Мероприятия. Беседа на тему "Я и закон. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних" Подросток закон безопасность классный час

Классный час для

«Я и закон»

Цель: воспитание правовой культуры учащихся.

Задачи:

1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.

2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.

3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции.

Оборудование: интерактивная доска или ММП с выходом в интернет, карточки с заданием для работы в мини группах, презентация «Подросток и Закон», к\ф «Игры мотыльков» (он-лайн)

Перед началом занятия классный руководитель делит учащихся на три группы.

1.Представление темы классного часа. Введение в проблематику.

В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наш сегодняшний классный час.

2.Основная часть классного часа

1) Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. Каждой группе выдаются карточки с четырьмя заданиями.

1. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

(Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.(проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5 . Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Д евочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11. Г руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

(Проверка заданий, комментарии, объяснения учителя)

2) Работа в мини группах по написанию определения понятий.

Классный руководитель: Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления.

(Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

1.Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

2.Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

3.Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности .

3)Просмотр презентации на тему «Виды правонарушений» (слайд-шоу)

4) Обсуждение фильма «Подросток и закон»

Классный руководитель: Сейчас мы посмотрим отрывок из фильмы «Игры мотыльков». Необходимо будет проанализировать ситуации, в которых оказались персонажи фильма.

«ИГРЫ МОТЫЛЬКОВ»

Режиссёр: Андрей Прошкин

Главные роли: Дарья Екамасова, Сергей Фролов, Анатолий Отраднов, Сергей Шнуров, Алексей Чадов, Юлия Учиткина, Андрей Смоляков, Юрий Кузнецов, Оксана Акиньшина, Мария Звонарева

Жанр: Драма, Русский фильм Продолжительность: 1:45

Шестнадцатилетний рок-музыкант из уральского городка приглашен в Москву на финал телевизионного музыкального конкурса. Накануне отъезда, шатаясь по улице с друзьями, он, переполненный ощущением грядущей удачи, из лихости угоняет чужой автомобиль. Недолгая поездка заканчивается трагедией - ребята сбивают человека и, бросив разбитый автомобиль, убегают… Победителями конкурса жюри объявляет других, а Костя возвращается домой, где ведется следствие. Мать и безответно влюбленная в него девушка готовы на все, чтобы спасти парня от тюрьмы, но он, ожесточившись от неудач и разочарований, поступает по-своему…

Просмотр фильма через Интернет on-line (отрывок, где совершается преступление)

1. Чем объяснить и как оценить поведение «Кабана» и других подростков? (Подростковая солидарность? Преклонение перед сильной личностью? Им было интересно? Имеют ли они право на такое любопытство?)

2. Как можно объяснить действия Кости? Как надо было поступить? Считать девчонок участниками преступления или виноват один Костя?

3. Как вы оцениваете ситуацию. Какое наказание вы вынесли бы ее участникам? 4.Оцените совершенное действие, это проступок, злонамеренный поступок, шалость или преступление? Какие нарушения в поведении подростков наблюдаются? Можно ли привлечь Костю, Машу, Зою к: а) юридической ответственности; б) моральной ответственности?

5.Кого из них можно привлечь к ответственности за соучастие в преступлении? Какое наказание понесет Костя?

Материал для сопровождения обсуждения ситуации.

Административные наказания.

Статья 7.27. Мелкое хищение УК.

Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Юридическая ответственность.

Совершение преступления.

3. Подведение итогов классного часа. Обратная связь.

Классный руководитель: Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее, каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.

Вопросы:

1. В случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны немедленно сообщить? (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. Кто при этом должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол)

3. В какое время Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних?

4. Кто обязательно должен присутствовать при допросах или беседах с несовершеннолетними, являющимися свидетелями, а возможно и подозреваемыми в совершении преступления? (родитель, классный руководитель, психолог, любой педагог, директор школы)

5. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту? (адвокат)

Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Подросток и закон» классный час для учащихся 9-11 классов (Методическая разработка) Цель: воспитание правовой культуры школьников. Задачи: 1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки. 2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. 3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции. Оборудование: карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и ответственность имеет ребенок по мере его взросления?» Тематический план п/п Содержание 1. Представление темы классного часа Форма реализации содержания I. Вступительная часть Вступительное слово ведущего Время 2 мин. 2. Определение различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. II. Основная часть Работа в мини группах. Обсуждение 12 ситуаций. Работа в мини группах по написанию определения понятий. 10 мин Анализ преступного действия с позиции всех его участников Изучение прав подростка в случае привода его в милицию. Просмотр отрывка фильма. Ролевая игра "Подросток и закон" Сообщение учителя 6 мин. 12 мин. II. Заключительная часть 5. Получение обратной связи Упражнение «Продолжи фразу».

2 Содержание классного часа Перед началом занятия учитель делит учащихся на пять групп. Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание. Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)). 1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок). 2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление) летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок). 4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость). 5.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление). 7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок). 8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление) летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок). 10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость). 11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок). 12. Девочки школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок). Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его). Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся


3 небольшой общественной опасностью. Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде. Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка. Преступле ние (уголо вное преступле ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечѐт применение к лицу мер уголовной ответственности. Учитель. А сейчас предлагаю вам ролевую игру «Подросток и закон». Сейчас мы посмотрим отрывок из фильмы «Игры мотыльков». Необходимо будет проанализировать ситуации, которые нужно решить с позиции разных участников событий: жертвы и его родственников, преступника, свидетелей, близких обвиняемого и судьи. (Учитель делит учащихся на группы группа «Свидетелей», группа «Агрессоров», группа «Жертв», группа «Близких агрессоров», группа «Судей»). Учитель задает вопросы группам таким образом, чтобы при ответе на них побудить учащихся занимать определенную ролевую позицию. Вопросы могут быть следующими: 1. Группе «Свидетелей». Чем объяснить и как оценить поведение «Кабана» и других подростков? (Подростковая солидарность? Преклонение перед сильной личностью? Им было интересно? Имеют ли они право на такое любопытство?) 2. Группе «Агрессоров» (или преступников). Как можно объяснить действия Кости? Как надо было поступить? Считать девчонок участниками преступления или виноват один Костя? 3. Группе «Жертв». Как вы оцениваете ситуацию. Какое наказание вы вынесли бы ее участникам? 4. Группе «Близких». Представьте себе, какие бы письма в этой ситуации могли написать мамы Кости, Зои, Маши? Прочитайте их. 5. Группе «Судей». Оцените совершенное действие, это проступок, злонамеренный поступок, шалость или преступление? Какие нарушения в поведении подростков наблюдаются? Можно ли привлечь Костю, Машу, Зою к: а) юридической; б) моральной ответственности? Кого из них можно привлечь к ответственности за соучастие в преступлении? Какое наказание понесет Костя? Материал для сопровождения обсуждения ситуации. Административные наказания. Статья Мелкое хищение УК. Мелкое хищение чужого имущества путѐм кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений влечѐт наложения административного штрафа в размере до трѐхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Статья Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах влечѐт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.


4 Статья Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах влечѐт наложение административного штрафа в размере от трѐх до пяти минимальных размеров оплаты труда. Статья Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах влечѐт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трѐх до пяти минимальных размеров оплаты труда. Юридическая ответственность. Совершение преступления. Подведение итогов: В процессе дискуссии акцентируется внимание учащихся на чувствах каждого участника конфликтной ситуации, что должно способствовать осознанию личностной ценности прав и ответственности. Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции. Вопросы: 1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим). 2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол) 3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное) 4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат) Учитель. Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми. Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз: - Я не знал, но сегодня узнал, что... - Меня удивило, что... - Я сделал вывод, что... - Новым для меня было... Список использованной литературы. 1. Безрукова Г.А. «Дэтективлэнд»: правовой турнир // Дайджест методических материалов стр Гривапш И.О. «Право и закон» // Читаем, учимся, играем выпуск. стр Капецкая Г.А. «Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»»: классный час для учащихся средних и старших классов// Последний звонок стр


5 4. Лазеева Л. «Знать закон, ответствовать пред законом: деловая игра» // Библиотека стр (Правовое воспитание). 5. Леонова Л. «Чтоб жизнь была, как ровная дорожка, учи закон, знай закон»// Библиотека стр (СТАТУС: НАУЧНАЯ. Правовое просвещение). Полезная информация на сайтах: http: 1september.ru - Классный час "Каждый правый имеет право" http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm - Классный час "Твои права, подросток" http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений http: samgd.ru - Юным гражданам губернии



Занятие - беседа: «Административная ответственность подростка перед законом». Цель: воспитание правовой культуры обучающихся. Задачи: Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности». 1. Формировать

«Подросток и закон» (классный час) Цель: воспитание правовой культуры школьников. Задачи: 1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление. 2. Закрепить знания

Несовершеннолетние: Права. Обязанности. Ответственность НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ это лица, не достигшие 18 лет, обладающие определенными правами и несущие конкретные обязанности. ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, которые

Административная ответственность несовершеннолетних Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом РФ

Классный час «Административный и уголовный кодекс РФ» Цель: Познакомить учащихся с основными статьями Административного и уголовного кодекса РФ для несовершеннолетних. Ход занятия: классный час проходит

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 2.1. Административное правонарушение Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9 с. РОЗОВКА МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА Беседа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Виды юридической

«Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» Памятка для родителей и обучающихся Нижневартовск, 2016 Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной ответственности

Ответственность несовершеннолетних Уголовная ответственность Запрет под угрозой наказания совершать деяния, запрещенные уголовным кодексом. Наступает с 16 лет (за все преступления) С 14 лет наступает уголовная

Памятка для подростка по правовому статусу ПОМНИ:ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ. Ваш правовой статус права,

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей ПАМЯТКА для родителей и обучающихся Административная ответственность несовершеннолетних. Согласно ст.2.3. Кодекса об административных

Классный час «Моя ответственность перед законом» Цель: - Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, -Воспитание правового сознания учащихся -Ознакомить учащихся со статьями уголовного

Прочти и запомни! Если тебе больше 14 лет, то за все нарушения Закона отвечаешь уже ты, а не родители (законные представители) (ст. 1074 Гражданского Кодекса РФ). С 14 лет тебя могут наказать и даже лишить

Инструктаж для обучающихся 5-11 классов об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных действий согласно законодательству РФ. Существует 3 вида юридической ответственности при совершении

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Проблемы постоянного роста преступности, распространенности нарушений законности во всех областях, несовершенство законодательства, падение уровня

Ответственность несовершеннолетних Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Кировского района Волгограда Основания привлечения к административной ответственности Волгоград, 2015 - КДН и ЗП Председатель комиссии, заместитель

Ответственность несовершеннолетних Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, материальную ответственность. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени

Протокол 2 родительского собрания в МАУ ДО «ФЦДО» Тема: «Безопасность детей забота родителей» Дата проведения: 16.12.2016 г. Присутствовало: 49 человек Цель: повысить знания родителей об ответственности

1.1.Правовые основы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Прежде чем рассказать о работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вкратце ознакомлю вас с теми

Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних Наши права. Основным объемом прав человек обладает с момента рождения. Обязанности -это ответственность человека, закрепленная в тех или

Прежде чем нарушить - подумайте! СТАТЬЯ 20.1 КоАП РФ Мелкое хулиганство. 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной

Драки, надписи на стенах, пьянство в общественных местах - подобные правонарушения характерны для подростков. Как накажут? К административной ответственности по российскому законодательству несовершеннолетний

Правонарушения и преступления. Ответственность несовершеннолетних Разработал: социальный педагог Лисичникова Т.И. Правонарушение это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону

Классный час «Моя ответственность перед законом» Учитель: А.Н. Куркина, МБУ 49 Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников. Задачи: - Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних;

Это необходимо знать: По страницам Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Административная ответственность несовершеннолетних. Статья 4.6. Ответственность несовершеннолетних. 1.

Внеклассное мероприятие «Преступление и подросток» Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся. Задачи: - обсудить с учащимися проблему

Если соседи нарушают покой Безопаснее и комфортнее всего мы чувствуем себя в своей квартире. После трудного рабочего дня, так приятно, уютно устроившись на диване, отдохнуть от «трудов праведных», но иногда

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 3 VIII вида»

Ответственность родителей (законных представителей) В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65

Лекционный материал на тему: «Административная ответственность несовершеннолетних» Административная ответственность несовершеннолетних разъясняется Федеральным Законом 195 - ФЗ от 30.12.2001 «Кодекс Российской

Ответственность несовершеннолетних Ты несовершеннолетний, но, как любой гражданин, ты имеешь права и обязанности и несѐшь юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Методическое пособие для несовершеннолетних по наиболее распространенным правонарушениям и преступлениям. Несовершеннолетним считается лицо, которое не достигло возраста 18 лет. Первым днем совершеннолетия

Мероприятия по правовому воспитанию на 201-201год. Раздел Тема Класс Правила общения Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» Главные ценности нашей жизни 1 Беседа «Правила личной безопасности» Беседа

Правовой уголок школьника В целях предупреждения посягательств на жизнь, личную и имущественную безопасность несовершеннолетних необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: не вступать в контакт

«Подросток и правонарушения» Незнание закона не освобождает тебя от ответственности! Каждый из нас проживая среди людей совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место

ПАМЯТКА для детей и родителей Юридическая ответственность несовершеннолетних С. В. Адаменко, уполномоченный Ставропольского края по правам ребенка ДОРОГОЙ ДРУГ! 2 Тебе ещё не исполнилось 18 лет, значит

Об административных правонарушениях Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года 155 Статья 79-1. Побои Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль,

Ответственность за распространение наркотиков АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных

НЕЗНАНИЕ ЗАКОНА НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ! Жить в обществе и быть свободным от него нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен соотносить свои поступки с существующими в обществе нормами

Подростку об ответственности АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 195-ФЗ Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических

ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

ОТЧЕТ о работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Волховского муниципального района за 9 месяцев 217 года п/п За 9 месяцев 217 г. 1 2 1. Количество поступивших материалов,

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность. Статья 434. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное

Администрация города Нефтеюганска ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА (ДО и МП г.нефтеюганска) 1 мкрн., здание 30 (вторая часть), г.нефтеюганск, Ханты-Мансийский

Ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 6.8.

Административная ответственность несовершеннолетних и их родителей Согласно ст.2.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Евпаторийский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи» П р о фи л а ктиче ская а к ц ия «Ур о к и д л я д ет ей и и х р од и т елей» Анализ

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ,

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (памятка о разъяснении уголовной ответственности несовершеннолетних) Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. 1.

Ты несовершеннолетний, но, как любой гражданин, ты имеешь права и обязанности и несѐшь юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми. Эта ответственность зависит от твоего

Управление образования Администрации МО ГО «Сыктывкар» МОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи» Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними Что говорит закон? Нормативно-правовые

Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Правонарушение это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. Кодекс об административных правонарушениях

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «Уголок правовых знаний» Основные права детей 1. Право на образование. 2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения

Статья 150 1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим 18- летнего возраста, наказывается лишением свободы

Информация о криминальной ситуации, происшествиях и мероприятиях, проводимых на территории обслуживания Управления МВД России по городскому округу Химки (с 03.08.2016г. по 10.08.2016г.) Общая характеристика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ АДМИНИСТРАТИВНАЯ

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО По вопросам детства Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей КонсультантПлюс: примечание. По вопросу, касающемуся прав

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 12 месяцев 2018 года г. Липецк 2019 год СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 12 месяцев 2017 года г. Липецк - 2018 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 2 месяца 2018 года г. Липецк - 2018 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3 Графическое

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 4 месяца 2018 года г. Липецк 2018 год СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 8 месяцев 2018 года г. Липецк 2018 год СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика

ПАМЯТКА Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и родителей УВД по г. Нижневартовску Административная ответственность несовершеннолетних и их родителей Согласно ст.2.3. Кодекса

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 3 месяца 2018 года г. Липецк 2018 год СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

Внеклассное занятие «Кто может быть наказан за преступления» Круглый стол с учащимися 6-8-х классов разъяснительно - правового характера по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних социальный

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 9 месяцев 2017 года г. Липецк - 2017 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 11 месяцев 2017 года г. Липецк - 2017 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3

ПРОКУРАТУРА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за январь 2018 года г. Липецк - 2018 СОДЕРЖАНИЕ Краткая характеристика состояния преступности 3 Графическое

Виды ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления Ты несовершеннолетний, но, как любой гражданин, ты имеешь права и обязанности и несёшь юридическую ответственность за свои поступки

Административная ответственность несовершеннолетних Нормативно-правовые документы Возраст привлечения к административной ответственности Ст.2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ Административной

Административная ответственность Уголовная ответственность Рождение Ответственность несут законные представители (предупреждение или штраф ст 9.4 КоАП Республики Беларусь С 11 лет несовершеннолетний может

ТЕМА: « Подросток и закон»

ЦЕЛЬ: приобщение подростков к правовой культуре, повышение эффективности

профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

ЗАДАЧИ: 1. Продолжить формировать основы правовой культуры.

2. Способствовать развитию отрицательного отношения к правонарушениям.

3. Воспитывать ответственность за свои поступки, позитивное отношение к

окружающему миру.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Ребята, поднимите руки, кому исполнилось 14 лет? В каком социальном статусе вы сейчас находитесь? (подростки).

Кого считают подростком? (лицо, которому исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18, причём не в день рождения, а со следующих суток).

Давайте вспомним ваш правовой статус от 6 до 14 лет СЛАЙД 1

Остановимся на правовом статусе от 14 до 18 лет. СЛАЙД 2.

Что такое ответственность? (обязанность отвечать за свои действия, поступки) СЛАЙД 3

Выделяют 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

    УГОЛОВНАЯ ответственность

(за нарушения законов, предусмотренных УК).

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность

(за нарушения, предусмотренные административным законодательством)

    ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность

(за нарушение трудового законодательства)

    ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ответственность

(регулирует имущественные отношения) СЛАЙД 4

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Вы порвали учебник своего соседа.-4

    Появились в общественном месте в нетрезвом состоянии.-2

    Избили одноклассника-1

    Совершили кражу мобильного телефона-1

    Прогуляли уроки в школе-3

    Перешли дорогу в неположенном месте-2

    Исписали, испортили мебель в школе-4

    Нецензурно выражались в общественном месте-2

Какие бывают виды правонарушения?

    Шалость. Это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его.

(не всегда приятна другим)

Пример- спрятали рюкзак соседа по парте.

    Проступок (лат. Culpa levis - лёгкая вина). Вид правонарушения, имеющий меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

(гражданские, административные и дисциплинарные проступки)

Пример- в кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.

    Злонамеренный поступок. Вандализм. (осквернение памятников,зданий, порча имущества). Это умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Пример- исписали нецензурными словами парту, остановку или в автобусе.

    Преступление. Это запрещённое УК РФ деяние(действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершённое лицом, достигшим определённого возраста, вина которого доказана судом. СЛАЙД 5

Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки с прятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).

7. Ученики с орвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок) .

8 . Д евочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал зуб. (преступление).

9. 15-летний подросток п еререзал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11 руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона . (проступок).

Скажите, а если не знаешь всех законов, это освободит тебя от ответственности?

СЛАЙД (незнание закона не освобождает от ответственности)

С какого возраста у нас наступает уголовная ответственность? (16 лет, за некоторые виды преступлений- с 14 лет)

СЛАЙД

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

    совершение убийства;

    умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

    разбой, грабеж, кража, вымогательство;

    угон и приведение в негодность транспорта;

    вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

    умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

    хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

    терроризм, захват заложника.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред

СЛАЙД Что должен помнить каждый

-Прежде думай, а потом делай.

-Учись управлять своими эмоциями.

-Представь, как твой поступок подействует на другого, поставь себя на его место.

-Делай то, за что не будешь испытывать чувство вины.

-Помни, что за некоторые поступки тебе придётся отвечать перед законом.

К примеру, возраст уголовной ответственности:

    в США – начинается с 16 лет,

    во Франции – с 13 лет,

    в странах ФРГ – с 14 лет,

    в Японии – с 14 лет,

    в Англии – с 10 до 17 лет (в зависимости от состава преступления),

    в Ирландии – 7 лет,

    в Финляндии – с 15 лет и т.д.

Классный час "Подросток и закон"

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних;

объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

«Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход проведения классного часа:

Ведущий: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.) К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.

-Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление –это запрещенное Уголовным Кодексом РК деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых , отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых , вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

-А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают) .Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу.

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

совершение убийства;

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РК (статьи 78 и 79):

обязательные работы;

лишение свободы на определенный срок;

исправительные работы;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда наш страна будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества нашей республики всеми странами мира.

Классный час на тему: «Подросток и закон»

Цель: воспитание правовой культуры школьников.

Задачи:

1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.

2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.

3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции.

Оборудование: карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и ответственность имеет ребенок по мере его взросления?»

Ход классного часа

Перед началом занятия учитель делит учащихся на пять групп.

Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)).

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5 . Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Д евочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11. Г руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Учитель. А сейчас предлагаю вам ролевую игру «Подросток и закон». Сейчас мы посмотрим отрывок из фильмы «Игры мотыльков». Необходимо будет проанализировать ситуации, которые нужно решить с позиции разных участников событий: жертвы и его родственников,

преступника, свидетелей, близких обвиняемого и судьи.

(Учитель делит учащихся на группы группа «Свидетелей», группа «Агрессоров», группа «Жертв», группа «Близких агрессоров», группа «Судей»).

Учитель задает вопросы группам таким образом, чтобы при ответе на них побудить учащихся занимать определенную ролевую позицию. Вопросы могут быть следующими:

1. Группе «Свидетелей». Чем объяснить и как оценить поведение «Кабана» и других подростков? (Подростковая солидарность? Преклонение перед сильной личностью? Им было интересно? Имеют ли они право на такое любопытство?)

2. Группе «Агрессоров» (или преступников). Как можно объяснить действия Кости? Как надо было поступить? Считать девчонок участниками преступления или виноват один Костя?

3. Группе «Жертв» . Как вы оцениваете ситуацию. Какое наказание вы вынесли бы ее участникам?

4. Группе «Близких». Представьте себе, какие бы письма в этой ситуации могли написать мамы Кости, Зои, Маши? Прочитайте их.

5. Группе «Судей» . Оцените совершенное действие, это проступок, злонамеренный поступок, шалость или преступление? Какие нарушения в поведении подростков наблюдаются? Можно ли привлечь Костю, Машу, Зою к: а) юридической; б) моральной ответственности? Кого из них можно привлечь к ответственности за соучастие в преступлении? Какое наказание понесет Костя?

Административные наказания.

Статья 7.27. Мелкое хищение УК.

Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Юридическая ответственность.

Совершение преступления.

Подведение итогов: В процессе дискуссии акцентируется внимание учащихся на чувствах каждого участника конфликтной ситуации, что должно способствовать осознанию личностной ценности прав и ответственности.

Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.

Вопросы:

1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол)

3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное)

4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить

защиту (адвокат)

Учитель. Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня выполучили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...