Германские языки. Классификация германских языков и диалектов. Народы романской языковой группы Романской группе относятся
РОМАНСКАЯ ГРУППА
На Балканском полуострове проживают народы нескольких романских подгрупп: балкано-романской и итало-романской. К вымершим подгруппам относились далматинцы и нео-либурны. К итало-романской относятся только малочисленные истриоты – жители отдельных сел на полуострове Истрия. Далматинцы и нео-либурны подверглись славянизации и к 20 веку стали этнической группой хорватов. Их языки в настоящее время являются вымершими. К балкано-романской подгруппе относятся румыны (дако-румыны), молдаване, истро-румыны, меглено-румыны и арумыны . Три последних народа очень малочисленны, не имеют этносознания и литературной формы своих языков. Часто арумынский, истро-румынский и меглено-румынский считаются диалектами румынского языка, но этой гипотезы придерживаются только румынские ученые и, в основном, из политических соображений. Румынские ученые также исключают славянский субстрат балкано-румынских языков и относят славянское влияние ко времени вторжения славян в 6-7 вв. Но реально, романизировались не только фракийцы, но и соседние славянские племена, жившие в Карпатах и на Днестре.
Другие карты |
Балкано-романские языки резко противостоят другим романским и выделяются в восточно-романскую общность
. Это связано с тем, что Дакия и другие дунайские земли довольно поздно подверглись романизации (106 г. н.э.) и раньше других (чем Галлия, Иберия) обособились от Рима (275 г. н.э.). В отличие от предков французов, испанцев и итальянцев, предки румын не контактировали с германцами в такой степени, как западно-романские народы, а испытывали сильное славянское, греческое и, впоследствии, венгерское адстратное влияние. Латинский язык, принесенный легионерами, имел уже черты разговорного народного языка Римской Империи, предшественника итальянских диалектов, поэтому между современными балкано-романскими
(румыно-молдавский, мегленитский, истро-румынский, аромунский)
и итало-романскими
(итальянский, сицилийский, истрийский, неаполитано-калабрийский)
наблюдаются общие черты, отсутствующие в других подгруппах романских языков – ретороманской
(руманиш, энгади, фриульский, ладинский)
, тиррено-романской
(сардинские и корсиканский)
,
галло-романской
(французский, валлонский, смешанный франко-провансальский)
и иберо-романской
(испанский, португальский, галисийский, провансальский
<по последним исследованиям, этот "диалект" французского определен в эту подгруппу, некоторые ученые даже вычленяют каталанский и провансальский языки в пиренейско-романскую
или лигурско-романскую
подгруппу>, каталанский)
, гасконской
(гасконский язык близок иберо- и франко-романским, но возник на особом субстрате).
Ученые выделяют два этапа развития балкано-романских языков.
Первый
длился с 1 по 7 вв. н.э., когда происходило развитие дунайской латыни (romana comuna, romana primitiva, staromana, protoromana)
, образовавшейся в результате перехода местных фрако- и славяноязычных народов на латинский язык. К этому периоду относится образование энической группы валахов (влахов -- пастухов), из числа романизированных народов Дуная.
На карте распространения языков в 6 в.
видно, что территория, занятая романизированными даками, была ограниченной – между Южными и Восточными Карпатами, и постепенно сокращалась за счет славянской экспансии. Более распространенным был далмато-романский язык романизированных иллирийцев.
Предположительно в 8 веке нашей эры начался распад romana comuna на две зоны: северную и южную. Хотя некоторые ученые полагают, что единой дунайской латыни не существовало: языки и диалекты развивались автономно и независимо, и имеют общие черты лишь потому, что сформировались на однородном этническом субстрате. Северная граница распространения romana comuna лежала у Западных Карпат, южная – у Стара-Планины (Балкан).
Второй период
(7-9 вв.) – время сильного венгерского и славянского влияния. Причем славянское влияние, как правило, болгарское. Югославские языки сохранили древнеславянские звукосочетания /тж/ и /дж/, а в болгарском они перешли в /ст/ и /зд/ (т.н. линия Е. Петровича – изоглоссы /ст/ и /зд/ – проходящая по границе Сербии и Болгарии, и разделяющая эти два языка)
. Многие славянские заимствования в балкано-румынских имеют именно болгарскую форму: «праща (рус.) – праста (болг.) – прача (сербскохорватское) – prastie (дако-рум.) – prast’e (истро-рум.)»
. Линия Константина Жиречека
разделяет балканские языки на зоны греческого и латинского влияния, она проходит по хребту Стара-Планина. Балкано-романские языки, албанский, сербскохорватский, словенский входят в сферу влияния латыни, а болгарский (и его диалект – македонский – в зону греческого влияния).
Процент совпадения фонетических систем романских языков с латинской (в таблице указаны не все фонемы, а только присутствующие не во всех языках).
Фонема |
Порт. |
Исп. |
Франц. |
Итал. |
Румын. |
Латин. |
/ш/ |
||||||
/дж/ |
||||||
/ч/ |
||||||
/х/ |
||||||
/ц/ |
||||||
/ж/ |
||||||
носовые |
||||||
40 % |
70 % |
30 % |
60 % |
40 % |
ИТАЛО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
§ Истриоты (истрийцы).
До недавнего времени истриоты считались потомками романизированных ретов и включались в ретороманскую группу, а иногда считались этнической группой итальянцев. Некоторые ученые считали их потомками северных далматинцев. Сейчас, основываясь на оригинальных чертах внутренней структуры истриотского языка, принято рассматривать истриотов как отдельный народ, говорящий на языке, принадлежащем к итало-романской подгруппе. Истриоты являются потомками романизированных племен, живших на полуострове Истрия и прилегающих районах. Этими племенами могли быть с равной долей вероятности, как иллирийцы или венеты, так и реты (3-1 вв. до н.э.), говорившие на языке, близком к этрусскому. Не исключено, что в этнос истриотов влились славянские племена хорутан в середине I тыс. н.э.
В 1950-ых годах язык фиксировался только в 4 селах из 8 исторически истриотских – Ровине, Водняне, Бале и Галижано. В 1980-ых остатки речи засвидетельствованы только в Ровине и Водняне. Отмечено несколько говоров: своеобразный диньянский, ровинский, галлезанский, пиранский и пульский (имеет значительный венетский субстрат), говор села Валле, фезанский говор
. Из них «живыми» являются только первые два.
Всего истриотами себя считают менее 1 тыс. чел. на ю.з. побережье п-ова Истрия. Часто отождествляются с истро-румынами. Католики. Антропологически их можно отнести к т.н. адриатическому типу
(смешанному динарско-средиземноморскому). (см. хорваты
).
Фрагмент текста на истриотском языке: "Salve, o Regeina, mare de mi/aricuordia, veita, dulcisa e sparansa, salve: A Tei femo ricurso nui suspiremo, dulenduse, piurando in sta val da lagrame"
.
==============================================================
ЛИБУРНО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
==============================================================
§ Нео-либурны
До середины 20 века на островах Крк и Раб в Адриатическом море (Хорватия) жили потомки древнего индоевропейского народа либурнов (веян). Их язык входил в западную зону индоевропейской семьи вместе кельтскими, италийскими, иллирийскими, лузитанскими (предположительно), тохарскими и венетским языками. Особенно близок он был венетскому, но, ко всему прочему, имел стабильные схождения с анатолийскими.
Разговорным для современных либурнов был романизированный вариант либурнского языка ган-веян («родная речь»)
, который часто называли нео-либурнский
и определяли особую подгруппу романской группы, близкую далматинской. Грамматика нео-либурнского языка была сильно латинизирована, а лексический состав отличался разнообразием: 41 % составляли слова из чакавского языка (диалект сербско-хорватского), 34 % – латинские слова и 23 % – наследие либурнского и гитмитского
(гитмиты – неиндоевропейский, а вероятно, прото-средиземноморский, народ, некогда живший на адриатическом побережье Балкан).
В эпоху СФРЮ лингвист Митькл Йошамя предпринял попытку издания грамматики и словаря ган-веян, но был обвинен в заговоре (национальная политика базировалась на славяно-центризме) и затем убит югославскими спецслужбами.
В 80-е годы 20 века носителями ган-веян были не более 12 человек в долине Башка.
К особенностям нео-либурнского можно отнести, то, что его различает с далматинскими, итальянскими и румынскими языками: ударение на последний слог, отсутствие палатализации согласных (смягчения и последующего изменения), 3 рода в ед.ч. и один (коллективный) во мн.ч., сложная глагольная структура, пересечения с анатолийскими.
Либурны имели развитое этническое самосознание, но малую численность, которая не смогла обеспечить их выживание. О развитом самосознании может свидетельствовать тот факт, что либурнские мореплаватели заносили во время путешествий в свои журналы альтернативные географические названия: Сесерна-Кулап (Атлантический океан), Артиберна (Испания), Бука-Семерна (Гибралтар), Бука-Сорина (Магелланов пролив), Челами-Захойне (Анды), Кукур-Захой (Амазония), Кулап-Индран (Индийский океан), Хатия (Малая Азия), Кирния (Корсика), Мейсемера (Мексика), Мика-Семера (Пуэрто-Рико), Мисире (Египет), Семерай (Америка), Сион-Кулап (Тихий океан), Сионсорин (Антарктика), Тохорай (Скандинавия), Ури-Тохорне (Копенгаген), Ури-Тудорне (Лондон), Урмерик (Нью-Йорк), Вариндран (Гималаи), Задиндра (Индокитай).
Антропологически - адриатический тип
. Религия - католики. В настоящее время ассимилированы хорватами.
==============================================================
ДАЛМАТО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
==============================================================
§ Далматинцы.
Далмация – область на восточном побережье Адриатического моря, захватывающая горы Велебит и Динары. Название местности происходит от иллирийского “delm” – «овца»
. До н.э. здесь жили иллирийцы, которые в начале н.э. подверглись романизации, а вскоре их основная часть была славянизирована. До 7 в. н.э. на далмато-романском языке говорили почти на всей территории запада Балканского полуострова. Отдельные островки носителей далматинского языка сохранялись до конца 19 века на всем побережье Адриатики и островах. Достоверно известно о далматинской речи в городах: Велья (Крк), Оссеро, Арбе, Задар, Трогир, Сплит, Дубровник (Рагуза), Котар.
Говорить о едином «далматинском языке» нельзя – таким термином называют совокупность говоров, которые являлись результатом независимого развития латыни на восточном побережье Адриатики. Термин был предложен М. Бартоли в 1906 году, до этого в ходу было понятие «вельотский язык». Нельзя таким образом говорить о «далматинском народе».
Далматинские говоры имеют много общих элементов с балкано-романскими, но грамматика – итало-романская. Ученый К. Тальявини классифицирует эти говоры, как смешанные (или переходные) и тяготеющие к итало-романской подгруппе.
По ряду критериев (произношение латинских букв «с» и «g» перед «i», структурные отличия)
говоры делятся на 3 зоны: северная (вельотская)
– просуществовала до конца 19 века на острове Крк (Велья); центральная
– имела место в городе Задар в 11-15 вв.; южная (рагузанская)
– говоры этой зоны использовались в 13-15 вв. в городах Рагуза и Котар.
Фрагмент текста на далмато-романском языке: "Ϊna krestomαtia da la langa neodalmαtika ku ϊna deskripsiσn gramatikαl da la lαnga, ku ϊna glosϊra, e ku des tιkstas, tϊti ku traduksiσnes in-a la langa englιza".
"Tuota nuester, che te sante intel sil: sait santificuot el naun to. Vigna el raigno to. Sait fuot la voluntuot toa, coisa in sil, coisa in tiara. Duote costa dai el pun nuester cotidiun. E remetiaj le nuestre debete, coisa nojiltri remetiaime a i nuestri debetuar. E naun ne menur in tentatiaun, mui deliberiajne dal mal."
В настоящее время входят в этнос хорватов и в большинстве своём славянизированы.
Антропологически – адриатический расовый тип
(см. хорваты
).
==============================================================
БАЛКАНО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
==============================================================
Северная общность
§ Румыны (romana) и молдаване (moldova).
Потомки романизированных фракийских племен (даки, геты, трибалы, мезы, бессы и др.). Римское владычество было недолгим и выразилось лишь в замене фракийских диалектов дунайской латынью (romana comuna). Фракийские племена (около 200 этнонимов) были очень многочисленны, хотя и жили на не очень большой территории: на Нижнем Дунае (мёзы и трибалы – к югу; даки и геты – к северу), Южных и Восточных Карпатах (бессы), юго-востоке Балканского полуострова (одрисы и фракийцы), незначительная часть вместе с родственными фригийцами – на с.з. Малой Азии (мисийцы). По некоторым версиям, причерноморские киммерийцы и тавры были смешанным адыго-фракийско-кельто-иранским народом. Основные упоминания о фракийцах относятся к 6-3 вв. до н.э. Существовала культурная разница между северными и южными фракийцами. Более продвинутыми были даки и геты. Раб Спартак был фракийцем. В 5 в. существовало мощное государство Одрисов.
К дако-фракийским временам восходят топонимы с окончаниями: -дава, -дева, -дауа, -дебе (дак.), -пара, -фара, -пера, - парон, -бриа, - диза (фрак.).
Во 2 в. до н.э. на Дунай проникли кельты.
С дако-гетами контактировали язиги
и роксоланы
– иранские племена.
В 1 в. до н.э. гет Буребиста объединил дако-гетские земли в государство, попутно завоевав часть альпийских земель. Притязания дако-гетов на Мёзию, принадлежащую Риму привели к разрушению Дакии в 106 году н.э. Тогда же был разрушен город Сармизегетуса (нынче Грэдиштя-Мунчелулуй) – столица Дакии.
В первые века н.э. дако-геты подверглись романизации. Они жили на небольшой территории к северу от Дуная. В 275 Дакия была захвачена готами. С 4 в. н.э. в Добрудже обосновались скифы.
В 6 веке на Дунай начали проникать славяне, а затем – новая волна кочевников (булгар). Но они занимали места на реке Тиса и горах Стара-Планина, минуя валашские земли. В этот же период началось валашское освоение рек Прут и Днестр (т.н. Бессарабии – по имени фракийского племени бессов), и ассимиляция местного славянского населения (уличей и тиверцев). Германский элемент выразился в присутствии готов, бастарнов, скиров, тайфалов.
В 9 веке в Карпатах появились венгры, они осели в Паннонии, а часть из них захватила Трансильванию, где жили валахи. Тесное соседство с венграми привело к появлению в языке валахов многих венгерских заимствований.
В 1500 году уже существовали княжества Валахия (в Южных Карпатах) и Молдавия (к западу и востоку от реки Прут) с населением, говорившем на дако-румынских диалектах. В Новое время, в Трансильванию стали проникать германские переселенцы, которые занимались горняцким делом.
Язык:
румыны и молдаване используют одну и ту же литературную форму дако-румынского языка, который зовется в каждом конкретном случае по-разному (в Молдавии – молдавским, в Румынии – румынским, в научной литературе – дако-румынским).
Количество общей лексики у румынского с другими языками романской группы: с итальянским – 77 %, с с французским – 75 %, сардинским – 74 %, с каталонским – 73 %, с рето-романскими – 72 %, с португальским – 72 %, с испанским – 71 %.
Ea
semper fenestram claudit antequam cenet.
(Latin) Ella (or lei ) chiude sempre la finestra prima di cenare . (Italian) Elle ferme toujours la fenêtre avant de dîner. (French) Ella siempre cierra la ventana antes de cenar . (Spanish) Ela fecha sempre a janela antes de jantar . (Portuguese) Ella tanca sempre la finestra abans de sopar. (Catalan) |
|
Диалекты дако-румынского языка:
банатский диалект (ю.з. Румынии) кришанский диалект (с.з. Румынии) – имеет много говоров. мунтянский (валашский) диалект – литературный (Южные Карпаты, Добруджа, юг Румынии по Дунаю, Болгария, автономия Воеводина в составе Сербии). молдавский диалект (с.в. Румыния, Молдова, Буковина – Черновицкая область Украины, север Добруджи) - буковинский вариант (граница Украины и Румынии) - молдавский вариант (литературная форма близка литературной форме румынского языка, отличается лишь графическим отображением) – различают северо-западные, северо-восточные, центральные и юго-западные говоры. 40 % слов имеют славянские корни. марамурешский диалект (север Румынии, Восточные Карпаты) трансильванский (арделенезе) диалект (группа говоров между Восточными и Западными Карпатами) переходные диалекты: добруджанский, баяшский (на нем в основном говорят цыгане, проживающие в Румынии, этот диалект развился из банатского с сильным влиянием венгерского и цыганского), олтеншский (Нижняя Валахия) - диалект с простыми глагольными временами. |
|
Фонетические особенности румынского языка: различение латинских /ŏ/ и /ŭ/, переход «an > în» перед гласным и согласным, а также «am + согласный > îm» (за исключением слов славянского происхождения), возникновение нового морфологического чередования гласных (tot – "весь", toată – "вся"). Противопоставление палатализованных и непалатализованных согласных; специфичен переход интервокального «l > r»; наблюдается лабиализация «qu > р, qu > b». Особое развитие имеют сочетания согласных с последующим /i/, например «t + i > ţ [ц]»; «d+ i > dz > z». |
В результате изоляции romana communa от остального латинского мира, в языке развились индивидуальные особенности, многие из которых, однако, близки итало-романским и далмато-романским, например, > (лат. cl arus > рум. chi ar, ит. chi aro), > (лат. cogn atus > рум. cumn at, далм. comn ut). |
Латин. |
Русс. |
|
дифтонгизация /е/ и /о/ |
|||
йотацизм /е/ - > /ie/ в начале слова |
|||
переход велярных /к/ и /g/ в лабиальные /p/, /b/, /m/ перед альвеолярными согласными |
oct
o |
opt |
восемь |
ротацизм /r/ - > /l/ между гласными и на конце слов |
|||
палатализация альвеолярных /d/ и /t/ в /dz/, /z/, /c/ перед кратким /е/ и долгим /i/ |
|||
по аналогии с французским проторумынский потерял исконный латинский звук /kw/ (qu) и обратил его либо в /р/, либо в мягкое/твердое /к/ |
qu attuor qu alitat |
c alitate |
качество |
Типологически румынский язык имеет много общего с другими языками Балканского полуострова: утрата инфинитива, описательная форма будущего времени, наличие постпозитивного артикля
; формы числа и рода существительных, прилагательных, местоимений, система спряжения сохраняют, в основном, морфологические черты народной латыни. Числительные от 11 до 19 образуются по славянской модели. В лексике много славянских и греческих заимствований. Письменные памятники на румынском языке известны с 16 в. (переводы старославянских церковных текстов и деловых документов). Формирование литературного румынского языка произошло в 19 в. Кириллическая графика в 19 в. была заменена латинским алфавитом. В молдавском языке-диалекте она сохранилась.
Религия:
молдаване – православные, румыны – православные и католики.
Окончания фамилий:
молдаване <Пеленягрэ, Ротару> (-рэ, -ру), румыны <Колонеску, Денусяну, Пушкариу, Тородан, Капидан> (-еску, -яну, -иу, -ан).
Антропология
изучена недостаточно хорошо.
Известно, что молдаване Молдавии в большинстве своем относятся к т.н. прутскому кластеру северо-понтийского типа
, который часто называется нижнедунайским
. Более подробная статья об этих типах -- в разделах про славян.
Буковинские молдаване вместе с гуцулами и большей частью румын (35 % – центр, север) относятся к динарскому расовому типу
. Это потомки даков, иллирийского народа, в какой-то исторический период времени перешедшего на язык фракийской группы.
Южные и восточные румыны (25 %) вместе с северными болгарами объединяются в нижнедунайский расовый тип
, который сочетает в себе черты динарского и понтийского, но при этом нижнедунайцы незначительно отличаются от представителей адриатического типа
(динарско-средиземноморский микс) и византийского. По мнению Бунака, нижнедунайский тип – это особая ветвь европеоидной расы: форма черепа – средиземноморская (понтийская), черты лица и телосложение – динарские.
Альпийский
тип в Румынии встречается повсеместно в пропорции 10 % – потомки кельтских поселенцев.
В центральных районах Румынии не редки представители нордического
типа (3 % – в Трансильвании).
В северо-восточной части Румынии и в Молдавии представлены восточно-европейские элементы
(20 % общего числа румын).
В пограничных динарско-восточно-европейских и динарско-нордических областях встречаются представители норикского
типа (7 %).
Северные и западные румыны выше и брахикефальнее (указатель – 84-87 против 80) южных румын и молдаван. Размер головы варьируется не сильно: самая большая голова у западных румын, смешанных с венграми, и у молдаван в зоне контакта с гагаузами. Пигментация у нижнедунайцев очень темная, волосяной покров развитый.
Понтийский компонет нижнедунайского типа (основного расового типа фракийцев) можно вывести, как из контактов фракийцев с выходцами из Малой Азии или Северного Кавказа (в частности, ашуйской группы), так и из того, что фракийцы представляют собой смешение древнего дунайского типа
(к которому принадлежали индоевропейцы западной ветви) с динарцами
. Антропологические характеристики древних дунайцев (официально – тип средиземноморской ветви) были следующими: низкий рост, высокое лицо, широкий нос, мезокефалия.
Трансильванка (смешение |
Трансильванец норикского типа |
Молдаванин нижнедунайского типа прутского кластера |
Норик с восточно-европейскими элементами
|
||||
Румыны динарского типа | |||||||
**** | |||||||
Этническая карта Молдавии | |||||||
§ Истро-румыны (влахи, румани, румари, чирибири, чичи)
Иногда отождествляются с истриотами. Ведут происхождение от романоязычных пастухов (мавровлахов, морлаков, чичей, ускоков), кочевавших с 10 по 14 вв. по Югославии и переселившихся в 15-16 вв. из Северной Далмации в Истрию, Словению, Каринтию. Они откололись от восточных дако-румын, романизированных гетов (Добруджа), до венгерского вторжения и их язык не имеет венгерских заимствований. В истро-румынском также сохранились сочетания /cl-/ и /gl-/, которые в дако-румынском они перешли в /k/ и /g/. Наблюдается ротацизм: переход /n/ в /r/. Эта черта сближает истрорумынский с западными диалектами дако-румынского. После закрепления на острове Истрия они адсорбировали новых переселенцев – арумын и банатцев. Многие были ассимилированы славянами, на что указывают многочисленные параллели между истро-румынским и сербскохорватским. До 19 века они жили т.ж. в Триесте и на о. Крк. вместе с либурнами. Истро-румынский считается смешанным славяно-романским языком. Жеянский (северный) говор
– горы на с.в. Истрии Причем жеяне и южные истро-румыны называют себя чичи, а сушневицкие – влахи. Адриатический расовый тип (высокий рост, относительно светлая пигментация волос и глаз, высокий выступающий нос, узкое лицо, суб- и брахикефалия, пропорциональное тело). (см. хорваты ). Около 1 тыс. человек в нескольких селах восточной части полуострова Истрия в Словении. Католики . Примечание: |
Южно-дунайская общность
§ Аромуны (арумыны, куцовлахи, влехи, цинцары, каракачаны, македо-румыны, арманджи, рраманджи, чобаны).
Аромунами называют группу племен, говорящих на говорах, объединенных на основе структурных признаков и не имеющих наддиалектной формы. Упоминаются с 10 в. н.э. В 13-14 вв. в Эпире существовали арумынские государственные образования. Существуют переходные мегленитско-арумынские говоры, что указывает на близкое происхождение этих народов. пиндцы (самые многочисленные) – Салоники, Пинд, Македония. - субэтнос жителей горы Олимп грамостяне – граница Албании и Греции. После разрушения села Грамосте в 18 веке турками, они расселились в Македонии и на ю.з. Балкан. фаршероты – село Фрашери в Албании, откуда они расселились на восток и Эпир, Македонию и Салоники - субэтнос мюзекеров на побережье Адриатики а Албании москопольцы – село Москополье (Арумынский Иерусалим) было разрушено албанцами, в 18 веке они выехали в Македонию и Салоники |
Ученые М. Караджиу и Мариоцяну делят аромунские говоры на F-диалекты (фаршеротский и мюзекерский) и A-диалекты (все остальные).
По классификации Т. Папахаджи и Т. Купидаиу различают:
северные говоры:
- фаршеротский и мюзекерский;
- москопольский;
- говоры, близкие меглено-румынскому языку (1. бяла-де-суе и бяла-де-жос, 2. гопеш и муловиште)
южные говоры:
- пиндский,
- грамостянский,
- олимпский
Ученый Т. Капидан полагает, что пиндские арумыны – романизированные арумынами албанцы. По другой версии, пиндцы – потомки даков и бессов (Бессарабия), переселившихся, сначала под давлением восточных славян на реку Сава (приток Дуная) в Боснии, а потом – на юг, в Эпир и Македонию.
Численность : 1,5 млн. чел.; из них 60 тыс. – в Албании, 50 тыс. – в Пинде (Греция), остальные – в Болгарии, Сербии, Македонии. Слабое этническое самосознание, нет стремления к созданию автономий. Делятся на племенные ветви – рамури и тульпии , которые не всегда совпадают с диалектным членением.
По религии – православные.
Антропологически выделяются пиндцы – альпийский тип, остальные арумыны – нижнедунайского и византийского типов.
Фрагмент текста на арумынском языке: "Tatã a nostru care es"ti în t"eru, s-aiseascã nuam a Ta, s-vinã amiraliea a Ta, s-facã vrerea a Ta, as"i cumu în t"eru, as"i s"i pisti locu. Pânea a noastrã at"ea di tute dzâlele dã-nã o nau adzâ s"i nã li iartã amãrtilili noastre as"i cumu li iartãmu s"i noi unu a altui. S"i nu nã du pri noi la cârtire, ma nã aveagli di at"elu arãu. Cã a Ta easte amiraliea s"i puterea a Tatãlui s"i Hiliului s"i a Spiritului Sântu, tora, totana s"i tu eta etelor. "
Aromanian |
Romanian |
|
Vocala easti un son dit zburărea-a omlui, faptu cu triţearea sonoră, libiră ş-fără cheadică, a vimtului prit canalu sonor (adrat di coardili vocali şi întreaga gură) ică un semnu grafic cari aspuni un ahtari son. |
Vocala este un sunet din vorbirea omului, făcut cu trecerea sonoră, liberă şi fără piedică, a vîntului prin canalul sonor (compus din coardele vocale şi întreaga gură) sau un semn grafic care reprezintă un atare sunet. |
The vowel is a sound in human speech, made by the sonorous, free and unhindered passing of the air through the sound channel (composed of the vocal chords and the whole mouth) or a graphic symbol corresponding to that sound. |
Aşi bunăoară, avem şasi vocali ţi s-fac cu vimtul ţi treaţi prit gură, iu limba poati si s-află tu un loc ică altu şi budzăli pot si sta dişcľisi ună soe ică altă. |
Aşa bunăoară, avem şase vocale ce se fac cu vîntul ce trece prin gură, unde limba poate să se afle într-un loc sau altul şi buzele pot să stea deschise un soi sau altul. |
This way, we have six vowels that are produced by the air passing through the mouth, where the tongue can be in one place or another and the lips can be opened in one way or another. |
Vocalili pot s-hibă pronunţati singuri ică deadun cu semivocali i consoani. |
Vocalele pot să fie pronunţate singure sau deodată cu semivocale sau consoane. |
The vowels can be pronounced alone or together with semivowels or consonants. |
§ Меглено-румыны (меглениты, влахеште).
Под термином меглениты подразумевают племена, говорящие на совокупности говоров, близких структурно. Название предложено Г. Вейгандом.
северные говоры (Македония)
центральные говоры (Греция: Люмницы, Купы, Ошини, Барислава, Лундзини). Лундзинский отличается переходом /ц/ в /с/.
цернарекинский говор (близок нескольким говорам аромунского).
Были открыты довольно поздно ученым Вейгандом, который заметил, что говоры области Меглен в Македонии представляют собой отдельную ветвь балкано-романских языков. Он также предположил, что меглениты – потомки валахов, которые в 12 веке участвовали в создании Болгаро-Валашского государства. В качестве альтернативы лингвист предлагал версию, согласно которой меглениты – потоки романизированных печенегов (10 в.). О. Денусяну считал мегленитов потомками дако-румынских колонистов. Свою теорию он подкреплял лингвистическими исследованиями, которые показывали, что дако-румынский и мегленитский языки противостоят арумынскому. Очевидно, что меглениты испытали греческое влияние, но сохранили структуру числительных, как в латинском. В дако-румынском и арумынском числительные строятся по славянской модели.
Сходства мегленитского и дако-румынского, их различие с арумынским.
Двадцать: daozots
(меглен.) – douazeci
(дако-рум.) – yingits
(арум.) – (сравни франц. vingts
) и т.п.
меглен. |
дако-рум. |
арум. |
русс. |
antsileg arzint drum floari friguri frik kriel pimint skimp timp trimet utsit vink |
inteleg argint drum floare friguri frig crier leac pamint schimb timp trimet ucid inving |
(prindu, duk’escu) (asime) (kale) (lilitse) (hiavro) (coare) (moduo, minte) (yatrie) (aus) (nare) (loc) (aleksesku) (k’ero, an) (pitrek) (vatom) (nik’isesku) |
интеллект серебро дорога сливки лихорадка мороз голова (?) снадобье
время |
Через некоторое время Денусяну изменил точку зрения и пришел к выводу, что меглениты – выходцы с запада Румынии, из Бихора, откуда были вытеснены венграми.
Параллельно существовала теория С. Пушкариу и Т. Капидана. Они считали мегленитов потомками романизированных мёзов и трибалов, живших южнее Дуная. И приводили свои лингвистические схождения и расхождения между дако-румынским, с одной стороны, и с другой – мегленитским и арумынским.
В настоящее время принято считать мегленитов потомками романизированных мёзов, живших к югу от Дуная, единым этномассивом с арумынами. Их праязык обособился от народной латыни в 9 в. н.э. Предки арумын покинули Дунай в 10-11 вв., а предки мегленитов ушли позже – в 13 веке. Меглениты восприняли ряд черт из болгарского языка, которых нет в арумынском. В частности, переход /a, i/ в /o/ появился в болгарском с 12 века.
Численность
– 20 тысяч человек в Греции к северо-востоку от Салоник, в Македонии и Румынии.
Религия
– православные, жители Нотии (они известны как караджовалиды
) обращены в ислам в 18 веке.
Антропология
– византийский тип
(см. греки
).
Сравнительная характеристика балканских народов.
Словенцы |
Черногорцы |
Сербы |
Болгары |
Албанцы |
Критяне |
Греки |
||
Рост |
168 см |
178 см |
168 см |
166–167 см |
167–174 см |
От 170 см |
От 167 см |
|
Черепной указтель |
78–80 |
83–90 |
78–80 |
78–88 |
||||
Серые глаза |
18 % |
15 % |
7 % | |||||
Голубые глаза |
70 % |
20 % |
||||||
Смешанные глаза |
57 % |
35 % |
35 % |
23 % |
50–53 % |
99 % |
||
Темные глаза |
30 % |
25 % |
45 % |
50 % |
70 % |
40–43 % | ||
Светлые волосы |
50 % |
10 % |
10 % |
15 % |
7 % | |||
Каштановые оттенки |
50 % |
46 % |
35 % |
90 % |
45 % |
93 % |
80 % |
|
Темные волосы |
45 % |
55 % |
40 % |
15 % |
||||
Прямой и волнистый нос |
50 % |
33 % |
60 % |
80 % |
44 % |
60 % |
||
Вогнутая форма |
25 % |
15 % |
15 % |
20 % |
10 % |
|||
Выпуклая форма |
25 % |
52 % |
25 % |
50 % |
30 % |
|||
I / II / III / IV группы крови (%) |
38 / 42 / 16 / 5 |
32 / 44 / 15 / 8 |
38 / 43 / 13 / 6 |
40 / 42 / 14 / 5 |
||||
Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2008
Насчитывается 11 романских языков: португальский, галисийский, испанский, каталанский, французский, провансальский (окситанский), итальянский, сардинский (сардский), ретороманский, далматинский (исчез в конце 19 в.), румынский и шесть разновидностей романской речи, которые рассматриваются как промежуточные между языком и диалектом: гасконский, франко-провансальский, арумынский, меглено-румынский, истро-румынский и молдавский (диалект румынского, имевший статус государственного языка в Молдавской Республике в составе СССР).
В эпоху Великих географических открытий романские языки распространились в Новом Свете: французский - в Канаде (около 6 миллионов канадцев говорят по-французски и около 9 миллионов - по-английски), португальский - в Бразилии (там он является родным для 90 миллионов, в то время как в самой Португалии - лишь для 9 миллионов человек), испанский - по всей Центральной и Южной Америке.
Основные черты романских языков:
в фонетике - отказ от количественных различий гласных; общероманская система насчитывает 7 гласных (наибольшая сохранность - в итальянском); развитие специфических гласных (носовые во французском и португальском, лабиализованные передние гласные во французском, провансальском, ретороманских; смешанные гласные в балкано-романских); образование дифтонгов; редукция безударных гласных (особенно конечных); нейтрализация открытости/закрытости е и о в безударных слогах; упрощение и преобразование групп согласных; возникновение в результате палатализации аффрикат, перешедших в некоторых языках в щелевые; ослабление или редукция интервокального согласного; ослабление и редукция согласного в исходе слога; тенденция к открытости слога и ограниченной сочетаемости согласных; тенденция к фонетическому связыванию слов в речевом потоке (особенно во французском);
в морфологии - сохранение флективности с сильной тенденцией к аналитизму; у имени 2 числа, 2 рода, отсутствие категории падежа (кроме балкано-романских), передача объектных отношений предлогами; разнообразие форм артикля; сохранение падежной системы у местоимений; согласование прилагательных с именами в роде и числе; образование наречий от прилагательных посредством суффикса -mente (кроме балкано-романских); разветвлённая система аналитических глагольных форм; типовая схема романского глагола содержит 16 времён и 4 наклонения; 2 залога; своеобразные неличные формы;
в синтаксисе - порядок слов в ряде случаев фиксирован; прилагательное обычно следует за существительным; детерминативы предшествуют глаголу (кроме балкано-романских).
Письменность. Все романские языки пользуются ныне латинским алфавитом. Исключение в 1940-80-х гг. составлял молдавский диалект румынского языка, в котором по распоряжению советских властей применялась кириллица. Для изображения звуков, отсутствующих в латыни, романские языки задействуют буквосочетания и диакритические знаки.
Современные германские языки делятся на две подгруппы – северную и западную (восточногерманская подгруппа представлена мертвым языком – готским). Северногерманские (или скандинавские) языки – это шведский, датский, норвежский, исландский и фарерский (язык Фарерских островов); все они имеют литературно-письменную форму.
Западногерманские языки – это английский, немецкий, нидерландский (голландский и фламандский), фризский; к западногерманским языкам примыкает идиш, возникший в 10-12вв. на основе восточных верхненемецких говоров; морфология идиша немецкая, словарный состав и синтаксис возникли под влиянием древнееврейского и славянских языков.
Ареал распространения современных германских языков: Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, часть Бельгии, часть Швейцарии, Люксембург, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, США, Канада, ЮАР, Индия, Австралия, Новая Зеландия. Общее число говорящих свыше 550 млн. человек.
Отличительные особенности германских языков:
o в фонетике: динамическое ударение на первом (корневом) слоге; редукция безударных слогов; ассимилятивное варьирование гласных, приведшее к историческим чередованиям по умлауту (по ряду) и преломлению (по степени подъёма); общегерманское передвижение согласных;
Индоевропейцы |
---|
Индоевропейские языки |
Анатолийские
·
Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Греческие Иллирийские Арийские : Нуристанские , Иранские , Индоарийские , Дардские Италийские (Романские ) Кельтские · Палеобалканские Славянские · Тохарские курсивом выделены мёртвые языковые группы |
Индоевропейцы |
Албанцы ·
Армяне ·
Балты Венеты · Германцы · Греки Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы Италики (Романцы) · Кельты Киммерийцы · Славяне · Тохары Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности |
Праиндоевропейцы |
Язык ·
Прародина ·
Религия |
Индоевропеистика |
Романские языки - группа языков и диалектов , входящих в италийскую ветвь индоевропейской языковой семьи и генетически восходящих к общему предку - латыни . Название романский происходит от латинского слова Romanus (римский). Наука , изучающая романские языки, их происхождение, развитие, классификацию и т. д. называется романистика и является одним из подразделов языкознания (лингвистика). Народы , говорящие на них, также называются романскими .
Происхождение
Романские языки развились в результате дивергентного (центробежного) развития устной традиции разных географических диалектов некогда единого народно-латинского языка и постепенно обособились от языка-источника и друг от друга в результате разнообразных демографических, исторических и географических процессов. Начало этому эпохальному процессу было положено римскими колонистами, заселявшими удалённые от столицы - г. Рима - регионы (провинции) Римской империи в ходе сложного этнографического процесса, получившего название античная романизация в период 3 в. до н. э. - 5 в. н. э. В этот период на различные диалекты латыни оказывают влияние субстрат . Долгое время романские языки воспринимались лишь как просторечные говоры классического латинского языка, а потому практически не использовались в письменном виде. Становление литературных форм романских языков во многом опиралось на традиции классической латыни, что позволило им вновь сблизиться в лексическом и семантическом плане уже в новое время. Считается, что языки романской группы начали отделяться от латыни в 270 году, когда император Аврелиан увел римских колонистов из провинции Дакия .
Классификация
Северодунайские языки
Южнодунайские языки
Официальный статус
См. также
- Списки Сводеша для романских языков в Викисловаре
Напишите отзыв о статье "Романские языки"
Примечания
Литература
- Сергиевский М. В. Введение в романское языкознание. - М .: Изд-во литературы на иностранных языках, 1952. - 278 с.
- Романские языки. - М ., 1965.
- Корлэтяну Н. Г. Исследование народной латыни и её отношений с романскими языками. - М .: Наука, 1974. - 302 с.
Ссылки
- Романские языки / Гак В. Г. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
- // Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
Отрывок, характеризующий Романские языки– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался. – Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя. – Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец? – Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера. – Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни. – Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон. – Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец. – Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения. – Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?… – Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти. – Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая… – Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение. – Отчего вы не служите в армии? – После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем. – Стало быть вы служите? – Служу. – Он помолчал немного. – Так зачем же вы служите? – А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился. – А, ну так вот видите! – Да, mais ce n"est pas comme vous l"entendez, [но это не так, как вы это понимаете,] – продолжал князь Андрей. – Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу протоколисту, который украл какие то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же. Князь Андрей всё более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему. |
Обсуждался статус некоторых языков и диалектов: галисийского (диалект португальского или отдельный язык), каталанского и окситанского (два разных или варианты одного языка), гасконского (отдельный язык или диалект провансальского), франко-провансальского (отдельный язык или диалект окситанского или французского), ретороманского (один язык или группа языков), арумынского (или аромунского), мегленитского (или мегленорумынского), истрорумынского - отдельные языки или диалекты румынского языка, молдавского (отдельный язык или вариант румынского). Трудности разграничения Р. я. усугубляются неравномерностью их развития. Так, провансальский язык, имевший богатую литературу в средние века, утратил своё значение, с 13 в. сфера его использования как средства публичного (не бытового) общения сузилась, в связи с чем некоторые учёные считали провансальские говоры диалектами французского языка. Развитие письменности на некоторых диалектах вне основной зоны данного языка (на валлонском - диалекте французского языка, корсиканском - диалекте итальянского языка, и др.) способствует их обособлению в отдельные литературные языки . Некоторые литературные Р. я. имеют варианты: ретороманский; французский - в Бельгии, Швейцарии, Канаде; испанский - в Латинской Америке; португальский - в Бразилии. На основе Р. я. (французский, португальский, испанский) возникло более 10 креольских языков .
Различают 3 зоны распространения Р. я. 1) «Старая Романия»: территория Европы, входившая в состав Римской империи и сохранившая романскую речь - ядро формирования Р. я. Сюда относятся: Италия, Португалия, почти вся Испания и Франция, южная Бельгия, западная и южная Швейцария, основная территория Румынии, Молдавская ССР, отдельные вкрапления на севере Греции, юге и северо-западе Югославии. 2) В 16-18 вв. в связи с колониальной экспансией образуются компактные группы романоязычного населения вне Европы - «Новая Романия»: часть Северной Америки (например, Квебек в Канаде, Мексика), почти вся Центральная Америка, Южная Америка, бо́льшая часть Антильских островов. 3) Страны, в которых в результате колониальной экспансии Р. я. стали официальными языками, но не вытеснили местных языков - значительная часть Африки (французский, испанский, португальский языки), небольшие территории в Южной Азии и Океании.
Романские языки являются продолжением и развитием народно-латинской речи на территориях, вошедших в состав Римской империи, причём они подвергались воздействию двух противоположных тенденций - дифференциации и интеграции. В развитии Р. я. выделяется несколько этапов.
3 в. до н. э. - 5 в. н. э. - период романизации - замены местных языков народно-латинским языком. Расхождения будущих Р. я. предопределялись уже в этот период факторами внутри- и внешнелингвистического характера. К первым относятся: а) диалектальный характер народной латыни, которая, несмотря на унифицирующее воздействие письменного латинского языка, имела специфический облик в каждой провинции; б) хронологические различия, так как к моменту завоевания какой-либо провинции сама латынь была уже иной (Италия была завоевана к 3 в. до н. э., Испания - в 3-2 вв. до н. э., Галлия - в 1 в. до н. э., Реция - в 1 в., Дакия - во 2 в.); в) темпы и социальные условия романизации (соотношение числа сельских и городских жителей, проникновение разговорной устной или литературной письменной речи), например сохранение морфемы ‑s мн. ч. в западной Романии (французский, испанский, португальский языки), объясняют влиянием литературной речи; г) влияние субстрата - языка местного населения, усваивавшего латынь (иберы в Испании, кельты в Галлии, северной Италии, Португалии, реты в Реции, даки на Балканах, оскско-умбрские племена в Италии). Некоторые учёные стремятся выявить под субстратом глубинный субсубстрат протоиндоевропейского или неиндоевропейского характера (лигурийский в северной Италии и южной Франции, этрусский в Италии и Реции и др.). Субстратом объясняют ряд специфических явлений в романских языках, например иберийским субстратом - переход f > h в испанском языке, кельтским - переход u > ü во французском языке, оскско-умбрским - переход nd > nn, mb > mm в итальянских диалектах. К факторам внешнелингвистического характера относится ослабление связей между провинциями.
5-9 вв. - период становления романских языков в условиях распада Римской империи и образования варварских государств, что способствовало изоляции диалектов. На романскую речь оказал влияние суперстрат - язык завоевателей (вестготов и других германских племён в Испании, франков в северной Галлии, бургундов в юго-восточной Галлии, ломбардов в северной Италии, остготов в Италии, славян в Дакии), растворившийся в ней. Наибольшему влиянию суперстрата подверглась романская речь в северной Галлии (французский язык - самый «германизированный» из Р. я.), Реции и Дакии. Германский суперстрат оставил значительные следы в лексике западнороманских языков. Во французском языке его воздействием объясняют развитие лабиализованных звуков ö и ü, инверсию при вопросе, неопределённое местоимение on < homme (ср. нем. man < Mann ) и др. Воздействие славянского суперстрата на формирование балкано-романских языков проявилось в области фонетики , морфологии , лексики, синтаксиса . Некоторое влияние на Р. я. оказал и адстрат - язык соседних народностей (греческий в южной Италии и Сицилии, арабский в Испании, немецкий в зоне ретороманского языка и др.). В 8 в. Р. я. осознаются отличными как от латыни, так и от других (например, германских) языков. В 813 Турский собор рекомендует священникам произносить проповеди не на латыни, но in rusticam romanam linguam («на деревенском романском языке»). В эту же эпоху появляются письменные свидетельства Р. я.: Рейхенауские и Кассельские глоссы , Веронская загадка. Первый связный текст на Р. я. - Страсбургские клятвы (842), сохранившийся в записи около 1000.
9-16 вв. - развитие письменности на романских языках и расширение их социальных функций. Первые тексты на французском языке восходят к 9 в., на итальянском, испанском языках - к 10 в., на провансальском, каталанском, сардском - к 11 в., на португальском и галисийском - к 12 в., на далматинском - к 13 в., на ретороманском - к 14 в., на румынском - к 16 в. Возникают наддиалектные литературные языки.
16-19 вв. - формирование национальных языков, их нормализация, дальнейшее обогащение. Проявляется неравномерность в развитии романских языков. Некоторые языки довольно рано складываются в национальные (французский, испанский в 16-17 вв.), приобретая впоследствии даже функции международных языков, другие (провансальский, галисийский, каталанский), игравшие большую роль в Средневековье, частично утрачивают свои социальные функции и вновь возрождаются как литературные языки в 19-20 вв. Современный период характеризуется большим разнообразием положения романских языков в разных странах; наблюдается движение за утверждение и расширение общественных функций ряда языков (каталанского, окситанского, французского языка в Канаде и др.).
В ходе развития романские языки испытывают влияние латинского языка, заимствуя из него слова, словообразовательные модели, синтаксические конструкции. Под влиянием латинского языка устраняются некоторые фонетические тенденции, особенно в сфере сочетаемости звуков. Создаётся вторичная общность романских языков. В результате заимствований из латыни в Р. я. образуются 2 слоя лексики - слова «народного фонда», восходящие к народной латыни и значительно различающиеся фонетически по языкам (ср. франц. fait , исп. hecho , итал. fatto , португ. feito , рум. fapt из лат. factum - «сделанное») и заимствования из литературного латинского языка, претерпевшие менее значит, фонетич. изменения и сохраняющие сходство (франц. facteur , исп., португ., рум. factor , итал. fattore из лат. factor - ‘фактор’). Вторичной общности романских языков способствуют заимствования из одного Р. я. в другие, например из старопровансальского и французского языков в другие Р. я. - в средние века, из итальянского - в 16 в., из испанского - в 16-17 вв., и особенно из французского - начиная с 17 в., а также широкое использование международной латинско-греческой терминологии.
Романские языки связаны разнообразными и постепенными переходами, что затрудняет их классификацию. По одним признакам (например, судьба конечного ‑o) северные Р. я. (французский, румынский) противопоставляются южным (испанский, итальянский), по другим (‑s как морфема множественного числа) - западные Р. я. (испанский, французский) противопоставляются восточным (итальянский, румынский), по третьим (например, предлог при одушевлённом прямом объекте) - латеральные (испанский, румынский) центральным (французский, итальянский). Попытки «измерить» степень близости между Р. я. на основании комплекса языковых черт (Ж. Мулячич, Дж. Пеллегрини) не дали убедительных результатов. Обычно Р. я. классифицируются по политико-географическому принципу, так как государственные объединения сыграли большую роль в формировании и сближении Р. я. Выделяется 5 подгрупп Р. я.: иберо-романская (португальский, галисийский, испанский, каталанский языки), галло-романская (французский, провансальский языки), итало-романская (итальянский, сардинский языки), ретороманская, балкано-романская (румынский, молдавский, аромунский, мегленорумынский, истрорумынский языки). Некоторые учёные относят ретороманскую подгруппу к итало-романской, каталанский язык к галло-романской (К. Тальявини), либо объединяют каталанский и провансальский языки в особую подгруппу (П. Бек). При этом выделяются «языки-мосты» (промежуточные между группами языков), например, далматинский язык занимает промежуточное положение между итало-романский и балкано-романской подгруппами. В. фон Вартбург вслед за А. Алонсо выделяет «непрерывную Романию» (от португальского до итальянского языка), которой противостоят «периферийные» языки (французский и балкано-романские). Развивая эту классификацию и исходя из основных типологических черт романских языков, можно объединить в одну группу языки «непрерывной Романии» (итальянский, окситанский, каталанский, испанский, галисийский, португальский языки), от которых отличается, с одной стороны, «внутренний» язык - сардский, характеризующийся обилием архаических черт, с другой - «внешние» языки - французский, ретороманский, балкано-романские, которым свойственны значительные инновации и которые испытали большее влияние иносистемных языков. Языки «непрерывной Романии» в наибольшей степени отражают общероманский языковой тип.
Романским языкам свойствен ряд общих тенденций, которые в каждом из них реализуются в разной степени; во многих случаях наиболее полно они осуществляются во французском языке. Наибольшее своеобразие в целом проявляют балкано-романские языки. Особенности звукового строя: в сфере вокализма - а) количественные различия гласных , свойственные латинскому языку, уступили место качественным, образовалась общероманская (кроме Сардинии) система из 7 гласных (i, e, ε, a, ɔ, o, u), которая сохранилась более всего в итальянском языке. В португальском и особенно во французском языках различие открытости/закрытости перестроилось и не всегда соответствует этимологии, в испанском и румынском языках оно утратило фонологический характер. В некоторых языках развились специфические гласные: носовые во французском и португальском языках, лабиализованные ö, ü во французском, провансальском, ретороманском языках, среднеязычные î, ă в балкано-романских; б) образовались дифтонги в результате дифтонгизации гласных под ударением и выпадения интервокальных согласных (многочисленные дифтонги старофранцузского языка подверглись стяжению); в) произошла редукция безударных гласных (в т. ч. и конечных) - в наибольшей степени во французском языке, в наименьшей - в итальянском языке; нейтрализация e/ε и ɔ/o в безударном слоге во всех языках. В сфере консонантизма : а) упрощение и преобразование групп согласных, например латинское в clavem «ключ» дало во французском (clef ), но в итальянском и румынском (chiave , cheie ), [λ] в испанском (llave ), [ʃ] в португальском (chave ). По-разному преобразовались группы (kt, ks, kw, gw, ns, st) и другие, а также палатализованные согласные. Палатализованные взрывные звуки , , и другие преобразовались в аффрикаты, которые позднее в некоторых языках уступили место фрикативным согласным (ср. лат. facies , нар.-лат. facja , итал. faccia , рум. fafa , исп. haz , франц. face ); б) ослабление (озвончение) или редукция интервокального согласного, ср. лат., итал. vita ‘жизнь’, исп. vida , франц. vie ; лат. luna ‘луна’, португ. lua ; в) ослабление и редукция согласного, закрывающего слог. Романским языкам свойственна тенденция к открытости слога и ограниченной сочетаемости согласных, а также к фонетическому связыванию слов в речевом потоке (особенно во французском языке).
Романские языки принадлежат к флективным языкам с сильной тенденцией к аналитизму (особенно французская устная речь). Морфологическое выражение нерегулярно (имеются случаи невыраженности грамматических категорий и морфологических омонимов). Существительное обладает категорией числа, рода (мужской и женский род; латинский средний перераспределился между ними). Имя не имеет категории падежа (он сохранялся в старофранцузском и старопровансальском языках; только балкано-романские языки имеют двухпадежную систему), объектные отношения выражаются предлогами. Особенностью романских языков является разнообразие форм артикля : имеются формы неопределённого артикля множественного числа (франц. des , итал. dei , исп. unos , рум. niște ), партитивный артикль в итальянском и французском языках (del , du ), указательный и притяжательный артикли в балкано-романских (рум. cel, al ). У местоимений сохраняются элементы падежной системы. Характерная черта романских языков - наличие двух рядов объектных местоимений: самостоятельных и служебных, приглагольных (например, франц. me, à moi , исп. me, a mi , итал. mi, a me - ‘мне’), во французском языке есть приглагольные субъектные местоимения, во французском и итальянском языках - адвербиальные (en , ne ). Объектные местоимения в большей степени грамматизировались в балкано-романских и испанском языках, где они дублируют выраженное дополнение (рум. îl văd pe profesorul nostru , букв. - ‘его вижу нашего учителя’). Прилагательные согласуются с существительным в роде и в числе во всех позициях, но некоторые не изменяются в роде (исп., итал. verde - ‘зеленый’; особенно многочисленны в устной форме французского языка). Наречия обычно образуются от прилагательных суффиксом ‑ment(e) (< лат. mens, ‑tis ; исп., итал., португ. lentamente , франц. lentement - ‘медленно’), кроме балкано-романских языков, где наречие сходно с немаркированной формой прилагательного (рум. rău - ‘плохой’ и ‘плохо’).
Романские языки характеризуются разветвлённой системой глагольных форм. Синтетические латинские формы пассива и предпрошедшего и предбудущего времени утратились (последние сохранились в иберороманских языках). Широкое развитие получили аналитические формы, состоящие из вспомогательного глагола и неличных форм (причастия , инфинитива , герундия). Так, взамен латинского будущего времени образовалась форма на основе перифразы «иметь» (рум. «хотеть», сардин. «долженствовать») плюс инфинитив (исп. cantará , рум. va cînta ). Сочетание инфинитива со вспомогательным глаголом прошедшего времени образовало форму с гипотетическим значением, которую квалифицируют как особое будущее индикатива или как особое наклонение (условное). Типовая схема романского глагола содержит 16 временны́х форм в 4 наклонениях: 8 времен в индикативе: презенс, простой перфект (малоупотребителен в сардском языке), имперфект , будущее, сложный перфект, предпрошедшее (отсутствует в румынском языке), плюсквамперфект, предбудущее (последние 4 формы - аналитические в большинстве случаев); 2 - в кондиционалисе (простое и сложное; в провансальском языке - 4 времени); 4 - в конъюнктиве (2 - в румынском, но 6 - в испанском и португальском языках); 2 - в императиве (простое и малоупотребительное сложное). Видовые значения выражаются противопоставлением имперфекта/перфекта, простых/сложных форм, а также глагольными аффиксами и перифразами. Имеются активный и пассивный залоги , а также местоименная форма, выражающая возвратное (и косвенно-возвратное), взаимное (и косвенно-взаимное), пассивное или неопределённо-личное значения. Своеобразны в романских языках неличные формы глагола (инфинитив, герундий, причастие II, в некоторых языках и причастие I). В ряде языков инфинитив легко подвергается синтаксической субстантивации. Неличные формы широко используются для образования перифраз с видовым, временным, модальным и залоговым значением (например, «делать» + инфинитив выражает фактитивный залог, франц. aller + инфинитив - ближайшее будущее, исп. estar + герундий - длительное действие).
Порядок слов в ряде случаев фиксирован: в сложной глагольной форме вспомогательный глагол предшествует причастию (инфинитиву), инверсия возможна только в балкано-романских языках. Прилагательное обычно следует за существительным (его препозиция маркирована), тогда как детерминативы предшествуют имени (кроме балкано-романских языков), возможность инверсии в группах S-V-O ограничена (особенно во французском языке).
Для словообразования характерны лёгкость конверсии прилагательных в существительные, общность многих суффиксов существительных и прилагательных, отымённые образования глаголов, диминутивное словообразование (кроме французского языка). Основу лексики романских языков составляют слова, унаследованные из латыни, хотя значение их нередко изменялось. Имеется ряд ранних заимствований из кельтских языков, из германских и древнегреческого (особенно через латынь), в балкано-романских - из славянских. Большую роль в развитии лексики романских языков сыграли более поздние заимствования из латинского языка и создание научной терминологии на латинско-греческой основе. В результате этого словообразовательное гнездо нередко объединяет фонетически различающиеся основы, из которых одна - народного происхождения, другая - книжного, заимствованная из латыни, что ослабляет мотивированность словообразования.
Романские языки пользуются латинским алфавитом . В балкано-романских языках письменность возникла на основе кириллицы . После 1860 румынский язык перешёл на латиницу, молдавский язык сохранял прежнюю письменность, в 1989 принято решение о переходе на латиницу. Для изображения звуков, отсутствующих в латинском языке, используются буквосочетания, диакритические знаки , позиции буквы в слове. В испанском, португальском и особенно во французском языках большое место занимают историко-этимологические написания. В испанском, португальском языках, менее регулярно в итальянском языке, в отличие от других романских языков, отмечается словесное ударение.
- Сергиевский М. В., Введение в романское языкознание, М., 1952;
- Бурсье Э., Основы романского языкознания, пер. с франц., М., 1952;
- Будагов Р. А., Сравнительно-семасиологические исследования. (Романские языки), М., 1963;
- его же , Сходства и несходства между родственными языками. Романский лингвистический материал, М., 1985;
- Сравнительно-сопоставительная грамматика романских языков. Выпуски:
- Гурычева М. С., Катагощина Н. А., Галло-романская подгруппа, М., 1964;
- Гурычева М. С., Итало-романская подгруппа, М., 1966;
- Катагощина Н. А., Вольф Е. М., Иберо-романская подгруппа, М., 1968;
- Лухт Л. И., Румынский язык, М., 1970;
- Бородина М. А., Ретороманская подгруппа, Л., 1973;
- Проблема структурной общности, М., 1972;
- Йордан Й., Романское языкознание, пер. с рум., М., 1971;
- Степанов Г. В., Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи, М., 1976;
- Грамматика и семантика романских языков, М., 1978;
- Гак В. Г., формирование романских литературных языков, М., 1984 (лит.);
- его же , Введение во французскую филологию, М., 1986;
- Алисова Т. Б., Репина Т. А., Таривердиева М. А., Введение в романскую филологию, М., 1987;
- Meyer-Lübke W., Grammatik der romanischen Sprachen, Bd 1-4, Lpz., 1890-1902;
- его же , Romanisches etymologisches Wörterbuch, 3 Aufl., Hdlb., 1935;
- Wartburg W. von , Die Ausgliederung der romanischen Sprachräume, Bern, 1950;
- Elcock W. D., The romance languages, L., 1960;
- Tagliavini C., Le origini delle lingue neolatine. Introduzione alla filologia romanza, 4 ed., Bologna, 1964;
- Bal W., Introduction aux études de linguistique romane, P., 1966;
- Bec P., Manuel pratique de philologie romane, t. 1-2, P., 1970-1971;
- Manoliu-Manea M., Gramatica comparată a limbilor romanice, Buc., 1971;
- Vidos B. E., Manual de lingüística románica, Madrid, 1973;
- Camproux C., Les langues romanes, 2 éd., P., 1979;
- Renzi L., Nuova introduzione alla filologia romanza, Bologna, 1987.
Романские языки представляют собой группу родственных языков, имеющих общее происхождение. Эти языки восходят к общему предку – латыни, на котором первоначально говорили в Риме и его окрестностях. Кстати, этот язык получил свое название от региона Лациум (Latium). Затем в течение нескольких веков, латинский язык распространился на весь Апеннинский полуостров и ближайшие острова, затем, в конце периода Республики и в течение владычества Римской Империи, на Средиземноморье и соседние с ним регионы. Двумя веками позже и особенно в V-ом в. романские языки начинают дифференцироваться. В настоящее время на этих языках говорят во всем мире.
Романские языки будут рассмотрены со следующих точек зрения:
Употребление в качестве родного языка,
Официальное употребление, официальный язык,
Употребление в качестве ligua franca,
Употребление в пиджинизированной или креольской форме.
Употребление в качестве родного языка
Считается, что язык употребляется в качестве родного, если все население или большая его часть, постоянно проживающее на определенной территории, использует его в повседневной жизни и передает его детям в качестве первого языка. К этому можно добавить языки, на которых говорят в лингвистических анклавах, возникших в результате коллективной эмиграции. С этой точки зрения романские языки можно классифицировать следующим образом:
Иберо-романские языки , на которых говорят на Иберийском полуострове. Они подразделяются на три группы – западную, центральную и восточную.
Западная группа: португальский (португало-галисийский), распространенный в Португалии и Галиции (на севере Португалии), а также в существующих и бывших португальских колониях. Эта группа включает два языка:
Галисийский, тесно связанный с португальским и имеющий с ним много общего, но использующий испанскую орфографию;
Португальский Центральной Португалии. Существует две разновидности португальского языка – португальский Иберийского полуострова и бразильский португальский (или бразильский язык), на котором говорят в Бразилии.
2) Центральная группа:
Испанский на основе кастильского диалекта, который стал доминировать в период Великих географических открытий и Возрождения, на нем говорят в Испании и ее бывших и настоящих колониях. Имеет две разновидности: испанский Иберийского полуострова и американский испанский.
3) Восточная группа:
Каталанско-валенсийский, на котором говорят во французской и испанской Каталонии, на территории Франции на нем говорят в Руссильоне, в Испании – в Валенсии, на Балеарских островах, в городе Альгеро (на Сардинии).
Каталанский, на котором говорят в Барселоне, столице испанской Каталонии.
Галло-романские языки , под которыми понимают языки, на которых говорят на территории бывшей Галлии. Помимо романских языков на территории современной Франции бытуют и нероманские языки: баскский (на юго-западе, в западных Пиренеях), бретонский (кельтский язык, распространен в Бретани), фламандский (германский язык, распространен в западных районах Франции на границе с Бельгией), германские диалекты (например, эльзасский; бытуют в Эльзасе и Лотарингии).
Некоторые галло-романские диалекты и языки распространены также на севере Италии, в Пьемонте в районе французско-итальянской границы; в Швейцарии; в заморских департаментах; в бывших и ныне существующих французских колониях.
Некоторые ученые относят к галло-романским языкам рето-романский язык (или рето-романские языки), распространенный на территории Швейцарии и Италии.
Галло-романские языки подразделяются на три группы: южно-французский, франко-провансальский и северо-французский.
Южно-французский язык на различных этапах своей истории был представлен тремя разновидностями и различными диалектами:
Старопровансальский, на котором трубадуры и писатели сочиняли свои произведения в X-XV вв. После заката юга Франции в результате религиозных войн XIII-го в. старопровансальский язык в течение еще одного столетия использовался в качестве литературного языка, затем в XV-ом в. исчез.
Современный провансальский, представленный двумя разновидностями:
а) язык, распространенный в дельте Роны и на французской Ривьере, использовался как литературный язык в начале XIX в. такими энтузиастами, как Жак Жасмэн (1793-1864) и Жозеф Руманий (1818-1891). Приобрел известность благодаря Фредерику Мистралю, ученики которого организовали общество поддержки этого языка под названием «Фелибриж» (7 молодых «фелибров», что на современном провансальском означает «провансальский поэт», в 1854 г. основали литературную школу в Провансе), иногда современный провансальский называют мистральским.
б) окситанский (аквитанский), латинизированный лангдокский, распространен в Лангдоке.
Мистральский и окситанский используются лишь как литературные языки, а говорят на них преимущественно энтузиасты, так как население этого региона Франции говорит по-французски. Однако, по некоторым оценкам французских экспертов, количество носителей этих языков достигает 300 000 человек.