Захоронения лошадей. Ритуальные захоронения коня. Домашние животные на кладбище

sergeis64 10-10-2012 01:49

Узнал вчера от жены что у приятельницы умерла лошадь. Вернее пришлось усыпить. Арабка, 28 лет, когда то дошла по дрессажу до Ст Джорджа. Стала прихварывать- перебои сердца. Пару раз рухнула- хорошо не под седлом! Поставили пару лет назад пейсмейкер- в мире всего 3 лошади с ним. Забегала как часики, стала под седлом ходить как 10 лет скинули. Но... развилось заболевание копыта. Приезжал дядька из Рочестера- пытался поставить особые подковы- бедная Ани даже ногу опустить не могла. Не помогло... Вчера не созвонились- хозяйка в полной отключке была от событий. Оставил мессадж. Отзвонила. Баба ревет белугой- лошадь у нее была 26 лет. А сегодня у нее день рождения- 60 лет. Ни хера себе подарочек. Ну вот что тут сказать? У самого глаза на мокром месте... Поехала она к нам на конюшню- долго обнимала нашу рыжyю Виньку... Вторая лошадь за год померла. Первый помер- так ето вообще пипец был. Того я приучил у меня еду изо рта брать и бегать за мной как собачка. Лошадник из меня никудышный, но вот люблю их балбесов- кровь предков чтоли? :-)

Рус-с 10-10-2012 20:35

quote: Если не лошадник- не поймете, не дано.
Лошадник......бывший, 9лет со лошадьми работал, спортивными в том числе. Тут фиг его знает......... когда читал "Прощай Гюльсары" хреново было, свинства и некомпетентности в обращении с животными не перевариваю, реально было жеребца жаль...... и человека. А смерть любимого животного........ больно конечно, но это неизбежность. На войне под людьми по несколько лошадей убивало........... и это были не просто любимцы, от них порой жизнь зависела. Не было у людей возможности шибко горевать и зависать над этим...... иначе сами могли в лучший мир отправиться. Думаю чрезмерные эмоции в таком случае перебор ИМХО, ибо человек забывает что сам под Богом ходит.
quote: Того я приучил у меня еду изо рта брать и бегать за мной как собачка.
Я со своим(рабочим) арабо-тракеном боролся, подножки ему делал, понимал ведь он что это игра. Арабо-терец один с моим овчаром играл, вообще обожаю арабов, приятные и понятливые ребята.

Ерунда 11-10-2012 23:25

Есть у меня друзья. Столько друг друга знаем - считай родственники. С Татьяной в роддоме вместе лежали, мужики на охоту и рыбалку ходят, детям - крестные, дети дружат.
Москвичи съехали жить в деревню и живут натуральным хозяйством лет 20. С удовольствием приезжаем в гости. Развели детей, кур, коз, собак, лошадей и поней и много еще кого. Все счастливы.
В последний наш приезд посидели у костра (лето провожали), а на утро нашли поню павшую. Почти у порога. Фотографий не будет. Так погрустив взяли ножи, книги умные и пошли на вскрытие. Как положено - по органам и системам. ЖКТ, и т.п. Нашли тромб в легочной артерии и порок сердца и эмбрион мужского пола 2-хмесячный. Отдали ветеренарному колледжу.

Анка пулеметчица 11-10-2012 23:40



Баба ревет белугой- лошадь у нее была 26 лет.


quote: Originally posted by sergeis64:

Если не лошадник- не поймете, не дано.
Все, отпизделся, пошел работать...


Хозяйку павшего коня понимаю, а Вас, увы, не понимаю. Она ревет, а вы чего материтесь, вас обидели что ли? Лошади было 28 лет, не каждая до такого преклонного возраста доживает.

Рус-с 12-10-2012 01:44

quote: Так погрустив взяли ножи, книги умные и пошли на вскрытие. Как положено - по органам и системам. ЖКТ, и т.п. Нашли тромб в легочной артерии и порок сердца и эмбрион мужского пола 2-хмесячный. Отдали ветеренарному колледжу.
Феерично))))))) Вот что значит научный подход.

sergeis64 12-10-2012 02:10

@Ерунда. Я тоже в свое время уехал из Москвы, немного больше 20 лет назад и немного подальше. У нас не принято как то потрошить приблудных мертвых животных, да и своих тоже. Есть и спец службы чтобы вывезти мертвую лошадь, можно похоронить на кладбище для животных, можно кремировать.
@Анка-пулеметчица. Матерюсь я на самого себя. Поскольку имел надобность где то выговориться. Еще потому что ничем кроме слов в общем то не могу поддержать. Жена сказала хозяйке арабки что та может приходить и кататься на нашей Виньке- та любит кобыл и давно знакома с Винозой. Хоть может ей полегче будет. Наверное она устроит что то вроде небольших поминок. Не знаю будет ли покупать другую лошадь... 28 лет- преклонный возраст, но совсем не предел. Во всяком случае спокойно можно и под седло и на лонжу брать-5 дней в неделю. А так живут и по 32 и по 36 лет. Конечно уже на пенсии. Хотя одна баба ставила своего 32 летнего раз в неделю- ничего рассекал по мере возможности.

Как правильно посещать кладбище? Вопрос, который беспокоит многих родственников умерших людей.

Оказывается, в старину существовали поверья, которых придерживались еще наши прабабушки.

Традиционно, с кладбищами связано множество суеверий, которые, кстати, не беспочвенны. Приметы на погосте могут предупредить о надвигающейся опасности, поэтому захоронения нужно посещать с максимальной осторожностью. Да и к знакам, увиденным на местах упокоения, нужно относиться внимательно.
В первую очередь нужно помнить - тревожить мертвых ни в коем случае нельзя, это повлечет за собой беду. Приходить с пустыми руками к ним тоже не стоит, принесите сладости, которые оставите на могиле.

Чтобы не "забрать" с кладбища в дом несчастья и беды, экстрасенсы советуют придерживаться простых правил поведения.

Александр Жуков, экстрасенс: «Самое первое - на кладбище нужно правильно зайти, для того, чтобы не оставить там свою удачу, счастье, а главное на "понацеплять" различных болезней.
На кладбище обязательно нужно заходить с открытыми руками , если вы несете сумку - нельзя зажимать ее в ладони. Необходимо перевесить через руку, чтобы все пальцы и кисти были открыты.
Это делается для того, чтобы с собой ничего не занести, именно хорошего, что на сегодняшний день есть в вашей жизни».

При этом, не стоит забывать и о том, что можно, а что нельзя говорить на местах упокоения. С умершими родственниками можно делиться своими переживаниям, но не жаловаться, а именно делиться. Однако слова не должны вызывать зависть или чрезмерную жалость : и в одном, и в другом случае погибшие могут "забрать" вас к себе.
Помните, что позволить себе быть открытым можно только с тем родственником, которому вы доверяли при жизни и с которым были близки.

Есть такая примета: О чем хорошем на могиле скажешь, то на ней и останется. Фраза вроде: «Мне так плохо, я хочу умереть...» - может стать роковой. Духи кладбища могут расценить это как призыв к действию.

Помимо этого не стоит забывать и о том, что разговаривать с умершими, как и приходить на кладбище, можно далеко не всем.

Александр Жуков, экстрасенс: «Сразу же скажу - беременным на кладбище нельзя ! Ни на похороны, ни на родительский день. Вообще нельзя. Согласно приметам, могут произойти следующие события:

Души умерших заберут душу неродившегося младенца с собой;
. в неродившегося ребенка может поселиться чужая душа.

Эта примета сохранилась с давних пор и была связана с высокой детской смертностью и опасностью тяжелых родов у беременных. Сейчас эта примета не так актуальна, так что относитесь к ней разумно.
Если беременной женщине необходимо проститься с покойным, или по зову сердца посетить могилы родственников, то она должна одеть что-нибудь красное, повязать руку красной нитью, или держать в кармане лоскут красной ткани.

И ни в коем случае нельзя приводить на кладбище детей до 12 лет . Это очень опасно для здоровья ребенка и его будущего. Можно полностью поменять судьбу ребенка»! С мистической точки зрения - аура детей очень слабая, и от проникновения отрицательной энергии детям защититься трудно.

Нельзя приходя на похороны прощаться с одним человеком, посещать одновременно могилы других людей, покоящихся рядом.

Нарушение хотя бы одного из правил, может повлечь за собой притяжение большого количества негативной информации, которая, словно гиря, будет тянуть вас к земле.

Посещение кладбища для поминания

Несомненно, отдать последний долг покойному и почтить его память присутствием на погребении, это показатель прописанных обществом морально-этических норм.

Кладбище - это особое место. На нем «соединяются» мир живых и мир мертвых . Поэтому относиться к нему уважительно и соблюдать определенные приметы и правила поведения необходимо, чтобы не разгневать мертвых и не поплатиться за свое неуважение.

❧ К посещению кладбища нужно тщательно подготовиться, обращая особое внимание на свою одежду. Традиционные цвета - белый и черный. Более всего для кладбища подходит черный цвет , так как именно считается траурным, цветом, символизирующим скорбь. Если в гардеробе нет вещей подходящей расцветки, следует выбрать одежду приглушенных тонов.

❧ Ноги обязательно должны быть закрыты. Недопустимо ходить по кладбищу в открытых босоножках или обуви на высоком каблуке. Погост - место скопления «мертвой» энергетики, особенно сильно пропитана ею земля. Существует такая поговорка: мертвое тянет живое. Расценивать ее можно, как предупреждение - кладбищенская земля, попадая на голую кожу, негативно влияет на человека. В первую очередь отрицательное воздействие сказывается на его здоровье.

❧ На кладбище до полудня, после полудня в церкви . Лучше посещать покойных родственников до обеда, а то после полудня духи могут подшутить над пришедшими.

❧ Нельзя ругаться на кладбище - вся ругань на тебе и останется . Это действительно, правда. Все нехорошее, что сказано на кладбище, ложится на плечи того, кто высказывался. Здесь даже не может быть других вариантов. На кладбище нужно быть особенно осторожным как в высказываниях, так и в делах. Вообще, пребывая на кладбище, необходимо быть очень осторожным. Внимательность и вежливость - это те качества, которые очень ценят усопшие. Это тот самый случай, когда мысль о том, что после смерти жизнь не заканчивается, имеет особое значение. Поэтому, необходимо проявлять уважение к тем, кто уже ушел, иначе они и наказать могут.

❧ Если вы принесёте красивый букет — это замечательно, только не стоит пренебрегать рекомендацией приносить чётное количество цветов.
Выкидывая увядшие цветы, следует заменить их новыми и объяснить покойному, зачем это делается.

❧ Если при посадке цветов, копая на могиле обнаружились какие-то непонятные вещи , посторонние предметы , надо вынести их с кладбища и выбросить. В идеале — сжечь, стараясь не попасть под дым.
Вещи, находящиеся на могилах, могли быть оставлены колдунами, наводящими порчу. Взяв подобный предмет, человек принимает часть порчи на себя.

❧ Через неделю после Пасхи принято приходить на кладбище, чтобы помянуть родных и близких людей. Кушать на кладбище, или, что очень распространено у славян, распивать горячительные (алкогольные) напитки также запрещено.
На кладбище скапливается негативная энергия, место это не располагает к веселью, люди приходят сюда с горем. Пища впитывает все это, и после еды можно себя почувствовать нездоровым.
На том, чтобы не устраивали поминки на кладбище, настаивает и христианская церковь. Тризна на кладбище пришла с языческих времен, когда после захоронения на курганах проводили погребальные обряды. Христианство традиции язычества не поддерживает. Хотя споры об этом обычае ведутся до сих пор теоретиками церкви.
Лучше раздайте подаяние нищим и посетите храм, закажите по усопшему панихиду - такой способ почитания мертвых более приемлем и духовно полезен.

❧ Если вы всё-таки придерживаетесь традиции помянуть усопшего рюмочкой водки у могилки, то вспоминают о них только хорошее и пьют, не чокаясь, чтобы не перебросить беду с одного дома на другой.

Приметы на кладбище


Существует множество примет про кладбище. Даже глубоко безразличные к суевериям люди стараются их придерживаться. Такое уж это место. Никто не знает, что может принести мир мертвых, поэтому лучше отнестись к приметам внимательно.

❧ Осквернителей могил , кладбищенских воров, ждет печальная участь, ибо их преследует злой рок.

❧ Споткнуться на кладбище - не к добру. Еще хуже - упасть. Приметы советуют сразу покинуть кладбище, умыться святой водой, перекреститься и трижды прочитать молитву «Отче наш».
Поверьте, душе неважно, где вы будете вспоминать о ней - на кладбище или в храме, или в разговоре с родными. Главное, чтобы вы были искренни и воспоминания эти носили светлый, добрый оттенок.

❧ Как уже говорилось, бытует суеверие, что на кладбище нельзя рассказывать об успехах и достижениях своей жизн и, чтобы здесь все не оставить.

❧ Также не разрешается считать деньги на кладбище , иначе можно их больше не увидеть. Если купюру достали из кошелька, или она, вообще, упала на землю, ее необходимо оставить на могиле родственника или тезки, чтобы откупиться от возможной нищеты и преждевременной смерти.

❧ В принципе, любая вещица, упавшая на кладбищенскую землю больше не принадлежит своему живому хозяину. Не следует ее поднимать. Если вещь действительно необходима, нужно оставить откуп покойным и хозяину кладбища - бутылку водки и сладости.

❧ С кладбища ни в коем случае нельзя приносить домой никаких вещей (это не касается сладостей, которые собирают дети, поскольку ними они поминают всех мертвых). Это принесет вред тому, кто взял вещи, и людям, воспользовавшимся ими.
Ничего не забирайте с кладбища и не приносите в дом, какая бы это ценная вещь ни была. По приметам, вы заберете это у мертвых, и они накажут вас бедами и болезнями.
Данная вещь может причинить вред не только тому, кто принес эту вещь с кладбища домой, но и любому другому человеку, который возьмет ее в руки.

Важно! Платочки со слезами во время похорон бросают тоже, закапывая могилу, с кладбища их не выносят!

❧ Не фотографируйтесь на кладбище ; останетесь в окружении негативной энергетики на снимке, и кто знает, как это повлияет на вашу судьбу.
Фотографируясь на фоне множества могил, вы запечатлеваете невидимый мир духов усопших и потусторонних сущностей, которые впоследствии легко найдут дорогу к вашему жилищу.

Примета о сломанном надгробии

❧ Без причины упал памятник или крест , значит, душа покойного не завершила важных для нее дел, что-то ее беспокоит.

Есть и позабытые, устаревшие приметы, которым верят разве что в глубинке, в деревнях, куда современные нравы пока не дошли. Так, примета о сломанном надгробии априори не может обещать ничего приятного и доброго. Если памятник испортился без человеческого вмешательства, а не пострадал от рук вандалов и мародеров, то будет в недалеком будущем в семье умершего еще один покойник.

Неважно, какие повреждения получило место захоронения: просто ли сломался крест, треснула могильная плита или сам постамент, или же просела земля и образовалась глубокая яма - каждое изменение грозит родным лежащего здесь человека очередной смертью. Вы можете понять, к кому старуха с косой заглянет в следующий раз, определив, с какой стороны обвалилась земля:

  • с южного боку - умрет мужчина;
  • северная сторона «упала» - погибнет женщина;
  • восточный край просел - скончается пожилой член семьи;
  • с западной -стороны земля ушла - малого ребенка смерть заберет.

❧ Самоубийц можно поминать только тогда, когда птица клюет рассыпанное на их могилах зерно . На могилу самоубийцы сыплют несколько пшеничных зерен и смотрят издалека: если птица не станет клевать тех зерен, то не надо и поминать покойника, исключая субботы Дмитриеву и Всех Святых.

❧ Если вы знаете, что побываете на кладбище, возьмите с собой воду, и при выходе обязательно омойте руки и лицо, чтобы убрать негативную энергию.

❧ Не следует пить воду, которая течет в водопроводной системе, расположенной на территории кладбища. Ее используют только для уборки могил и памятников. Водой для питья следует запастись дома, до посещения кладбища.

❧ Следите, уходя, чтобы вы ни в коем случае ничего не забыли на кладбище, на забытые вещи наводят порчу.

❧ Уходите с кладбища всегда той дорогой, которой пришли. Но, навещая усопших, лучше выбирать разные дороги, хотя бы обойти собственную улицу и зайти к дому с другой стороны.

❧ Уходя с кладбища, нельзя оборачиваться назад, даже если вас окликнули или позвали. Считается, что упокоеные души бродят среди могил и не осознают, что им уже нет места в мире живых. Когда человек оборачивается, усопшая душа может воспринять это, как приглашение пойти за живым человеком. В результате посетитель погоста приведет в свой дом покойника, который может доставить множество хлопот обитателям дома.

❧ Также приметы гласят, что после посещения кладбища важно вытереть тщательно ноги, чтобы не нанести домой кладбищенской земли. Эта земля может доставить немало проблем со здоровьем, она несет плохую энергетику.

❧ Покинув кладбище и придя домой, важно как следует согреть руки (даже если не замерзли) - подержать в горячей воде, над огнем.
Лучше всего запалите спичками (только ими) церковную свечу и прогрейте над ней руки. Поднесите ладошки рук настолько близко над огнем свечи, насколько можно вытерпеть. Поводите и “пропалите” таким образом всю область ладошек и пальчиков.
После этого, свечу нельзя задувать, аккуратно потушите ее пальцами. Делается это для того, чтобы в дом смерть не занести, на себя не перетянуть, не заболеть.

❧ С похорон ни к кому нельзя заезжать - привезешь смерть в дом к тому человеку, к кому заехал. Но желательно завернуть куда-то в общественное место перед тем, как вернешься домой. Считается, что традиция поминок в столовой или кафе последствия этой приметы.


Кошка на кладбище

Давно известно, что мертвецы умеют передавать информацию посредством различных животных: птиц, кошек, собак. Недаром пернатых в старину считали воплощением потерявших человеческие тела душ. Но птицы, летающие над погостом или домом, где лежит покойник, не так опасны, как кошка, которая, вспомните, считалась мифическим, священным животным еще у древних египтян.

В жилище, где случилась смерть, домашних питомцев сразу убирали, изолировали - чтобы дух усопшего не подселился к своему любимцу.

Появление на кладбище кошки приметы трактуют следующим образом:

  • если кошка лежит на могиле или гуляет рядом, постарайтесь покинуть это место - скорее всего, там сильная аномальная зона, разрушающая ауру человека;
  • если кошка черная, то, возможно, ведьма вышла погулять, или это мечущаяся душа грешника;
  • белая кошка - душа праведника, не закончившего свой путь на земле, предупреждает о надвигающейся опасности или болезни;
  • если же кошка просто прошмыгнула мимо вас на кладбище - будьте спокойны - это просто чей-то дух пришел посмотреть на нового приятеля, то есть, на того, кого хоронят.

В любом случае отнеситесь к кошке с уважением - не бейте и не прогоняйте ее, лучше отвлеките от себя (если она увязалась за вами) каким-то гостинцем.

❧ Хорошим знаком для ушедшего на тот свет человека и его сородичей является нахождение в подготавливаемой могиле старого, более раннего захоронения с целыми костьми. Старинное поверье говорит, что покойный в загробном мире найдет утешение, и не будет докучать своей родне, являясь им во снах и галлюцинациях.

Многочисленные приметы и суеверия присутствующим на кладбище людям полны секретов, которые души мертвецов хотят до них донести. Возможно, вы видели, находясь на церемонии погребения кого-то близкого, как астральное тело покидает ставшую ненужной телесную оболочку. Происходит это в момент, когда первая горсть земли касается крышки гроба. Согласно примете, душа взлетает либо смеющейся, либо плачущей, скорбящей.
по материалам grimuar.ru, mistic-world.ru, charybary.ru

***

Кладбища положено располагать к югу от церкви; с северной стороны хоронят лишь самоубийц и мертворожденных младенцев.

Могилы роют в направлении с востока на запад, и гроб с телом укладывают ногами на восток - по преданию для того, чтобы легче было подняться в Судный День.

Даже не веря в приметы, не стоит нарушать этику посещения мест скорби... Все обряды, связанные с усопшими появились не просто так и не зря народ бережет свои традиции.

Памятник ахалтекинскому Абсенту. Выездка.

1. Часть первая, печальная, но светлая

Из глубины веков до нас дошла традиция почетного захоронения лошадей, когда конь сопровождал владельца в загробном мире. Хорошо известны скифские, сарматские захоронения, где рядом с воином покоится его боевой конь в полном уборе. Позже стали погребать самих лошадей, имевших особые заслуги или просто бывших любимцами своих хозяев.

История любви

До современности дошла история о Петре I и его любимой лошади по кличке Лизетта. Первый российский император не особенно любил верховую езду и лошадей (как предполагают историки, из-за своего высокого роста он чувствовал себя в седле нелепо и некомфортно). Однако, когда в военном лагере под Ригой Петр впервые увидел Лизетту, он тотчас поменял ее на свою лошадь, добавив немного денег. Петр I и Лизетта были искренне преданы друг другу. Современники рассказывали, что если император долго не появлялся на конюшне, Лизетта сама выходила из стойла и разыскивала хозяина. После смерти любимой лошади Петр I похоронил ее останки на берегу реки Таракановки. На месте захоронения был установлен памятник в виде колонны с фигуркой лошади. После Петра I в русской императорской фамилии установилась настоящая традиция захоронения любимых лошадей, и в начале ХХ века в Санкт-Петербурге существовало целое кладбище императорских лошадей. В настоящее время оно разрушено практически до основания.

Один из родоначальников чистокровный верховой породы Эклипс в Ньюмаркете, Великобритания.

История верности

Или другой пример о благодарности человека к своей лошади, он связан с поселком Дивово, в котором ныне находится Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства. До Октябрьской революции территория опытного конного завода ВННИКа была имением графов Дивовых. Один из графов привез из иноземного похода жену-турчанку, а чтобы она сильно не тосковала по родине, построил для нее минарет (руины минарета сохранились в Дивово и сегодня). Но турчанка в один прекрасный день взошла на верхнюю площадку минарета и бросилась оттуда вниз. Влюбленный граф взял своего лучшего коня по кличке Ворон и поскакал в Рязань за доктором. Ворон преодолел без отдыха около 50 километров, доставил графа в Дивово и пал прямо во дворе имения. Граф привез врача из Рязани, но спасти молодую женщину не удалось. Тем не менее, в знак благодарности за преданность граф похоронил верного Ворона перед конюшнями. На месте захоронения до сих пор стоит памятный камень.

Конские кладбища

Традиции захоронений не исчезли и сегодня. Особой чести удостаиваются известные производители или лошади, показавшие высокие результаты в спорте, скачках или бегах.
Хоронить лошадей принято двумя способами. В первом - лошадь погребают целиком, стоя. Для этого копают могильную яму глубиной неменее 2,5 м. При втором способе хоронят сердце и голову выдающейся лошади. Над местом захоронения устанавливают памятник или памятную доску с кличкой лошади.

Австралийский чемпион Фар Лэп во Флемингтоне, Австралия.
Одно из самых крупных современных кладбищ лошадей находится в конном заводе «Восход», оно носит название Аллея Славы. На ней захоронены Анилин, его мать Аналогичная, знаменитые производители Айвори Тауэр и Афинс Вуд. Есть конские захоронения и в других крупных конных заводах.

Во всех странах самых выдающихся лошадей хоронят с почестями на специальных аллеях славы. В некоторых городах есть специальные кладбища домашних животных, где любой желающий может похоронить своего питомца. Но есть и такие лошади, которые вообще не захоронены, а их чучела выставлены в музеях.

2. Часть вторая, несентиментальная:

Корм для собак или аутодафе?

Но далеко не всех лошадей ждет почетное захоронение и память благодарного хозяина. Что же происходи с остальными лошадьми (и их, надо признать, большинство)? По сложившейся практике в хозяйствах посмертная судьба лошади зависит от того, умерла она своей смертью или была подвергнута вынужденному убою.

Если не быть сентиментальными, то приходится признать, что во многих ситуациях владелец лошади или кто-то иной принимает решение о вынужденном убое. Вынужденный убой - печальная, но неизбежная участь старых лошадей, которых никто не берется содержать «на пенсии», или лошадей, получивших неизлечимые травмы в спорте или на скачках. Правда сегодня на спортивных и любительских конюшнях не так много случаев вынужденного убоя. Стоимость лошадей возросла, и одновременно вырос уровень отечественной ветеринарии. К примеру, 15-20 лет назад смертельным приговором был перелом ноги. Но сегодня такие травмы вполне подлежат лечению с одной стороны, а с другой - встречаются реже из-за улучшения условий содержания и использования лошадей.


Секретариат и Сухарь, этим скаковым лошадям поставлено несколько различных памятников.

Тем не менее, лошади не вечны. Когда жизнь лошади все-таки подходит к концу, одни владельцы предпочитают не допустить естественной смерти и забить лошадь, возможно, за несколько часов до смерти. Тогда ее мясо можно использовать, скажем, на корм собакам.
Но в большинстве случаев труп лошади предпочитают закопать в ближайшем лесу или, хуже того, оставить в глубоком овраге. Один из вариантов самостоятельной утилизации трупа лошади, известный в практике, - обливают труп горючей жидкостью, например, бензином и пытаются сжечь, а останки закапывают в землю.

Колбаса из любимца

Как часто вы ругаетесь на свою лошадь, обещая отправить ее на колбасу? А сколько лошадей действительно попадают на стол в виде копченого деликатеса? Здесь мы можем успокоить сентиментальных читателей - спортивные, племенные и прочие дорогостоящие лошади попадают на мясокомбинаты крайне редко. Бывало, особенно в прошлые десятилетия, рачительные колхозные хозяева предпочитали сдать лошадь на мясо и получить небольшую, но все-таки выручку. Но в основном «на мясо» у нас, как и во всем мире, выращивают лошадей специальных пород. При селекции мясных пород не обращают особого внимания на экстерьер и рабочие качества. Главными полезными признаками в этом случае являются скороспелость лошади (как быстро она вырастает до товарной массы) и качество ее мяса, которое, кстати, по вкусовым качествам превосходит мясо престарелых скакунов, попавших на бойню.
Что ждет лошадь, обреченную на убой?
При современных технологиях на крупных комбинатах животных умерщвляют электрическим током, после чего освежевывают и пускают дальше по разделочному конвейеру. Спустя пару суток после убоя животное уже может превратиться в колбасу. Не стоит морщиться - продукты убоя лошадей с удовольствием поедают многие, в том числе возможно и вы сами.

Где найти скотомогильник?

Что же делать, если ваша лошадь погибла, и вы не собираетесь устраивать за границей своих владений конское кладбище? Закапывать в лесу, а тем более бросать труп - не самый лучший выход. Ваше несанкционированное захоронение может стать источников инфекции. Тем более, что для захоронения погибших животных существуют давно отработанные методы.


Резвая и Лоу Ганновер

Самый старинный из них - скотомогильник, это слово известно даже людям, далеким от сельского хозяйства. Но, скажем сразу, скотомогильники запрещены на территории России, как неэффективный и даже опасный способ захоронения. Для устройства скотомогильника требуется много места. Судите сами, на захоронение одного животного должно отводиться не менее 8 квадратных метров земли. Сам скотомогильник размещали на высоком месте (чтобы ядовитые продукты распада не попадали в грунтовые воды), не ближе полукилометра от населенного пункта. Но особенную опасность скотомогильники представляли (и представляют по сей день) в случае захоронения в них животных, погибших от опасных инфекционных болезней. В частности, возбудители сибирской язвы сохраняют свою активность около 300 лет (в случае вскрытия или размыва старого скотомогильника возбудитель попадает во внешнюю среду и становится реальной опасностью для людей и животных). Все это стало причиной запрета на использование и строительство скотомогильников.


Биг-Бен

Более современный способ (это уже подходит под понятие «утилизация») - захоронение трупов животных в биотермических ямах. Биотермическая яма представляет собой специальное инженерное сооружение: яму, глубиной не менее 10 метров с бетонированным дном и стенками, с обязательной обширной санитарной зоной вокруг строения. Процесс распада трупов происходит под влиянием микроорганизмов. Правильно оборудованная яма теоретически обеспечивает полное перегнивание трупа и не допускает попадания продуктов распада в грунтовые воды. Но на практике этот метод является не слишком экономичным. К тому же при строительстве таких ям нередко допускали просчеты - копали неглубокий, не более 3 метров, котлован, отказывались от полного бетонирования или «для острастки» засыпали в яму сильные дезинфицирующие вещества, которые убивали бактерии, разлагающие трупы. В итоге из биотермической ямы захоронение превращалось в «братскую могилу» - источник заражения для округи. В связи с этим в последние годы старые биотермические ямы в некоторых регионах еще используют, но новые практически не строят.

Самый современный вариант

Самым прогрессивным, экономичным и экологичным считается переработка трупов животных на специальных заводах. Если ваша лошадь пала в черте города или в густонаселенной сельской местности, вам просто негде ее закопать, а вы хотите выйти из положения цивилизованным путем, обращайтесь на завод. Подобные заводы есть во многих регионах, в Московской области - это «Эколог», расположенный неподалеку от города Люберцы.
На утильзаводе с помощью современных технологий труп животного перерабатывают в мясокостную муку, которая идет на корм сельскохозяйственным животным. Если животное пало от опасной инфекции, его сожгут в трупосжигательной печи, а останки (около 7% от исходной массы животного) захоронят на специальном полигоне.

Как правильно поступить?


Можно ли коневладельцу захоронить свою лошадь цивилизованно? Как мы уже говорили, в России вы вряд ли найдете скотомогильник. Организовать собственную биотермическую яму даже для среднего хозяйства экономически нецелесообразно (и могут не разрешить санитарные инстанции), а вот поискать их в округе, обратившись к территориальным ветеринарно-санитарным органам, вполне реально. Правда, для захоронения в биотермической яме вас, вероятно, обязуют произвести патологоанатомическое вскрытие трупа и получить ветеринарно-санитарную справку о причинах гибели животного и также произвести исследования на предмет опасных инфекционных болезней, прежде всего на сибирскую язву.

Что случится с лошадью после ее смерти - в конечном итоге это придется решать человеку - владельцу, заводчику, ветеринарному врачу. И пусть это решение будет гуманным по отношению к лошади, грамотным по отношению к окружающей среде - то есть, в конечном итоге, цивилизованным.

Краткий обзор наиболее известных поминально-погребальных комплексов, к числу характеристик которых относятся погребения с конём или погребения конского снаряжения, обнаруживает свойства, некоторые из которых важно выделить в данной статье.

Во-первых, эти комплексы разбросаны на обширных пространствах, как бы очерчивая гигантскую территорию от Поволжья и Кавказа до Алтая и Саянских гор.

Во-вторых, сакральные традиции, отразившиеся в погребальном инвентаре названных могильников, хронологически охватывают впечатляющий период, начиная от XII–X веков до н.э. и далее сохраняясь в отдельных регионах чуть не до XVIII–XIX веков.

В-третьих, названные сакральные традиции вполне убедительно характеризуются исследователями, как солнцепоклонство потому, что конь является одним из зооморфных символов солнца наряду с оленем, соколом, лебедем, и следовательно, эти сакральные традиции по своему происхождению должны связываться с индоевропейской духовной культурой. Но в науке нет четкого объяснения тому, как сложилось это фактически единое сакральное пространство с идентичными культами и обрядностью на такой огромной территории и кем, каким народом или предками какого народа его существование поддерживалось.

Никакой цельной картины у исследователей на этот счёт не сложилось. Так, погребальный комплекс Аржан рассматривается как часть политической, экономической и культурной истории древних кочевых народов евразийской степи (Л.С. Марсадолов), пазырыкский могильник характеризуется как памятник скифо-сибирской культуры кочевого населения, кобанская культура – как симбиотичная культура автохтонных представителей Северного и Центрального Кавказа и арийских племён , обосновавшихся на Центральном Кавказе со второй половины II тыс. до н.э. в ходе миграций.

Вопрос о генезисе конца IX-III в еков до н. э . остается дискуссионным. Считается, что на её формирование оказали влияние кобанская, скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии, т.е. создатели Ананьинской археологической культуры , согласно существующему взгляду, были принимающей стороной. К этому следует добавить, что так называемая Ананьинская культурно-историческая область, распространённая на территории Среднего Поволжья (от реки Ветлуги до Ульяновска) и в бассейне реки Камы , воспринимается как археологический аналог пра-пермской этно-лингвистической общности, по поводу которой сложилось мнение, что она выделилась из финно-пермского массива в середине II тыс. до н.э. в районе к северу и северо-востоку от поворота Волги на юг в нижнем и среднем течении Вятки и Камы и сохраняла своё единство более двух тысяч лет, вплоть до вторжения булгар. Поэтому, несмотря на оговорку в дискуссионности вопроса о генезисе Ананьинской археологической культуры , в науке закрепилось убеждение, что её создатели – часть пермского пранарода, говорившего на пермском праязыке и обитавшего на пермской прародине между Волгой и Камой.

Приведенные рассуждения об Ананьинской археологической культуры или шире – об Ананьинской культурно-исторической области как прародине прапермского народа – показывают, что наука сделала всё возможное и невозможное для того, чтобы облечь наукообразностью слова одного из творцов шведского политического мифа Рудбека о том, что ещё во времена «гиперборейских скифов» Восточная Европа с севера до Дона была населена финнами.

Не считаю нужным рассматривать правомерность использования приведенной умозрительной конструкции: пермский пранарод , обитавший на пермской прародине и говоривший на пермском праязыке – для лингвистических исследований. Возможно, подобные абстракции и применимы для решения лингвистических проблем. Но для исторических исследований она не подходит совершенно. Представим, что англов Ютландии мы назовем праамериканцами, говорившими на праамериканском языке, а Ютландию определим как праамериканскую прародину. Даст нам это что-нибудь для понимания истории Америки? Напрямую – нет, поскольку «праамериканцы» выступят как сугубо абстрактная конструкция, которая, неприменима при изучении реальной истории народа. Поэтому историю Америки мы начинаем с определенных исторических событий, а вопрос о «праязыке» играет здесь отдельную роль. Могут возразить, что в данном случае к нашим услугам достаточно исторических источников, прежде всего, письменных. К вопросу об источниках для исследования затронутых выше вопросов я вернусь ниже, а пока напомню, что результаты исследований в области ДНК-генеалогии однозначно опрокидывают теоретические построения о финно-пермском массиве в сер. II тыс. до н.э. в районе Прикамья.

Сейчас, благодаря исследованиям в области ДНК-генеалогии, мы знаем, что предки финно-угорских народов пришли в Восточную Европу 2000–1500 лет тому назад, т.е. много позднее переселения туда представителей R1a, следовательно, они пришли в Восточную Европу, уже освоенную её насельниками ариями и древними русами, давшими свои названия гидронимам и другим географическим феноменам, ссылка.

Поэтому Ананьинская культурно-историческая область не может рассматриваться как археологический аналог прапермской этнолингвистической общности, и погребальные памятники Волго-Камья в период бронзы – раннего железа должны рассматриваться как памятники, оставленные носителями индоевропейских языков. Вопрос только в том, какими именно носителями? Выше приводились мнения специалистов, указывавшие на то, что культурными донорами для Ананьинской археологической культуры были скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Но в недавнее время появились работы, которые опровергают данную точку зрения.

Захоронения с конём или с конским снаряжением в погребальных комплексах Аржана, в Пазырыкском кургане, в могильниках Кобанской культуры иллюстрируют особую сакральную роль коня для создателей этих поминально-погребальных комплексов, но современные исследования показывают, что у кочевников скифской эпохи культ коня не прослеживается . К данным выводам пришла М.А. Очир-Горяева в докторской диссертации «Погребения с захоронениями коней и предметами узды Северного Причерноморья, Нижнего Поволжья, Южного Приуралья и Горного Алтая конца VI–III вв. до н.э.» (2014). В этой работе как раз и ставилась цель – выявить место и роль конских захоронений и предметов узды в погребальном обряде кочевников скифской эпохи. Исследованию подверглись основные регионы сосредоточения погребальных памятников скифской эпохи. Как отмечал в отзыве на диссертацию профессор кафедры археологии Волгоградского университета А.С. Скрипкин, исследование с постановкой такой темы и в таком объёме выполнялось впервые.

В заключительной главе «Конь в культуре кочевников скифской эпохи, с учётом данных погребальной практики, изобразительного искусства и письменных источников», констатируется, что у евразийских кочевников скифского времени собственный культ коня отсутствовал . В изобразительном искусстве кочевников скифского времени, указывает М.А. Очир-Горяева, изображение лошади встречается крайне редко, в отличие от сакральных образов оленя, хищной птицы, хищника кошачьей породы. В культуре и изобразительном искусстве кочевников скифской эпохи о тсутствует канонизированный образ коня, подчеркивается лишь основная функция лошади как средства передвижения. Письменная традиция также не подтверждает наличие культа коня у скифских кочевников. Детали культа коня не выделяются и у других кочевых объединений скифского времени Евразии, например, у кочевников горно-алтайских областей. Поэтому, согласно, М.А. Очир-Горяевой, захоронение коней у кочевников скифской эпохи следует рассматривать в ряду других материальных категорий, нашедших упокоение вместе с погребением человека.

Но в таком случае погребальные комплексы Аржана и Пазырыкского кургана не могут расцениваться как памятники древних кочевых народов евразийской степи или как памятники скифо-сибирской культуры кочевого населения, поскольку конские захоронения в этих погребальных комплексах обнаруживают явно ритуальный характер . Правда, российские скифологи и археологи, в частности, упомянутый волгоградский археолог А.С. Скрипкин, в последние десятилетия обращают внимание на однобокий характер понятия «скифо-сибирская культура кочевого населения». Известный скифолог Д.С. Раевский подчеркивал культурное многообразие евразийских степей в скифскую эпоху и предлагал термин «евразийский культурный континнум» скифской эпохи (Раевский Д.С. Об историографии скифской проблемы в современном освещении (некоторые замечания к дискуссии) // РА, 2003. № 2).

Очень важная поправка, поскольку она открывает возможность шире интерпретировать доступные нам источники, а также привлечь источники, которые отбрасывались, не умещаясь в жестко заданные параметры образа скифов как преимущественно, кочевников.

Здесь пора обратить внимание на то, что в приведенных выше материалах о погребениях с захоронениями коней или конского снаряжения, почти ничего не сказано о коне в древнерусской традиции. Правда, в докладе Роберта Гаглоева на III Абхазской международной археологической конференции упоминается, что материалы этнографии и фольклора свидетельствуют о наличии культа коня и в славянской среде . Со ссылкой на работы В.А. Городцова и Б.А. Рыбакова (Городцов В.А. Дако-сарматские элементы в русском народном творчестве // ТГИМ, Вып. I. М., 1926; Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве / Женское божество и всадники // СЭ №1, М., 1948, С. 90-105) в приведенном докладе подчеркивается, в том числе, и архаичность культа коня в славянской традиции и его связь с культом женского божества природы. Но все упоминания о культе коня в славянской традиции ограничиваются хронологическим барьером якобы позднего появления славянства на исторической арене, что и задает цель для данных исследований как поиска источника заимствования культа коня и упомянутых традиций в славянской, или точнее в русской традиции.

Подобное направление научного поиска хорошо иллюстрируется, например, статьей К.Ю. Рахно «Посвящение коня в погребальном обряде осетин и его украинские параллели». Автор статьи обращает внимание на обычай посвящения коня покойнику у осетин, возводит его к далеким временам арийской общности и указывает на его генетическую связь с сармато-аланской архаикой. Так, К.Ю. Рахно отмечает, что конь у осетин посвящался только мужчине , однако, в ряде местностей зафиксированы случаи, когда лошадь посвящалась и знатной женщине, в чем автор видит явные отголоски обычая захоронения воительницы с конем, широко бытовавшего у сарматов.

В статье подчеркивается, что отголоски обряда посвящения коня не раз отмечались у тех народов Кавказа, Средней Азии и Сибири, в этногенезе которых приняли участие сарматы и аланы, но помимо кавказских и среднеазиатских параллелей, по мнению автора статьи, следует обратить внимание на аналогичные обычаи в обрядности народов Восточной Европы, например, на обычай посвящения коня умершему у населения Поволжья , в частности, у мордвы и татар-мишарей.

Кроме того, обращает внимание К.Ю. Рахно, сходные черты прослеживаются в погребальной обрядности восточных славян, в частности, у запорожских казаков: запорожцы ещё в конце XVI века, когда хоронили своего гетмана, то насыпали над ним высокий курган, оставляли возле него гетманского коня и справляли на могиле тризну. Конь оставлялся на могиле потому, что христианство уже не разрешало его захоронения вместе с умершим. К.Ю. Рахно считает, что данный обряд, по которому покойнику посвящался его конь, был заимствован казаками от ираноязычного кочевого населения степи (Рахно К.Ю. Посвящение коня в погребальном обряде осетин и его украинские параллели // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ». 6-7 октября 2009 г. Владикавказ, 2010. С.216-221).

Более современные исследования М.А. Очир-Горяевой, приведенные выше, демонстрируют умозрительность выводов о том, что погребальная обрядность, отмеченная чертами культа коня и известная у ведических ариев, заимствовалась славянскими народами у кочевых народов скифского времени , поскольку культ коня у них не прослеживается. Поэтому параллели ведическим традициям ритуала жертвоприношения коня, отмеченные у народов Восточной Европы, включая и восточных славян, должны иметь иное происхождение. Следует напомнить, что согласно этнографическим исследованиям, конь в славянской традиции, самое легендарное священное животное, в древнейших мифах и сказаниях принадлежащее высшим языческим богам и христианским святым.

Конь в славянской традиции одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводник на тот свет (Славянская мифология. М., 1995. С. 228-229). Одно это краткое перечисление наводит на мысль о том, что традиция сакрализации коня у славян была эндогенной традицией, то есть родившейся внутри самой славянской культуры, а не заимствовалась со стороны.

Хорошо известно, что конкретно в русском фольклоре конь занимал одно из центральных мест и отображал удивительно многослойную образную систему: , как посланец на землю от могущественных сакральных сил в помощь их избранникам, как неразлучный спутник и защитник эпического героя.

Конь обладал функцией оберега как у русских, так и у индоариев. Известный индолог Н.Р. Гусева обращала внимание на обычай, сохранившийся у потомков ариев в Индии, считать фигурки коней сильными оберегами, поскольку конь рассматривался как посредник между людьми и богами : «…в некоторых областях (например, в Бенгалии) человек, направляясь в лес за хворостом или ягодами, кладёт у опушки глиняную фигурку лошади, прося не наносить ему вреда. А это совершенно очевидно говорит о том, что такой обычай был привнесён арьями. До прихода ариев местные жители лошадей не разводили – ни на одной таблице Хараппы нет изображения этого животного . Зато в среде предков славян и арьев был распространен обычай принесения лошадей в жертву богам. Конь вообще вошёл во многие мифы и сказки в роли посредника в общении с богами : до сих пор на деревенских избах укрепляют на углу крыши резного коня, да и само несущее бревно крыши зовется коньком. Не так уж давно черепа лошадей можно было видеть на кольях забора – этим черепам приписывалась роль оберегов от всякого зла» (Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002. С.117-118). Сравним в докладе Р. Гаглоева сообщение о том, что черепа коней и у осетин прикреплялись над дверями домов, на заборах, в центре поселка, служа оберегом и символом счастья.

В.А. Городцов отмечал обычай надевать конские черепа на шесты близ жилья, пасек и огородов, сохранившийся и в его время, например, в Московской и Курской губерниях. Этот обычай, по его словам, бытовал у пасечников для охраны пасек и в силу поверья, что при помощи оберега пчелы наберут больше меда: «Сведения об описанном обычае имеются из г.Рузы Московской губ. и села Ксёльце Курской губ., но подобный обычай существует в Рязанской губ. и по-видимому, повсюду у русского населения и инородцев, взявших обычай у русских» (Городцов В.А. Указ. соч. с. 24).

Известен в русской традиции и обычай хоронить (сжигать) коня вместе с хозяином. На Вологодчине был известен обычай хоронить павшего коня как человека, оставляя на могиле перевернутые сани. Роль проводника на тот свет выполнял и волшебный конь – Сивка-Бурка, Конек-Горбунок.

Конь считался вещим животным , способным предсказать судьбу: у русских были распространены святочные гадания с участием коня . Связь коня с загробным миром находила выражение в сжигании маски конского черепа на Ивана Купалу , когда согласно поверьям все мифологические персонажи, связанные с загробным миром, покидали землю и возвращались на тот свет. также связывавшей коня с загробным миром (Конь // Славянская мифология. М., 1995. С. 228-229).

«Подсолнечное царство на огромных евразийских пространствах.» Лидия Грот,
кандидат исторических наук.

Лошадь уходит на пенсию

Был конь, да изъездился

Русская поговорка


Обычно лошадь может активно работать под седлом до двадцати лет. Потом начинаются возрастные проблемы со здоровьем. Работа сокращается до минимума. Если у вас кобыла, она может еще принести жеребенка, а племенной жеребец - поработать улучшателем.

Хотя ваш любимец и постарел, он все еще тот самый верный конь, друг, с которым вы столько прошли и испытали! Постарайтесь сделать его старость счастливой. Все, что ему теперь нужно - это покой, трава и солнце. Впрочем, многие старички продолжают работать - возить, например, детей, учить молодых всадников. Только работа это преимущественно шаговая.

Если у вас нет возможности или желания содержать еще один рот, ставший бесполезным, постарайтесь найти ему достойные кров и уход. Может быть, его возьмут в конский приют или примут в какое-нибудь хозяйство за умеренную плату. Редкий хозяин сдаст на мясо свою лошадь, если он ее любит. Впрочем, и такое встречается - тем более, что конина пользуется спросом.

Судьба спортивных лошадей тоже бывает трагичной. Сколько их, больше не годных ни в спорт, ни в разведение, закончили свою жизнь на мясокомбинате или в прокате, как олимпиец Ихор (под Кизимовым). Сами судите, насколько это справедливо: любой желающий может «забивать гвозди» на спине ветерана, «дергать веревочками» его нежный рот… Уберегите своего коня от такой участи, если вы испытываете к нему хоть каплю благодарности.

Лошадь может умереть не только от старости, но и в молодом возрасте. Что тогда делать с останками? Многие хозяева стараются вывезти умершего коня, где-то похоронить его, чтобы потом приходить к нему на могилу. Но вообще все это делается тайно. Официально похоронить лошадь стоит денег и нервов. Надо павшему коню отрезать ухо и отнести его на ветстанцию, чтобы получить заключение, что у него не было сибирской язвы.

В Люберцах есть специальный завод «Эколог» - для утилизации крупных животных. В газетах печатают объявления «Ветритуал». Позвонив, вы можете заказать кремацию лошади. Утилизация лошади стоит около двадцати тысяч рублей вместе с транспортировкой, если вы желаете получить урну с прахом. И гораздо дешевле, если ее сожгут вместе с другими павшими кошками, собаками - в общей топке.

"Нельзя хоронить животных в случайных местах, - говорит директор завода «Эколог» Александр Царегород-цев. - Органические продукты разложения могут попасть в воду, вызвать заражение людей. Сейчас даже скотомогильники запрещено устраивать. Павших животных мы или сжигаем, или перерабатываем в костную муку».

В 2004 году на завод было доставлено пять умерших лошадей. Умирают они в основном от старости. Но среди этих пяти была одна, погибшая от разрыва сердца.

На самом деле в Москве и области ежегодно погибает гораздо больше лошадей. Куда девают трупы? Хоронят (хотя это и запрещено) и продают на корм собакам, если мясо не заразно.

В случае, если вы все-таки хотите похоронить свою лошадь, закопайте ее не целиком, а только голову. По традиции хоронят голову и сердце выдающихся лошадей. И лишь самые лучшие удостаиваются чести быть похороненными в полный рост.