Тотальный диктант в кратце об истории письменности. Тотальный диктант: история ошибок за все годы . Как написать «Тотальный диктант» онлайн

Часть 1. Вкратце об истории театра

Рассказывают, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Свиту Диониса составляли козлоногие существа - сатиры. Изображая их, эллины надевали козлиные шкуры, бешено скакали и пели - словом, самозабвенно предавались веселью. Такие представления назывались трагедиями, что по-древнегречески означало «пение козлов». Впоследствии эллины призадумались: чему бы еще посвятить такие игрища?

Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, - так появился театр.

Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.

В спектакле обычно участвовали не только актеры, но и хор, вещавший от имени народа. Например, выходил герой на арену и произносил:

Я сейчас пойду сделаю что-нибудь плохое!

Совершать плохое бессовестно! - завывал хор.

Ладно, - поразмыслив, нехотя соглашался герой. - Тогда я пойду и сделаю что-нибудь хорошее.

Хорошее делать хорошо, - одобрял его хор, тем самым как бы нечаянно подталкивая героя к гибели: ведь, как положено в трагедии, за хорошие дела неизбежно наступает расплата.

Правда, иногда появлялся «бог из машины» (машиной называли специальный кран, на котором «бога» опускали на сцену) и нежданно- негаданно спасал героя. Был ли это действительно настоящий бог или всё-таки актер - неясно до сих пор, но зато доподлинно известно, что и слово «машина», и театральные краны были придуманы в Древней Греции.

(288 слов)

Часть 2. Вкратце об истории письменности

В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков - тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.

А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе - и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели - клиньями. Так появилась клинопись - самая древняя в мире система письма.

Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной - от пола и до потолка. Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.

А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.

Ну нет, - сказали финикийцы. - Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.

И придумали буквы - так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.

(288 слов)

Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады - прекращение войны.

Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.

В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные - нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.

А почему игры назывались Олимпийскими? - спросите вы. - Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?

Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, - так игры получили свое название.

Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами - правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.

Тематические диктанты на уроках истории

Постоянной проблемой школьного учебного процесса является текущий контроль успеваемости учеников. Общепринятых форм для этого четыре:

  • Ответ ученика у доски.
  • Контрольная работа.
  • Самостоятельная работа.
  • Тестирование.

Интересной и важной формой контроля является исторический диктант или тематический диктант

Методика диктантов такова:
Подготовка . Учитель истории готовит диктант по теме. Это, как правило, 20 вопросов и 20 ответов, разделенных на два варианта. Диктант может быть разработан самостоятельно или взят в готовом виде.
Проведение . В конце или в иное время урока (учитель решает в зависимости от ситуации) объявляется диктант по теме. Ученики пишут на отдельных листах бумаги только номера вопросов и ответы на них. Всего на диктант отводится 10—12 минут.
Проверка . За каждый правильный ответ ученик получает один балл. Половинчатый ответ можно оценить в 0,5 балла и т.п. Общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных учеником. При этом учитель сначала определяет общий уровень ответов, ориентируясь на низшее и высшее количество баллов, набранных учениками. Затем он пропорционально переводит баллы в систему оценок. Как показывает практика, на оценку «2» никто диктант не пишет, обычно оценка находится в пределах от «3» до «5».
Обсуждение . Поскольку такой диктант имеет соревновательный характер и ученики живо интересуются его результатами, то они активно реагируют на предлагаемый учителем анализ работы.
Раздача работ. Она производится только в конце урока, иначе даже самые примерные ученики из листов диктанта начнут сворачивать самолетики.

Особенности исторических диктантов

Главной методической особенностью исторических диктантов является игровой характер, основанный на «погружении» в изучаемый исторический период при мысленном, образном реконструировании исторических событий. Разумеется, тема должна соответствовать изучаемому материалу, а вопросы диктанта — программе, учебнику, рассказу учителя.
В самом диктанте важную роль играет его построение. Последовательность вопросов должна быть логичной и одновременно исключать монотонность восприятия. После зачитывания вопроса учителем у ученика должна возникнуть некая бодрая эмоция: о! это легко! ничего себе! как это? ага, перечисли, а как? и т.п. Поэтому виды вопросов должны быть последовательно различны. Например, за вопросом темы «Восстание декабристов»: «Каковы были цели восставших 14 декабря 1825 г.?» (вопрос трудный, на умение разбираться в ситуации) — следует вопрос: «Кто был назначен диктатором восстания?» (простой вопрос на память).
Так как оптимальным является диктант в два варианта, то параллельные вопросы вариантов должны быть однотипны. Например, по теме «Объединение Италии в XIX в.» вопрос 1 варианта 1: «Назовите известного русского ученого, географа и социолога, сражавшегося в рядах гарибальдийцев в 1860 г.?» (Л.И. Мечников) — должен подкрепляться такого же рода вопросом варианта 2: «Назовите известного русского хирурга, лечившего Дж. Гарибальди, раненного во время кампании 1862 г.?» (Н.И. Пирогов). Нарушение этого правила расстраивает весь диктант, так как ученики справедливо полагают, что условия для них должны быть одинаковыми.

Виды вопросов

Виды вопросов должны быть различными. Кроме того, как бы ни строились вопросы, в них обязательно должно присутствовать либо вопросительное слово (когда, кто, где и т.д.), либо указание (назовите, перечислите и т.п.).
Вопрос простой. «Когда и кем было изобретено книгопечатание в Европе?» Здесь необходимо всего лишь указать дату и имя. Это вопрос на память.
Вопрос спортивный. «Какую пищу главным образом употребляли на Руси в XIII—XV вв.?» Здесь к памяти необходимо подключить воображение, да не попасть впросак, упомянув, например, картофель.
Вопрос на эрудицию . «Что такое пергамент?» В ответе на этот вопрос необходимо кратко осветить технологию изготовления пергамента, что довольно трудно, и объяснить название, что легче.

Совокупности исторических диктантов

Диктанты могут быть использованы не только для текущего контроля успеваемости. Совокупность диктантов по годичному курсу, например «Тематические диктанты по истории Отечества XIX в.», приобретает новое качество. По сути дела, это курс истории, но изложенный сжато и емко и, что наиболее привлекательно, требующий (в отличие от учебника) активной формы восприятия. Самостоятельное усвоение материала, содержащегося в одном историческом диктанте или проведенного в форме диалога, мобилизует мышление и делает это усвоение эффективным и быстрым.
При этом надо помнить, что тематический диктант — это не просто десять задач, ответы на которые «см. в конце задачника». Тематический диктант это: 20 вопросов в 2 варианта + 20 ответов в 2 варианта + качественная их сумма. При подаче тематического диктанта в письменном виде и вопросы, и ответы должны располагаться на одном развороте. Дело в том, что уже само прочтение пары «вопрос—ответ» требует больших усилий, чем простое чтение.
Тем же, кто хочет проверить себя, никто не запрещает закрыть ответ или, наоборот, вопрос, с тем, чтобы самому их сформулировать. По сути дела, курс истории в тематических диктантах — параллельный повествовательному — пробуждает иные причины интереса к истории — вызывает желание соревноваться и дискутировать.

Исторический диктант (пример)

Великие географические открытия и колониальные захваты конца XV — начала XVI вв.

Вопросы

Вариант 1

1. Какую роль в Великих географических открытиях сыграло золото?
2. Назовите португальского мореплавателя, впервые в 1488 г. обогнувшего Африку с юга.
3. Сколько дней продолжалось первое плавание Христофора Колумба к берегам Америки?
4. Кто в 1519 г. возглавил первую кругосветную экспедицию? Сколько человек было в ее составе?
5. С какой целью и представители каких слоев населения отправлялись в колониальные экспедиции?
6. Какую страну покорил Эрнандо Кортес во главе отряда в 400 человек в 1519 г.?
7. Какую вредную привычку передали европейцы американским индейцам?
8. Для какой работы понадобились рабы испанским колонизаторам в Америке?
9. На каком американском острове к середине XVI в. колонизаторы полностью истребили местное население?
10. Что такое мануфактура?

Вариант 2

1. Какую роль в Великих географических открытиях сыграли пошлины?
2. Назовите португальского мореплавателя, впервые достигшего юга Азии морским путем в 1498 г.
3. Сколько всего плаваний к берегам Америки совершил Христофор Колумб?
4. Кто в 1522 г. возглавил первую кругосветную экспедицию, вернувшуюся домой? Сколько человек осталось в ее составе?
5. С какой целью европейцы стремились достичь мест, богатых разнообразными пряностями?
6. Какую страну в 1534 г. покорил Франсиско Писарро во главе отряда в 200 человек?
7. Какую вредную привычку передали американские индейцы европейцам?
8. Почему в качестве рабов в Америке использовались негры из Африки?
9. Какой европейский город стал к середине XVI в. центром мировой торговли?
10. Кто такие наемные рабочие?

Ответы

Вариант 1

1. Европейцам нечего было предложить восточным купцам за товары, кроме золота (а также серебра). Истощение запасов золота в Европе вызвало к жизни экспедиции для его поисков.
2. Бартоломеу Диаш.
3. 70 дней.
4. Фернандо Магеллан. 265 человек.
5. С целью наживы — купцы; грабежа — солдаты; распространения христианства — священники.
6. Империю ацтеков (на территории современной Мексики).
7. Пьянство.
8. Для работы на плантациях, на которых производились для Европы колониальные товары: табак, хлопок, сахарный тростник и т.п.
9. На о. Куба.
10. Это большое предприятие, на котором применялся главным образом ручной труд наемных рабочих.

Вариант 2

1. За восточные товары (ткани, пряности и т.д.) европейцы платили в 8—10 раз больше первоначальной цены, вследствие взимания с купцов пошлин при пересечении границ. Европейцы стали искать прямые пути в страны, производящие эти товары.
2. Васко да Гама.
3. Три плавания.
4. Хуан Себастьян эль Кано. 18 человек.
5. Условия жизни в Европе были крайне нездоровыми, гигиена отсутствовала. Пряности использовались в лечебно-профилактических целях.
6. Империю инков (на территории современного Перу).
7. Курение табака.
8. Индейцы предпочитали смерть неволе на своей земле. Африканцы, привезенные на чужую землю, — работали.
9. Антверпен.
10. Это лично свободные работники, которые работали на мануфактурах по найму, выполняя не всю работу, а каждый рабочий отдельную операцию.

Русский язык – один из богатейших языков в мире. Так писал о нём В.Г. Белинский. Этот бесспорный факт признают как прошлые, так и нынешние поэты, писатели, учёные и деятели культуры. К изучению и сбережению родного языка, как истории народа, пути цивилизации и культуры, призывал А.И. Куприн.

Сегодня проблема сохранения языка в России является наиболее актуальной. Современный человек постепенно утрачивает свою грамотность. «Правильно» писать нам помогает Word и новомодные гаджеты. Программы исправляют ошибки, но далеко не все. Теряется способность человека задумываться о корректном написании текста, отсутствует желание повышать уровень знания родного языка.

Как сделать изучение русского языка вновь модным и популярным? Каким образом можно повысить грамотность всех желающих? Об этом задумались в Новосибирском государственном университете.

История возникновения образовательной акции

На гуманитарном факультете НГУ заметили тенденцию к снижению образованности граждан нашей страны и пожелали изменить такую несправедливость. Чтобы привлечь внимание общественности к вопросам грамотности и образования, университет организовал ежегодную традицию проводить диктанты для гостей учреждения. В дальнейшем акция приобрела название «Тотальный диктант», девизом которой стали слова: «Писать грамотно – это модно!».

Первый диктант состоялся в стенах НГУ в 2004 году. В этой и пяти последующих акциях принимали участие в среднем по 150–250 жителей города. В 2009 году организаторы попросили провести диктант Псоя Короленко. Посещаемость мероприятия возросла в 3 раза. Сформировалась традиция доверять написание текста для Тотального диктанта российским писателям-современникам. Авторы неизменно читают свой текст на главной сцене акции – в Новосибирском государственном университете.

Постепенно мероприятие становится популярным и масштабным. Теперь оно охватывает не только города России, но и зарубежные страны. В диктанте принимают участие простые жители, публичные личности, известные люди.

По данным организаторов, в 2015 году акция прошла в 58 странах мира. Участниками диктанта стали 108 200 человек в 549 городах.

Как принять участие в акции?

Чтобы принять участие в акции «Тотальный диктант 2016» и бесплатно проверить свои знания русского языка вместе с сотнями тысяч желающих по всему миру, необходимо подобрать близлежащую площадку проведения мероприятия и зарегистрироваться на официальном сайте . Кроме того, существует возможность написания диктанта онлайн.

Как написать «Тотальный диктант» онлайн?

Несмотря на широкое географическое распространение акции по России и миру, не во всех регионах организованы площадки для написания Тотального диктанта. Многих людей останавливает от участия в событии личная занятость и отдалённость расположения мест проведения мероприятия. Желая привлечь к проверке знаний как можно больше любителей русского языка, организаторы акции предлагают написать Тотальный диктант онлайн.

За последние месяцы у нас прошло несколько Всероссийских тестов: два теста по истории и тотальный диктант .
Вот что удалось узнать о тестах.

Тесты по истории
В декабре 2015, 19.12 состоялся первый Всероссийский тест по истории Отечества .
Тестирование прошло в рамках федерального проекта Молодежного парламента при Госдуме "Каждый день горжусь Россией !". Тест разрабатывался в двух вариантах Уральским федеральным государственным университетом.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ТЕСТ по ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Здесь сразу и вопросы и ответы - два варианта.

Всероссийский тест по истории Отечества

40 вопросов и ответы
Первый вопрос: Создателем военно-морского флота России является…
https://vk.com/doc196014591_437139250?hash=42a6d8f...40db&dl=70a4e3579ab821f0ea

Всероссийский тест по истории Отечества - вариант 2!

Первый вопрос: Издателем первой русской печатной книги является…
https://vk.com/doc196014591_437139221?hash=c72abc8...cbb0&dl=80f8d2aa4cd7260ec3

Проверяйте себя! У меня получилось правильно 29 и 30 вопросов из 40, то есть 75%
……………………

ВСЕРОССИЙСКИЙ ТЕСТ по ИСТОРИИ Великой Отечественной войны ВОВ
прошел 23 апреля

В приложенных файлах тесты и ключи к ним.
https://vk.com/doc100641512_437470940?hash=4387a48...a9ac&dl=784199ded36be8ab7d

Ответы: 1 -Г 2 в 3а 4 б 5а 6г 7г 8г 9б 10в 11б 12а 13б 14в 15г
16а 17в 18а 19б 20б 21в 22в 23в 24а 25а 26б 27в 28в 29а 30а
Здесь у меня правильно получилось 80% ответов, а думала, будет хуже, чем по истории Отечества...

ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Диктант 2016 прошел 16 апреля, автор теста - писатель Андрей Усачев. З варианта (части)

Тексты диктантов 2016 и за прошлые годы
http://totaldict.ru/dictants/etot-drevniy-drevniy-drevniy-mir/

Темы года 2016
Часть 1. Вкратце об истории театра. Часть 2. Вкратце об истории письменности. Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр.

Первый Тотальный диктант новосибирцы написали в 2004 году. Тогда студенческий клуб «Глум-клуб» гуманитарного факультета НГУ, возглавляемый президентом клуба Екатериной Косых, предложил идею организации массового диктанта. В нем участие приняли всего 150 человек.

Первые 6 диктантов писали в Новосибирске в стенах НГУ, тексты заимствовали из произведений русской классики. В 2009 году знания русского языка проверяли уже 618 новосибирцев. Из них только семь счастливчиков получили «отлично». Оценки «хорошо» удостоились 118 человек, «удовлетворительно» получили 254, а вот при двойках остались 239 добровольцев. Во имя справедливости следует заметить, что предложен им был отрывок из повести «Невский проспект» Гоголя, что вряд ли можно считать корректным, потому как великий русский писатель с малоросскими этническими корнями имел слишком своеобразную лексику и синтаксис. Уж слишком далек он от Чехова и Бунина.

Интернет в помощь

Тогда же мобильный Интернет стал общедоступным, и стало понятно, что любой текст из классики можно найти в Сети и списать прямо на диктанте. Что такое возможно, организаторы поняли, когда в одной из работ, претендовавших на пятерку, обнаружили лишние предложения, которые были в тексте произведения, но при этом их не было в предложенном участникам тексте диктанта. Возникла необходимость создавать уникальные тексты, которые бы не публиковались в Сети до момента проведения Тотального диктанта. Автором первого текста, написанного специально для ТД, стал известный писатель Борис Стругацкий. Его текст под названием «В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?» под диктовку написали 2600 новосибирцев. Текст фантаста состоял всего лишь из 330 слов, но участники Тотального диктанта тогда установили рекорд по количеству ошибок.

Интерес и желание проверить свою грамотность побуждают принять участие в массовой акции. Фото с сайта pixabay.com

Из 2600 человек, проверявших свою грамотность, всего 20 получили «отлично», 570 – «хорошо», 1000 – «удовлетворительно». А тысяча человек написала диктант на «двойку». Именно тогда вокруг «Тотального диктанта» начались споры. Борис Стругацкий, никто не спорит, писатель был авторитетный. Но все же текст из-под пера фантаста вышел слегка корявый и скучноватый. Объективности ради: лучшие свои вещи Борис Натанович написал много лет назад в соавторстве с братом – военным переводчиком и редактором. Огромные споры тогда вызвало выражение «слава богу».

– Лучше бы его вообще не было в тексте и вот почему, – говорит новосибирский филолог Марина Сенаторова. – В советские годы слово «бог» в школе и во всех газетах писалось с маленькой буквы во всех случаях. В наши дни слово «Бог» пишется с прописной буквы в значении единого верховного существа. В многочисленных устойчивых сочетаниях, употребляющихся вне прямой связи с религией, следует писать строчную букву: бог знает, бог с ним, как бог на душу положит. Однако в некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так, может быть написано «слава Богу» (если контекст указывает, что говорящий благодарит Господа Бога) и «слава богу» (если по контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот). Тотальный, то есть всеобщий, диктант пишут все – в том числе и верующие люди. И вот для них написать слово «Бог» с прописной буквы естественно, они так воспринимают этот самый контекст. Всуе имя Бога они стараются не произносить. Сам же Стругацкий, например, в тексте диктанта написал «Язык» с большой буквы, придав этому слову дополнительное значение. А верующие люди, каковых много, слову «Бог» всегда придают дополнительное значение. А в итоге - массовые ошибки.

С этим случаем тесно связан и другой спорный момент в тексте Стругацкого: «булгаковы, чеховы, толстые». Почти каждый ученик знает: собственные имена лиц, превратившиеся в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы: меценат, ловелас, альфонс, держиморда. Однако сохраняется написание с прописной буквы, если фамилия, употребляясь в нарицательном значении, не переходит в разряд существительных нарицательных. Толстой, Булгаков, Чехов – великие писатели, и они, конечно, представляют собой определенный тип людей, но все же их имена отнюдь не утратили индивидуального значения, а потому однозначно должны были писаться с прописной буквы, если только автор не употребляет их в презрительном, уничижительном значении.

Девушки лучше текста

– Многие годы я знал про «Тотальный диктант» и знал людей, которые его писали, – говорит новосибирский писатель Александр Духнов. – «Просто интересно»; «Хочу проверить грамотность»; «Просто потусоваться», – такой ответ мне наиболее понятен. Дух флешмоба витает над Тотальным диктантом – собраться в неподходящем месте и коллективно заняться чем-то нелепым. Диктант для удовольствия – что может быть нелепее? Я честный человек, к тому же мне нечего скрывать. У меня по русскому «тройка», имеющая притяжение в сторону совсем уж неприличной оценки. Как-то мы с друзьями пришли в нархоз, чтобы написать и впоследствии посмеяться над результатами и друг над другом. Здесь же попутно обнаружилось большое количество симпатичных студенток. Сам диктант мне показался довольно занудным по содержанию. Автор Захар Прилепин там все время какие-то лампочки в подъезде вкручивал, пытаясь начать с себя перестройку коллективного сознания. А так вполне приличное мероприятие. Девушки оказались лучше текста.



С каждым годом число участников Тотального диктанта растет. Фото с сайта pixabay.com

В 2011 году автором текста для Тотального диктанта стал Дмитрий Быков. Он, как и Стругацкий, поделится своими мыслями о состоянии языка. Быков специально приехал в Новосибирск. Тогда акция вышла за пределы Новосибирска: в ней участвовали люди в одиннадцати российских регионах и даже несколько человек в США. В Новосибирске диктант писали 2695 человек, 47 из них получили «отлично». Однако самой массовой отметкой по-прежнему осталась «двойка»: более половины участников не смогли удовлетворительно справиться с написанием предложенного Быковым текста.

– Тогда споры вызвало написание выражения «Московский университет», и отчасти это вина автора, – продолжает филолог Марина Сенаторова. – Текст для проверки грамотности не должен содержать спорных вариантов, а это как раз такой случай. Из контекста было понятно, что речь идет именно о Московском государственном университете: следовательно, нужна прописная буква. Но ведь в наши дни университетов множество, пишут диктант люди разного возраста и житейского опыта, проверяют они знание исключительно грамматики: значит, текст должен быть безупречен именно с этой точки зрения. Если допустить, что речь идет об одном из многих московских университетов, требуется строчная буква.

По словам Быкова, он сочинил текст диктанта за 20-30 минут, что забавно, но вряд ли вызывает уважение у людей ответственных и самокритичных. Тщательнее бы надо.

На шести континентах

В 2014 году текст для «Тотального диктанта» написал уральский прозаик Алексей Иванов. Он владеет громадным объемом русской лексики, искренне увлечен историей родного края. Тогда же «диктаторами» выступили Константин Хабенский, Андрей Макаревич, Максим Кронгауз, Андрей Константинов, Наталья Крачковская, Сева Новгородцев и другие популярные личности.

В 2014 году «Тотальный диктант» писали уже на шести континентах, в 352 городах, в 47 странах ближнего и дальнего зарубежья. Проверить свою грамотность решились 64 тысячи носителей русского языка – это в два с лишним раза больше, чем в 2013 году. Самой северной точкой проведения диктанта стал Диксон на Таймыре, а самой южной – антарктическая научная станция «Восток». Самым западным пунктом стал Сан-Хосе (Калифорния, США), а самым восточным – Окленд (Новая Зеландия). В акции участвовал член экипажа Международной космической станции летчик-космонавт Олег Артемьев – ведь диктант писали в День космонавтики. Лидерами по количеству участников среди зарубежных городов стали Бишкек, Талин, Павлодар и Рига.


Грамотность и начитанность сегодня в моде. Фото с сайта pixabay.com

Отлично справились с диктантом около 2 тысяч из 64 тысяч человек: это чуть больше 3%. «Пятерки» получили 2% участников акции. Организаторы считают, что улучшение результата было связано, во-первых, с высоким литературным качеством тогдашнего текста диктанта, во-вторых, с работой бесплатных курсов «Русский по пятницам», которые посещали более пятнадцати тысяч желающих во многих городах.

В Новосибирске работы диктант сдали 4509 человек, в их числе оказалось 196 отличников, то есть 4,3 процента, что гораздо выше общего уровня. В числе распространенных ошибок традиционно были написание «н» и «нн» в суффиксах, приставок «пре-» и «при-». Больше всего ошибок было допущено в словах «перрон», «семафор», «палисадник», «гармошка» и «расхристанный».

Вызвало затруднение также словосочетание «чусовской вокзал» – с большой или маленькой буквы должно писаться слово «чусовской»? В тексте Иванова «чусовской вокзал» пишется с маленькой буквы, потому что в данном случае это не составное наименование: и старого вокзала того давно нет, и неизвестно, как он назывался официально. Здесь – просто прилагательное, образованное от географического названия по типу «невские берега», «донское казачество», «московские улицы».

Добавим, что в 2018 году пройдет в субботу, 14 апреля, и начнется в 15.00 по новосибирскому времени. . Кстати, с регистрацией стоит поторопиться – количество мест на некоторых площадках ограничено.

2004 – Лев Толстой, «Война и мир».

2005 – Александр Бек, «Волоколамское шоссе».

2006 – Иван Соколов-Микитов, «Таймырское озеро».

2007 – Василь Быков, «Сотников».

2008 – Редъярд Киплинг, «Наулака: Истори о Западе и Востоке».

2009 – Николай Гоголь, «Невский проспект».

2010 – Борис Стругацкий.

2011 – Дмитрий Быков.

2012 – Захар Прилепин.

2013 – Дина Рубина.

2014 – Алексей Иванов.

2015 – Евгений Водолазкин.

2016 – Андрей Усачев.

2017 – Леонид Юзефович.