. По окончании боевых действий река развивалась исключительно в экономическом русле, а также превратилась в средоточие ГЭС и водохранилищ.

Главная река Поволжского региона отличается не только красотой, но и некоторыми географическими параметрами от подобных объектов в России. Так она официально считается крупнейшей среди отечественных природных «водных магистралей» и самой полноводной европейской. Есть у реки и другие, не менее важные преимущества. Длина или иначе, протяженность Волги, составляет ни много, ни мало 3530 км, по другим данным – 3694 км. 200 притоков, 151 тыс. водотоков – всем этим богата великая русская река.


Традиционно Волгу делят на Нижнюю, Среднюю и Верхнюю. Нижняя Волга как раз-таки наиболее полноводная. Расположена данная зона вдоль Приволжской возвышенности. Это тот самый участок реки, где стоят Волгоград, Самара, Саратов, Тольятти, находятся знаменитые Жигулевские горы и Куйбышевское водохранилище. Притоки нижней Волги: Еруслан, Астрахань, Самара.

Средняя Волга: здесь она все еще довольно мощные. Характерная особенность Волги в этом участке – различие ее берегов (левый ниже правого). Именно на нижней Волге стоят Чебоксары. Соответственно, тут же находятся Чебоксарские водохранилища и ГЭС. Средняя Волга имеет следующие притоки: Ветлуга, Ока, Свияга, Сура.

Наконец, Верхняя Волга – практически зона, откуда река берет свое начало. Географически место старта располагается в Тверской области. Помимо собственно Твери, не Верхней Волги располагаются города Ржев, Дубна, Рыбинск, Углич, Кострома, Ярославль и пр. Даже если вы не живете близ Волги, 20 мая вспомните о великой русской реке, ведь она является символом нашей страны!

Викторина "Вся правда о Волге" для младших школьников ко Дню Волги

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 г.о. Самара
Описание Данная работа предназначена учителям начальных классов для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе, для использования на уроке окружающего мира.
Цель: Закрепление представления детей о духовном наследии народов Поволжья.
Задачи:
- способствовать экологическому воспитанию подрастающего поколения;
- воспитание чувства патриотизма и чувство привязанности к родному краю и реке ВОЛГЕ;
- раскрыть красоту реки ВОЛГИ и природы родного края;
- уточнить знания о значимости реки Волги для жителей города Самары;
-пропагандировать взаимоотношение человека и природы через бережное отношение к реке ВОЛГЕ;
-привлечь внимание молодого поколения к проблемам, связанным с экологией родного края и реки ВОЛГИ.

Викторина «Вся правда о Волге»

Ответьте на вопросы, правда или ложь?
Красива река, полноводна, могуча.
Обрывистый берег, высокие кручи,
Пологие склоны, песчаные пляжи…
Зимою и летом - прекрасны пейзажи.
Свой путь начинает она на Валдае.
Сливается с Камой и в Каспий впадает.
Одна из крупнейших река эта в мире!
Становится с каждым притоком все шире.
Является гордостью нашей, святыней
И главной артерией водной поныне.
Уклон невелик* и дает все удобства
Для роста на этой реке судоходства.
В ней щука, и сом, и осётр обитают…
Истории дух над волнами витает!
В искусстве река эта - стержень народа.
И Родина-мать. И простор, и свобода.
Рекой любоваться мы можем подолгу!
А имя у этой красавицы...
(Волга)


Из тонкого, но резвого истока
Река большая шумно разлилась.
Сегодня день рождения у Волги
И рифма для нее у нас нашлась!
Хотим мы ею вечно любоваться,
С холма и на пологом берегу.
Рыбачить и на лодочке кататься,
Смотреть, как воды бурные текут!
1.Правда ли, что Волга самая полноводная река в Европе?
(Да)
Великолепна русская река
С названием красивым Волга.
Она богата рыбой, глубока,
Несет собой земле немало толка.
Течет поток по многим областям
И берега крутые омывает.
Родная многоводная моя –
Прекраснее и чище я не знаю!

2.Правда ли, что на Волге расположено 5 городов с миллионным населением?
Перечисли их.

(Нет, их 4. Это Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград)


(Нижний Новгород)


(Казань)


(Самара)


(Волгоград)
Течет величественно Волга,
Не видно края и конца.
На водах ее с пользой, толком
Стоят красавцы-города:
В Казани, в Волгограде, в Нижнем, в Самаре
Можно на Волгу посмотреть
Стоя на берегу, поближе
И песню про нее пропеть!
3.Правда ли, что именно на Волге зародилась профессия бурлак?
(Да. За сезон на Волге трудилось до 600 тыс. бурлаков)



(Памятник в Самаре)
4.Правда ли, что бурлаки работали летом?
(Нет, бурлаки работали только в период весеннего или осеннего паводка, когда движение судов против течения реки было затруднено)

Самая большая российская река.
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут ее все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями…
Речку ту узнали вы?
5.Правда ли, что современное название Волги произошло от старославянского слова «волога» (влага)?
(Да)
6.Правда ли, что Волга занимает 1 место в мире?
(Нет, по величине Волга занимает 8 место в мире)
7.Правда ли, что по берегам Волги можно встретить пеликанов, фламинго и лотосы?
(Да).


8. Правда ли, что питается бассейн реки в основном за счет таяния снега?
(Да)
8.Правда ли, что традиционно Волгу делят на Среднюю и Нижнюю?
(Традиционно Волгу делят на Верхнюю, Среднюю и Нижнюю)
9.Правда ли, что свое начало Волга берет в Тверской области около деревни Волговерховье?
(Да)


10.Правда ли, что в дельте Волги основан неповторимый Астраханский биосферный заповедник, множество редких животных, птиц и рыб которого занесены в Красную книгу Российской Федерации, а также в Международную Красную книгу?
(Да)


11.Правда ли, что города, расположенные на реке Волга являются одними из самых чистых?
(Нет. 65 из 100 наиболее загрязнённых городов России располагаются в бассейне Волги.)
12.Правда ли, что В Великую Отечественную войну Волга стала рубежом, дальше которого фашистам не удалось пройти?
(Да. Доступ к бакинской нефти, через Волгу, стал одним из главных факторов Победы.)


13. Правда ли, что в Самаре построена самая длинная набережная на Волге?
(Да, Набережная протянулась вдоль реки Волги более чем на 5 км)


Берег Волги, град Самара,
Бьются волны о бетон.
А на набережной старой
Проведён был вновь ремонт.


Как красива она стала:
Вся в скульптурах и цветах.
Бриллиантом заблистала,
Отражая блеск в волнах.

Здесь часто слышен детский смех.
И старики вздыхают на скамейках,
Что слишком быстро пробежал их век,
Как будто чайка пронеслась на крыльях.


И люди медленно гуляют,
Вдыхая Волги аромат.
А с высоты на них взирают
Гагарин Юрий и Засекин-князь.


Я тоже гостем частым стала
На набережной возле Полевой,
В тени деревьев отдыхала,
Цветов, любуясь красотой.

Смотрела часто, как по Волге,
Плывут куда-то корабли.
И суетливые моторки
Меж ними носятся вдали.


На пляже люди загорают,
Зарывшись глубоко в песок.
Иные Волгу покоряют,
Уплыв подальше за "буёк".

Как многолюдно здесь бывает,
Весной и летом в любой час.
Но жизнь тихонько замирает,
Как только снег пойдёт с небес.

И крепко набережная спит,
Укрывшись снежным одеялом
И видит радужные сны,
Где снова лето с солнцем, с жаром.

Сценарий общешкольного праздника "День Волги".

Ведущий 2 Добрый день, уважаемые гости

Ведущий 1 Добрый День, уважаемые друзья!

Ведущий 2 Мы рады приветствовать Вас в нашей школе на празднике, посвященном «Дню Волги».

Ведущий 1

Одна из величайших рек земного шара Волга – любимый символ России. Про нее издавна слагали песни и стихи, в которых она всегда славилась как «мать – река», «матушка – Волга».

Ведущий 1

«Издалека долго течёт река Волга», -
Душевно с детства распеваем мы.
И нет реки в моей стране огромной,
Чтоб ей народ стихов не посвятил!
Стихов, восторгов, добрых песен
Мы сможем сотни насчитать!
Ну, пусть не сотню, пусть поменьше…
Пора про реки запевать!

Ведущий 2

Встречаем ученицу 9б класса Овчарову Анну с песней «Течет река Волга».

Ведущий 1

Слово предоставляется директору школы, почетному работнику общего образования Российской Федерации.

Слова Директора

Слово предоставляется начальнику отдела по администрации города Рыбинска _____________________________

Ведущий 2

Издалека – далека будто бы из сказки
Не спеша течет река – так начнем рассказ мы.
Ей конца и края нет, широка и долга
Величают с давних лет эту реку Волгой!

Ведущий 1

Горделива и вольна, широка, красива.
Воспевали с давних пор мощь ее и силу.
Волгу издавна зовут матушкой – кормилицей:
Без реки не будет жизни, встанет все, что движется.

Ведущий 2

С бурлаками потрудилась, да и позже не ленилась
Вниз и вверх туда – сюда Волга двигает суда.

Ведущий 1


Итак, отправляемся в путь. Наша первая остановка – у истока Волги.

Мне повезло родиться у
Российской удивительной реки!
И как бы ни была трудна дорога,
Шаги мои спокойны и легки.
Задумчиво, светло, не на бегу,
В осоке застревая по колено,
Я прикоснусь к тебе благословенно
И эту радость в сердце сберегу.
Скорей всего, из звездного далека
Я это людям крикнуть не смогу:
Мне повезло родиться у верховья…

Ведущий 2

Трудно себе представить, что безымянный ручеек превратится в могучую полноводную реку, по ней поплывут корабли и баржи, ее воды наполнят поля и заставят вращаться турбины электростанций. Как жизнь человека начинается с детства, так и наша великая русская река на Валдае начинается с маленького родничка. Первые упоминания о Волге встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота. «Волга» означает светлая. Родину люди называют Родина-мать, а главную реку нашей страны – Волга-матушка. Без Волги и невозможно представить себе нашу Родину. Как же все начиналось?

А было так: часовня на болотце

И окающий говор знатока.
Отсюда Волга-матушка берется,
Великая российская река.
Окно воды – само себе начало,
И наши лица виделись в воде.
О, если есть божественность начала,
То здесь оно, бесспорно, как нигде.
Да, только здесь, где как глазищи совьи,
Глядят кувшинки в годы и века,
И Волга начинается в часовне
Едва приметным пульсом родника.

Ведущий 1

В , километрах в десяти от озера Селигер, среди живописной местности, усеянной зеркальными озерами, лесистыми холмами, раскинулась на горке деревня Волго - ВерхОвье. Кругом необозримые болота, последний остаток заросших и исчезнувших озер. Куда ни кинешь взор, всюду мох, осока, кочки, всюду непроходимые трясины, и лишь кое-где среди зеленой моховины проглядывают серебристые «окна» воды. На болоте протянулся местами густой лес. Пышно разрослись на приволье березы и сосны.

Ведущий 2

Дальше Волга принимает первые притоки, такие же крохотные ручьи, как она сама, и проходит первое озеро – Малый ВерхИт. Ширина ее увеличивается на несколько сантиметров, для переправы здесь одного обыкновенного шага недостаточно, а требуется сделать прыжок. Еще километр – все тот же густой, непроходимый лес, еще новое озеро, новые ручейки-притоки, и Волга становится уже речкой шириной в 10–12 шагов и глубиной по колени. А дальше река Волга становится крупнейшей рекой нашей страны.

Ведущий 1

Встречаем учеников 5В класса с танцем «Широка река».

Танец 5В класса

Ведущий 1

Ее общая длина – 3530 километров. От Ржева до СтАрицы берега Волги круты и обрывисты. А дальше до Твери она течет среди плоских равнин. На Волге построено много . Тверской порт стал портОм пяти морей.

Ведущий 2
Волга – река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города, способствует развитию экономических связей.

Ведущий 1

Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС. Благодаря этому образовалось несколько водохранилищ: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское, Рыбинское и другие. Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места.

Ведущий 2

По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. По берегам ведутся разработки песка. Волга дает много рыбы. В дельте реки находится знаменитый Астраханский заповедник.

Ведущий 1

Любите ли вы отдыхать на реке? Брали ли вы с собой еду? Куда потом дели мусор? Унесли домой или оставили на берегу? А может быть, бросили в воду?


Ведущий 2

На реке любят отдыхать все. Но не все знают, как правильно себя вести, как сделать так, чтобы речка не обиделась, чтобы она осталась чистой и любила детей и взрослых.

Сейчас Вашему вниманию представляется сценка учащихся 4В класса об отношении людей к природе (СЦЕНКА 4В)

Ведущий 1

Но не только реки сейчас находятся в опасности: люди сильно загрязняют леса, озера, парки, скверы. И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.

Ведущий 2

В 2016 году в нашей школе присвоен статус муниципального ресурсного центра экологического воспитания школьников.

И сейчас мы хотим продемонстрировать вам фильм о работе нашей школы в этом направлении.

Ведущий 1

"Зеленые пионеры" - первое детское добровольное экологическое движение в рамках экологического движения "Зеленая Россия" с элементами противодействия разрушительной западной пропаганде, воспитания любви к Родине и трепетного уважения к уникальной природе страны.

2015 года ученики 4В класса стали первым отрядом Зеленых пионеров в нашем городе.

Ведущий 2

Сегодня на нашем торжественном мероприятии ряды зеленых пионеров пополнят учащиеся 5В класса

Ребята принимали участие в городских и областных мероприятиях – субботниках, в очистке берегов рек, в национальном проекте «Лес Победы», высаживая именные деревья в память о героях Великой Отечественной войны, сохраняя историческую память о бессмертном подвиге нашего народа. Дети уже знакомы с экологическими проблемами. Учащиеся 5 «В» вполне осознают всю важность вопросов экологии, всю ценность природы, всю значимость своей миссии – спасать жизни людей, а также ресурсы нашей Родины, беречь леса, соблюдать чистоту.

Ведущий 1

Почетное право принятия в ряды Зеленых пионеров России предоставляется __________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Принятие в пионеры)